Думаю, что обещание будет выполнено.
Моя покойная мама рассказывала. В брежневскую пору она работала в одном союзном министерстве. И был у них там один старик-начальник, успевший послужить ещё в том, сталинском министерстве (для молодёжи справка: при Хрущёве министерства были ликвидированы и введена территориальная схема управления, а потом, при Брежневе, вернулись снова к отраслевому принципу, т.е. к министерствам). Так вот этот пожилой товарищ всякий раз, когда возникал какой-нибудь заковыристый вопрос, тут же пытался вспомнить: а что в подобных случаях делалось в «старом» министерстве? Его более молодым сотрудникам такое поведение казалось смешным и нелепым: вместо того, чтоб думать головой о сегодняшних вопросах он, как двоечник на экзамене, натужно пытается вспомнить, что по данному вопросу написано в учебнике или в шпаргалке.
Многое из нынешних примет нашей общественной и государственной жизни живо напоминает подход к делу того давнего советского начальника. Оттого в окружающей жизни всё больше примет советского стиля. Вот и звание Героя труда собираются вводить. Мне уже доводилось писать об этом: в наши дни эта реминисценция из прошлого будет симулякром, если не пародией.
Робкая попытка возродить советский агитпроп, предпринятая Сергеем Нарышкиным, – из этого ряда. И то сказать: год у нас юбилейный, двадцать лет Конституции, значит, надо напомнить, особенно молодёжи, о великих свершениях родины Октября, тьфу ты – свободной и демократической России – ну, в общем, вы меня поняли. А для этого хотят объявить конкурс на лучшее изделие пропаганды. Впрочем, это, конечно, даже не попытка возродить агитпроп, а так – дальние подступы, приближение к подходу…
Но интересно уж одно то, что реабилитировано само слово «пропаганда»: оно используется в положительном смысле. Это слово, буквально означающее по-латински «распространение», в разных языках и культурах имеет разные коннотации. В англосаксонской культуре – сугубо отрицательные: пропагандой там называют беспардонную промывку мозгов. При этом именно США больше всего преуспели и в практической пропаганде, и в теоретическом осмыслении этого дела. В романских языках это слово гораздо более нейтрально. А вот немцы пользуются им настолько широко, что там даже выставочный или уличный демонстратор какого-нибудь бытового прибора или чего-нибудь в этом роде называется «пропагандист», что довольно логично: он же распростарнитель. Двадцать и даже десять лет назад, когда мы изо всех сил пытались уподобиться нашим американским учителям вплоть до полной неразличимости, никто бы не дерзнул произнести слово «пропаганда» в положительном контексте. А вот сегодня – произносят. Сам председатель Думы произносит. Пропаганда, да ещё государственная пропаганда? Эдак и до государственной идеологии можно докатиться. А её как раз действующая Конституция возбраняет: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 2 ст. 13). Вот и крутись: пропаганда нужна, а идеология – ни-ни…
На самом деле одно без другого невозможно. Прежде чем пропагандировать – надо выработать то, что пропагандировать. Идеологию надо выработать. Наивно предполагать, что она как-нибудь сама собой народится в процессе какого-нибудь конкурса под пером безвестного щелкопёра. Да хоть бы и известного! Предполагать подобное – это доведение учения laissez-faire до самого последнего градуса абсурда, дальше которого уж подлинно некуда.
Даже в самой пустяковой рекламе заказчик не говорит: «Порекламируй мне эту вешалку (швабру, стиральный порошок)». Тот, кто «заказывает музыку», всегда знает, какие именно качества он желает рекламировать, какой именно образ самого простого предмета лепить. Какая она швабра: престижная, народная, высокотехнологическая, для настоящей бизнес-леди, для тех, кто любит себя, для тех, кто стремится в Париж, для тех, кто превыше всего ценит семейные ценности и т.д. до бесконечности. Даже тут мы не рекламируем предмет, как некоторым наивно кажется (или уж не кажется больше никому) – мы выделяем определённые качества и творим из них некую новую реальность. Вот её-то мы и доносим до объекта обработки. Прежде чем начать рекламировать, надо понять, какие черты мы выделяем. Ровно то же, и стократ важнее и сильнее, - в пропаганде.
Так вот перед тем, как пропагандировать, надо разработать картину мира, подлежащую трансляции. Идеологию надо разработать. Идеология – это что-то вроде светской религии, или популярной философии для масс. Она отвечает на базовые вопросы: кто мы такие, каковы наши цели, как устроено наше государство, кто и при каких обстоятельствах, его создал, откуда и куда мы идём, кто наши друзья и кто враги, что такое хорошо и что такое плохо. Вот она-то, идеология, и подлежит распространению посредством пропаганды. Вопрос о Конституции – это лишь малая часть идеологии. Важная, но лишь часть.
Выработка такой – государственной – идеологии – дело творческое и очень непростое. Для этого нужно иметь государственное сознание, понимание того, что есть власть и управление, широкий кругозор, литературные дарования. Причём эти редкостные даже и по отдельности качества должны совмещаться в одном человеке. Нельзя нанять спичрайтера – и он тебе это дело сработает, как многим мнится. Он сработает, конечно, но это будет один из множества симулякров, которые вырабатывались, например, в брежневскую пору. Они были, что называется, ни уму ни сердцу: ничего никому не объясняли и никуда не звали и не вели.
Примеры удачных литературных изложений идеологий? Пожалуйста. «Доктрина фашизма» Муссолини, «Краткий курс истории ВКП(б)» Сталина (он не значился в качестве автора, но весь стиль изобличает руководящую и направляющую роль отца народов); если идти дальше вглубь истории, встретим превосходную «Записку о древней и новой России» Н.М. Карамзина.
Разумеется, идеология не может быть выработана раз и навсегда: она развивается, дополняется, в ней даются ответы на запросы дня. Но в основе она должна быть едина. Это – светская религия. Как всякая религия она должна базироваться на неких базовых текстах и дополняться сочинениями отцов церкви. Ну а дальше наступает этап ТРАНСЛЯЦИИ этой идеологии – та самая пропаганда. Пропагандист не создаёт идеологию, как отдельный поп не создаёт религию – он её более или менее удачно и творчески транслирует. Ровно то же происходит и в идеологии и пропаганде.
Очень хорошо, что в нашем руководстве зарождается пока смутное, но всё же ощущение необходимости идеологического руководства народом. Сегодня идёт речь лишь о малой малости – о пропаганде Конституции, но важен принцип. Самое время снова ввести в свой умственный оборот известный принцип: если ты покидаешь поле пропаганды (как и поле битвы) – его тотчас занимает твой противник. Мы покинули это поле, мы его сдали двадцать пять лет назад. И, собственно, цитированная выше статья Конституции об отсутствии государственной идеологии – это ничто иное, как юридическое закрепление этой сдачи.
В мире идёт непрерывная, интенсивная и всё более изощрённая идеологическая борьба и информационная война (тут есть некоторая разница, но здесь мы не будем её обсуждать). СССР рухнул в результате поражения преимущественно в этой войне. Но в жизни и в истории нет ничего окончательного, и вчерашнее поражение может превратиться в завтрашнюю победу. Ленин когда-то заповедовал молодёжи «учиться военному делу настоящим образом»: вполне вероятно, главные сражения современных войн - идеологические и информационные; этому и надо учиться. И осознание этого факта, как мне кажется, на пороге, хотя и даётся нелегко.
Когда-то ещё геббельсовская пропаганда разработала три направления пропаганды против СССР, рассчитанные на разные группы населения: 1) троцкистское направление: нарушены идеалы революции; 2) сепаратистское направление; 3) русское националистическое (против евреев и инородцев). Все они (+ «права человека») были, как по нотам, разыграны антисоветской пропагандой в 80-е годы. Эта пропаганда умело использовала приём, известный в НЛП под названием «подстройка и ведение», т.е. исходя из картины мира «клиента», постепенно смещать её в желательную сторону. Всё это огромная и очень квалифицированная работа. Её теоретическая база закладывалась десятилетиями. И этими умениями необходимо овладеть. Это сейчас одно из главных видов вооружения.
Когда г-н Нарышкин хочет объявить конкурс на пропаганду Конституции – это, конечно, неплохое дело. Но надо понимать, что ожидать пользы от подобной самодеятельности – это всё равно, что надеяться сабелькой противостоять танку. Бла-а-ародно, но не эффективно.