domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

МИНИСТЕРСТВО ПРОПАГАНДЫ?

Сергей Нарышкин, председатель Госдумы заявил недавно: "Я убежден, что с завершением юбилейного года пропаганда идей Конституции закончиться не должна. И как спикер парламента уже в начале следующего года объявлю конкурс на лучшую работу (ресурс) по пропаганде идей Конституции в обществе. В том числе рассчитанной на подрастающее поколение", — написал Нарышкин в своей статье, опубликованной во вторник в "Российской газете". Статья посвящена двадцатилетию Конституции РФ и российского парламента.

Думаю, что обещание будет выполнено.

Моя покойная мама рассказывала. В брежневскую пору она работала в одном союзном министерстве. И был у них там один старик-начальник, успевший послужить ещё в том, сталинском министерстве (для молодёжи справка: при Хрущёве министерства были ликвидированы и введена территориальная схема управления, а потом, при Брежневе, вернулись снова к отраслевому принципу, т.е. к министерствам). Так вот этот пожилой товарищ всякий раз, когда возникал какой-нибудь заковыристый вопрос, тут же пытался вспомнить: а что в подобных случаях делалось в «старом» министерстве? Его более молодым сотрудникам такое поведение казалось смешным и нелепым: вместо того, чтоб думать головой о сегодняшних вопросах он, как двоечник на экзамене, натужно пытается вспомнить, что по данному вопросу написано в учебнике или в шпаргалке.
Многое из нынешних примет нашей общественной и государственной жизни живо напоминает подход к делу того давнего советского начальника. Оттого в окружающей жизни всё больше примет советского стиля. Вот и звание Героя труда собираются вводить. Мне уже доводилось писать об этом: в наши дни эта реминисценция из прошлого будет симулякром, если не пародией.

Робкая попытка возродить советский агитпроп, предпринятая Сергеем Нарышкиным, – из этого ряда. И то сказать: год у нас юбилейный, двадцать лет Конституции, значит, надо напомнить, особенно молодёжи, о великих свершениях родины Октября, тьфу ты – свободной и демократической России – ну, в общем, вы меня поняли. А для этого хотят объявить конкурс на лучшее изделие пропаганды. Впрочем, это, конечно, даже не попытка возродить агитпроп, а так – дальние подступы, приближение к подходу…

Но интересно уж одно то, что реабилитировано само слово «пропаганда»: оно используется в положительном смысле. Это слово, буквально означающее по-латински «распространение», в разных языках и культурах имеет разные коннотации. В англосаксонской культуре – сугубо отрицательные: пропагандой там называют беспардонную промывку мозгов. При этом именно США больше всего преуспели и в практической пропаганде, и в теоретическом осмыслении этого дела. В романских языках это слово гораздо более нейтрально. А вот немцы пользуются им настолько широко, что там даже выставочный или уличный демонстратор какого-нибудь бытового прибора или чего-нибудь в этом роде называется «пропагандист», что довольно логично: он же распростарнитель. Двадцать и даже десять лет назад, когда мы изо всех сил пытались уподобиться нашим американским учителям вплоть до полной неразличимости, никто бы не дерзнул произнести слово «пропаганда» в положительном контексте. А вот сегодня – произносят. Сам председатель Думы произносит. Пропаганда, да ещё государственная пропаганда? Эдак и до государственной идеологии можно докатиться. А её как раз действующая Конституция возбраняет: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 2 ст. 13). Вот и крутись: пропаганда нужна, а идеология – ни-ни…

На самом деле одно без другого невозможно. Прежде чем пропагандировать – надо выработать то, что пропагандировать. Идеологию надо выработать. Наивно предполагать, что она как-нибудь сама собой народится в процессе какого-нибудь конкурса под пером безвестного щелкопёра. Да хоть бы и известного! Предполагать подобное – это доведение учения laissez-faire до самого последнего градуса абсурда, дальше которого уж подлинно некуда.

Даже в самой пустяковой рекламе заказчик не говорит: «Порекламируй мне эту вешалку (швабру, стиральный порошок)». Тот, кто «заказывает музыку», всегда знает, какие именно качества он желает рекламировать, какой именно образ самого простого предмета лепить. Какая она швабра: престижная, народная, высокотехнологическая, для настоящей бизнес-леди, для тех, кто любит себя, для тех, кто стремится в Париж, для тех, кто превыше всего ценит семейные ценности и т.д. до бесконечности. Даже тут мы не рекламируем предмет, как некоторым наивно кажется (или уж не кажется больше никому) – мы выделяем определённые качества и творим из них некую новую реальность. Вот её-то мы и доносим до объекта обработки. Прежде чем начать рекламировать, надо понять, какие черты мы выделяем. Ровно то же, и стократ важнее и сильнее, - в пропаганде.

Так вот перед тем, как пропагандировать, надо разработать картину мира, подлежащую трансляции. Идеологию надо разработать. Идеология – это что-то вроде светской религии, или популярной философии для масс. Она отвечает на базовые вопросы: кто мы такие, каковы наши цели, как устроено наше государство, кто и при каких обстоятельствах, его создал, откуда и куда мы идём, кто наши друзья и кто враги, что такое хорошо и что такое плохо. Вот она-то, идеология, и подлежит распространению посредством пропаганды. Вопрос о Конституции – это лишь малая часть идеологии. Важная, но лишь часть.

Выработка такой – государственной – идеологии – дело творческое и очень непростое. Для этого нужно иметь государственное сознание, понимание того, что есть власть и управление, широкий кругозор, литературные дарования. Причём эти редкостные даже и по отдельности качества должны совмещаться в одном человеке. Нельзя нанять спичрайтера – и он тебе это дело сработает, как многим мнится. Он сработает, конечно, но это будет один из множества симулякров, которые вырабатывались, например, в брежневскую пору. Они были, что называется, ни уму ни сердцу: ничего никому не объясняли и никуда не звали и не вели.

Примеры удачных литературных изложений идеологий? Пожалуйста. «Доктрина фашизма» Муссолини, «Краткий курс истории ВКП(б)» Сталина (он не значился в качестве автора, но весь стиль изобличает руководящую и направляющую роль отца народов); если идти дальше вглубь истории, встретим превосходную «Записку о древней и новой России» Н.М. Карамзина.

Разумеется, идеология не может быть выработана раз и навсегда: она развивается, дополняется, в ней даются ответы на запросы дня. Но в основе она должна быть едина. Это – светская религия. Как всякая религия она должна базироваться на неких базовых текстах и дополняться сочинениями отцов церкви. Ну а дальше наступает этап ТРАНСЛЯЦИИ этой идеологии – та самая пропаганда. Пропагандист не создаёт идеологию, как отдельный поп не создаёт религию – он её более или менее удачно и творчески транслирует. Ровно то же происходит и в идеологии и пропаганде.

Очень хорошо, что в нашем руководстве зарождается пока смутное, но всё же ощущение необходимости идеологического руководства народом. Сегодня идёт речь лишь о малой малости – о пропаганде Конституции, но важен принцип. Самое время снова ввести в свой умственный оборот известный принцип: если ты покидаешь поле пропаганды (как и поле битвы) – его тотчас занимает твой противник. Мы покинули это поле, мы его сдали двадцать пять лет назад. И, собственно, цитированная выше статья Конституции об отсутствии государственной идеологии – это ничто иное, как юридическое закрепление этой сдачи.

В мире идёт непрерывная, интенсивная и всё более изощрённая идеологическая борьба и информационная война (тут есть некоторая разница, но здесь мы не будем её обсуждать). СССР рухнул в результате поражения преимущественно в этой войне. Но в жизни и в истории нет ничего окончательного, и вчерашнее поражение может превратиться в завтрашнюю победу. Ленин когда-то заповедовал молодёжи «учиться военному делу настоящим образом»: вполне вероятно, главные сражения современных войн - идеологические и информационные; этому и надо учиться. И осознание этого факта, как мне кажется, на пороге, хотя и даётся нелегко.

Когда-то ещё геббельсовская пропаганда разработала три направления пропаганды против СССР, рассчитанные на разные группы населения: 1) троцкистское направление: нарушены идеалы революции; 2) сепаратистское направление; 3) русское националистическое (против евреев и инородцев). Все они (+ «права человека») были, как по нотам, разыграны антисоветской пропагандой в 80-е годы. Эта пропаганда умело использовала приём, известный в НЛП под названием «подстройка и ведение», т.е. исходя из картины мира «клиента», постепенно смещать её в желательную сторону. Всё это огромная и очень квалифицированная работа. Её теоретическая база закладывалась десятилетиями. И этими умениями необходимо овладеть. Это сейчас одно из главных видов вооружения.

Когда г-н Нарышкин хочет объявить конкурс на пропаганду Конституции – это, конечно, неплохое дело. Но надо понимать, что ожидать пользы от подобной самодеятельности – это всё равно, что надеяться сабелькой противостоять танку. Бла-а-ародно, но не эффективно.
Subscribe

  • ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ?

    Еда – дорожает. Этот непреложный факт пытаются замаскировать разными способами: манипуляциями с упаковкой, нажимом на аграриев, а также на…

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 119 comments

  • ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ?

    Еда – дорожает. Этот непреложный факт пытаются замаскировать разными способами: манипуляциями с упаковкой, нажимом на аграриев, а также на…

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…