domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

PROFORMA

Пришло мне на почту несколько сообщений: мои давние посты о школе и образовании люди используют в разных блогах и иных публикациях про 1-е сентября. И я подумала: а что ж я-то ничем 1-е сентября не отметила? Непорядок.

Исправляюсь.

Итак, ПРО ФОРМУ.

Разговоры о форме ведутся уж лет пять. А воз, по нашему обычаю, и ныне там. И размазывают, размазывают по тарелке эту бездарную и безвкусную манную кашу, как детсадовец, который и отказаться боится, и есть неохота.

Что-то обсуждают, рассуждают, толкуют и толкут - воду в ступе… Помню, в нашей поселковой школе (пардон, гимназии) несколько лет назад устроили целую выставку форм, произведённых какой-то люберецкой фабрикой, а мы, родительская общественность, должны были выбрать, кажется, даже проголосовать, и по итогам этого голосования планировалось принять судьбоносное решение, в какую форму одевать наших сельских гимназистов.

Я на родительском собрании тогда внесла предложение: пусть выберет директрисса, а мы – подчинимся. И навсегда прекратим обсуждение. Но тут такое началось! Тётки квохтали, ныли, выли, болботали – и ничего не предлагали. Особенно ярился один толстяк. «Я, - вопит, - юрист, и не допущу такого вопиющего нарушения». Он, наверное, замечательный юрист, потому что я, юрист плохонький, никакого нарушения не вижу. В общем, побубнили-побубнили, да и разошлись, не солоно хлебавши. Так ничего и не решили, а ввели так называемый дресс-код: чтобы выглядели прилично, что-нибудь в чёрно-белой гамме. И чтоб никаких ярких украшений, макияжа…

А потом моя дочка вместе с подружкой взяла да и перевелась в некий лицей, в Москве. Я, по правде сказать, была не довольна: ездить куда-то, а в чём разница – я как-то не поняла, но девчонкам нравится. Там, в московском лицее, разрешалось ходить в чём хочешь. Одна девица рассекала в штанах, сшитых из британского флага. Я так и не поняла: это знак уважения или, наоборот, презрения. В общем, все ходили по-домашнему: в джинсах, в рубахах, в толстовках. Что будет в этом году – неизвестно. Я – не слишком хлопотливая мамашка, скажут – куплю форму, а нет – ещё лучше.

Но история с формой – очень интересная вещь. Она демонстрирует всё ту же бледную немощь, полную неспособность что-то сделать. Даже в малом, в пустяке неспособность. Всё затягивается в разговорное болото и там гибнет.

Есть тут и другой слой. Неспособность одеться, выбрать одежду свидетельствует о глубоком кризисе идентичности. Обычно это женская проблема, но и у мужчин случается. Такова была возня с военной формой – помните? Даже Юдашкина привлекали, и маэстро изготовил что-то шутовское, вроде тех карнавальных барабанщиц, которых иногда ставят вдоль лестниц ивент-менеджеры на дорогих корпоративах. Помню, когда мы отмечали 10-летие компании в свежеоткрытом Ритц-Карлтоне на Тверской, нам этих дурацких барабанщиц впарили. Я как увидела новую форму – сразу их вспомнила.

Человек, испытывающий кризис идентичности, не может НАЙТИ одежду. Она как бы есть в магазинах, и деньги у него есть, а купить – не может: ничего не подходит. Потому что он сам себе не подходит, он не понимает, зачем он вообще в этой жизни толчётся, кто он такой. И соответственно не понимает, как он должен выглядеть. Такая беда охватила всё наше общество: мы не понимаем, кто мы такие, куда и зачем бредём. В сущности, мы не можем ответить ни на один самый простой вопрос. Мы страна богатая или бедная? мы развиваемся или деградируем? Мы могучая влиятельная держава или убогая колония? к какой деятельности мы готовим детей? Что мы хотим видеть через десять лет? Ни на один из этих вопросов ответа нет. Кто-то делает вид, будто есть, кто-то опять же делает вид, что никакого ответа и не требуется. А он – требуется.

Вы спросите, какое это имеет отношение к форме. Прямое. При ясном понимании, чего мы хотим – ввести форму – пара пустяков. Ещё проще объявить: ходите в чём хотите. И перестать сотрясать воздух пустопорожними разговорами. Потому что каждый нерешённый вопрос, отложенное и не принятое решение – поедает энергию. И мешает решать новые вопросы. И создаёт иллюзию деятельности при её отсутствии. Это относится и к жизни одного человека, и к корпоративному менеджменту, и к государственному управлению.

Как была когда-то введена школьная форма? Это случилось после войны; кажется, даже в процессе войны, но какая уж во время войны форма, не до того. До войны, когда учились мои родители, формы не было. А когда училась свекровь – после войны – была. Видимо, она была введена вместе с разделением школ на мужские и женские. Это разделение было с 1943 до 1956. Форма, как и вообще вся советская школа сталинской эпохи была срисована с царской гимназии, ну и форма тоже. Поэтому её так быстро и просто ввели. Зачем это было надо? Ну, Сталин, начиная с 30-х годов, постепенно возвращался к имперским порядкам: форма – лишь малая часть этого возвращения. В царской России было множество форм – для военных и статских. Недавно перечитывала «Анну Каренину», там описываются выборы предводителя дворянства. Так все дворяне – в мундирах. Не только служащие, а вообще все. Интересно. Вообще, форма связана с идеей империи, службы короне, есть в форме и нечто сословное. В общем, форма помещает каждого на отведённое ему место – вот смысл формы.

Форма одновременно возвышает и принижает. Человек в форме – причастен к силе и славе государства. Если он это государство уважает – эта причастность к чему-то большему, чем он сам, к чему-то могущественному, - его, безусловно, возвышает. Даёт ему смысл и цель. Даём ему идентичность. Он знает, чтО ему о себе думать. Это крайне важно – иметь, что думать о себе. Очень многим этого остро не хватает. Бывает форма не государственная, а попроще – корпоративная, та же школьная. Она человека возвышает, придаёт сил и, так сказать, роста, если он эту организацию – уважает. Если гордится, что он – школьник, служащий Аэрофлота и т.д.

Если у человека это самоосознание уже есть (а это дело не частое, прямо сказать) – тогда форма его может принижать.
Исполнен вечным идеалом,
Я не служить рождён, а петь!
Не дай мне, Феб, быть генералом,
Не дай безвинно поглупеть!

Это А.К. Толстой. Но ведь то поэт, аристократ…

Сталин после войны неуклонно одевал все свои ведомства в форму. И быстро это всё разрабатывалось, утверждалось, «отшивалось», как выражаются швейники… И эмблемы легко придумывались, листочки всякие: у лесников – дубовые, у дипломатов – лавровые. Была тут, помимо имперской, ещё и житейская идея: народ за войну поизносился, новую одежду, наверно, не так-то просто было завести; не случайно фронтовики долго ходили в гимнастёрках. Ну а форма – это всегда если не красиво, то, бесспорно, прилично. Такая же была идея и в школьной форме. Послевоенные школьники, рассказывают, ходили в форме и в театр, и в библиотеку – просто по бедности. Она, форма, эту бедность как-то слегка маскировала.

Нужна сегодня в школе форма? Честно – не знаю. Если б она была – было бы лучше, но дело это не кажется мне столь насущным, чтобы ради него начинать гигантскую бучу.

Но уж если заводиться с формой, то делать её надо единой для всех. И всё, дорогие товарищи, хватит, перестать это мусолить, вот вам форма и займитесь другими делами! И она будет вечно, всегда, пока мир стоит. Хватит уже жевать эту пустопорожнюю жвачку! Так надо сказать директорам школ, а они – мамашкам.

Какая она должна быть? В сущности – любая. Ну, приличная, по возможности. Самый деловой цвет – синий, он же идёт большинству. Рубашка – голубая или белая. Бантик-галстучек какой-нибудь измыслить. Пиджак, штаны для девчонок и парней, девчонкам ещё и юбка. Можно придумать ещё что-нибудь: жилет, шорты-юбка.

Можно предусмотреть на кармане или ещё где – вензель какой-нибудь лично твоей школы. Можно сделать отдельную форму для начальной школы – положим, бордовую, для средней школе (5-9 кл) – положим, синюю, а для 10-11класса – например, зелёную или ещё какую-нибудь. Тогда школоте будет интересно перейти в следующий разряд и обрести другую форму.

Но форма должна быть – подчёркиваю! - единой для всех. Если введение формы будет обсуждаться полоумными клушками из родительских комитетов – никогда никакой формы не будет. Помяните моё слово!

А дальше – разработать выкройки и за работу товарищи! Шить надо. Никаких государственных тендеров на пошив формы. Как сказал один крупный итальянский предприниматель, тендеры – позор современной экономики. Правильно сказал, знает жизнь. Поэтому позориться лишний раз не надо. Что надо? Выложить в интернете на сайте наробраза эти выкройки в натуральную величину, чтобы распечатать легко было, и всех размеров – от 36 до 52. И точные указания цветов по международной шкале цветов международной текстильной ассоциации (не помню, как это точно называется, но у текстильщиков есть такая шкала). И объявить характеристики ткани по составу и плотности: плотность такая-то; положим, шерсти не менее 50%. И это всё. Дальше все какие ни есть фабрики, а также кустари-одиночки с мотором и без мотора могут шить эту форму. Мало того, возможен и индпошив. Я бы поместила там же программку, куда ты вводишь свои параметры тела и она тебе строит выкройку. Трудитесь, дорогие наши рукодельницы!

И это всё! Шейте, конкурируйте, делайте что хотите, но, положим, 1 сентября 2015 года ВСЕ должны быть в форме. ВСЕ – понятно? Тебе, Сидоров с последней парты понятно? И эта форма должна существовать долго, очень долго. А разговоров о ней быть вообще не должно: есть и всё тут. Аналогичным образом должны решаться вопросы с учебниками. Они должны быть едиными, стабильными и долгоживущими. Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments

Recent Posts from This Journal