domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

ЕВРОМАЙДАН, или РЕАКЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Кто-то сказал, что революция – это самый варварский способ прогресса. А у меня в связи с этим вопрос: а бывает, что и революция есть, и варварство налицо, а прогресса нет, а есть совершенно обратное – погружение в бедность, дикость и отсталость. При этом народ – тот самый народ – носитель государственного суверенитета, чьим именем принято клясться, - не щадя сил и даже местами здоровья, настоятельно требует швыдче идти по этому самому шляху, который ведёт не вперёд, а назад? То есть не к лучшему и передовому положению, а к бедности и отсталости. Одним словом, бывают революции – реакционные? Вот что меня интересует.

Сдаётся мне, что – бывают. И вот на Украине именно такая сейчас и происходит. А до того была в Киргизии. А ещё до того – у нас в СССР. Развал СССР и был одной из таких реакционных революций. Теперь вот – в Киеве. Мне не хочется рассуждать, чем всё это закончится: предсказателей и без меня много. Мне интересен принцип. Народ в едином порыве требует: «Дайте мне быть отсталым и второсортным! Хочу на задворки Европы, в услужение к западным господам!»

Поразительно, что опыт-то вроде есть. Бывших братских республик.
Помню, как-то вечером мы с дочкой прогуливали собаку и встретили сравнительно молодую женщину, которая заблудилась и не могла попасть на шоссе. Мы довели её до дороги, и она нам рассказала свою историю. Она – молдаванка, приехала в наш посёлок поискать работы няньки, домработницы, всё равно кого, но место, которое ей кто-то указал, оказалось уже занятым. По профессии она - учительница, но вот ищет хоть какую-то работу здесь. Живёт на птичьих правах с такими же горемыками в какой-то комнате, которую придётся скоро освобождать. Устроиться на работу нужно как можно скорее, т.к. дома ждёт семья, где она – кормилец. Дочка, помню, была впечатлена: как тяжело, оказывается, жить не в своём доме, даже не в своей стране. Эмиграция – это всегда несчастье, как бы ни хорохорились горемыки. Особенно тяжела трудовая эмиграция – эмиграция из бедной страны в богатую, когда непременно понижается статус, социальный уровень, ты попадаешь в окружение таких же горемык, как ты сам. И вырваться из этого круга – ох как нелегко.
Мне памятен какой-то старинный перевод из Данте на эту тему: «Ты будешь к хлебу привыкать чужому,/ Узнаешь ты, как горек он и солон,/Как лестница крута к чужому дому». Я не нашла, кому принадлежит этот заблудившийся в моей голове текст. Лозинский, классик перевода, кстати, перевёл гораздо хуже: «Ты будешь знать, как горестен устам
Чужой ломоть, как трудно на чужбине
Сходить и восходить по ступеням.” (Оригинал на всякий случай для тех, кто может оценить: Tu proverai sì come sa di sale
Lo pane altruì, e com' è duro calle
 Lo scendere e 'l salir per l' altrui scale). 
Впрочем, отставим филологические изыски.
В Прибалтике нормальный жизненный путь молодого человека – эмиграция. Чаще всего в Британию, Ирландию. На моей памяти они заместили собой всех работников фабрики по выделке резиновых ковриков в Дублине, на которой мы их когда-то закупали. И то сказать, работа грязная, вонючая, вероятно, вредная, абсолютно неквалифицированная. Как раз для трудовых иммигрантов. Любопытно, что эти ребята в большинстве с высшим образованием, на что-то, видимо, рассчитывали… А теперь они строители, водители, формовщики ковриков. Это ещё если повезёт. Каждый труд, конечно, почётен, но лучше бы прикладывать его к обустройству своей страны, где твои предки, память, где ты, в конце концов, полновесный гражданин.
А дОма… дОма разруха? Нет, у этих ребят-прибалтов не разруха – угасание. Опрятное угасание ( в Прибалтике искони опрятно). А как по-другому-то быть может, если хозяйственная деятельность сворачивается, а молодёжь уезжает? Всё это я наблюдала пару лет назад в Литве.
Так какого ещё единения с Европой хотят наши украинские братья и сёстры? Вот такого? Надо думать, именно такого. Воображают, что у них будет как-то по-другому? Вряд ли они всерьёз думают, что будет по-другому. Они, конечно, воображают, что им удастся свободно ездить в Евросоюз работать уборщицами и мусорщиками, но этого как раз не будет, и, может, и к лучшему, что не будет.
Что будет? Немедленно загнутся остатки украинской промышленности. Что-то не выдержит конкуренции, что-то закроется ввиду несоответствия нормам ISO или ещё каким-нибудь нормам. Для этого Украина и нужна Евросоюзу – как рынок сбыта. Конкуренция ему не нужна. В результате народ, и без того бедноватый, обеднеет ещё больше. «А нехай она сгинет, та промышленность!» - машет рукой нормальный, средний и даже по виду вменяемый гражданин братской Украины. То есть давайте на этом месте остановимся и ещё раз осмыслим: он, гражданин, хочет, чтобы его страна полностью превратилась в убогую колонию Запада. Он полагает, что ТАК будет лучше. Он хочет быть убогим и второсортным, он готов. «Придите и володейте нами».
Вероятно, у народа, как у отдельного человека, есть периоды духовного и соответственно трудового и боевого подъёма, когда «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», и периоды упадка духа, разложения и деморализации, когда хочется упасть мордой в грязь и не шевелиться. Куда уж нам, убогим? Нам бы как-нибудь…
Вот в такие моменты и происходят реакционные революции. Они переводят жизнь народа на более низкую орбиту. Промышленный, образованный, высокоразвитый, самостоятельный народ превращается в народ второсортный. Потому что народ, не имеющий собственной промышленности, обречён на то, чтобы быть батраком и бедняком в кругу народов. И – что интересно – в какой-то исторический момент народ этого может ЗАХОТЕТЬ. Сегодня на киевских баррикадах, сработанных из новогодней ёлки, революционеры сражаются за своё священное право – упасть мордой в грязь. Чтоб никто не смел тащить вверх и навязывать развитие. Руки прочь от самостийной Украины!
Народ заморочили сладкоголосые зазывалы из ЕС? Да, это есть. Но тут есть и другое. Есть какой-то духовный СПИД - полное отсутствие иммунитета от заграницы. В состоянии упадка духа народ, целый народ, поверил и верит в несообразное: что Запад – его друг. Что он хочет ему, слабому и бестолковому, бескорыстно помочь. То есть Запад не обобрать его желает, не воспользоваться, а напротив – развить и обогатить. То есть что ему, украинскому народу, бесплатно и бескорыстно невесть почему дадут некие блага – вроде как родители детям. Помогут встать на ноги, протянут дружескую руку.
Это не просто далеко от реальности – это противоположно реальности. В международных отношениях, как и в бизнесе, вообще нет понятия дружбы: там каждый за себя. А уж Западные страны – тем более. Но наши украинские братья – верят. В западных доброхотов, в дармовые пироги и пышки.
Мне кажется, в коллективном бессознательном и русского, и украинского народа живёт обломовская мечта о друге-немце, эдаком коллективном Штольце, который придёт и бескорыстно займётся ТВОИМИ делами. Будет разгребать и разруливать, может, денег ссудит без отдачи… А ты будешь сидеть и ждать, когда твои дела магическим образом наладятся. Бацилла этой болезни духа в скрытом виде всегда сидела в народном организме, но в моменты слабости и духовного упадка болезнь приобретает клиническую форму. И очень разрушительную. Как сегодня на Майдане.
Народ так хочет? Надо уважать выбор народа? Народ всегда прав?
На самом деле, всё не так элементарно, как в ходовых прописях, трактующих вопросы вольности и прав. События на Украине показывают, насколько далеко может расходиться воля народа, его желание и волеизъявление и – того же самого народа БЛАГО. Мне уже доводилось года два назад написать серию постов на эту тему. Вот они:
http://domestic-lynx.livejournal.com/42040.html
http://domestic-lynx.livejournal.com/42396.html
http://domestic-lynx.livejournal.com/42656.html
Сегодняшние события показывают, что народ, как и человек, может опуститься и деморализоваться, потерять веру в себя и утратить верный путь. И его желание может быть так же далеко от его истинного блага, как искреннее и свободное волеизъявление вполне крепкого парняги, встреченного мною недавно на рынке, пристроиться охранником на кладбище и больше никогда ничем не заморачиваться. Он этого хочет, но наши хотелки – далеко не всегда суть наше благо.

А как же священные, неотъемлемые права человека? К сожалению, среди них есть и право человека стать свиньёй и бодро, демократически захрюкать. И народ тоже имеет право демократически сползти в третий мир. По собственному желанию.

P.S. Этот текст прочитала натуральная украинка – бывшая няня и крёстная моей дочки. И он ей не понравился. «Просто им заплатили – они и пришли на площадь. Не заплатили бы – не пришли. Моя Валька в 2004-м за 100 долларов за ночь ходила стоять. А что делать будешь? В нашем Гипромезе (проектный институт, где они работали) зарплату задерживали, да и была она долларов двести от силы. И эти, сегодняшние, тоже за деньги стоят. А Вы тут целую философию развели».
Ну что же, коли так – беру философию обратно. Но всё-таки сдаётся мне, что не вполне так…
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 838 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →