domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕНЬГИ?

Я очень редко хожу в театр: современные спектакли мне не нравятся, особенно новые «прочтения» классики. Есть только два театра, в которые мне приятно сходить: Малый и ещё Театр на Перовской. Он маленький, но очень хороший. Там не выпендриваются, а играют то, что написал драматург. В театре на Перовской я среди прочего видела пьесу Фонвизина «Бригадир». Поразительно, как они сумели оживить комедию, которая, казалось бы, навсегда осталась в 18-м веке, превратившись в историческую окаменелость. Так что если приведётся – сходите.

А в Малый мы ходим всей семьёй, и это никогда меня не разочаровывает.



Посмотрела недавно в Малом театре «Бешеные деньги» Островского. Второй уж раз посмотрела и всё дивлюсь, как мало изменилась наша жизнь за почти полтора века, что прошли с тех пор (пьеса написана в 1869 г.). Не изменилась в самой своей духовной сердцевине – несмотря на все войны, революции, коллективизации и приватизации. В чём эта духовная сердцевина? Она в ответе на вопрос: «Как жить?» (Рассказывают, что к Льву Толстому приходили ходоки в Ясную Поляну с вопросом: «Лев Николаевич, как жить?» - и он отвечал). Жизнь народа такова, каков массовый ответ на этот сакраментальный вопрос. Есть и второй вопрос, тесно связанный с первым. Поскольку человеку врождённо желание улучшить своё положение, пробиться наверх, разбогатеть, и именно это желание создаёт движение жизни – то важен ответ на вопрос: как, какими средствами это надлежит делать. Ответ на эти вопросы предопределяет судьбу народа.

Что у нас по этой части? А ровно то же, что было во времена Островского. Герои «Бешеных денег», московские дворяне, знают три пути к обогащению: 1)выиграть, 2)получить наследство и 3)поступить на выгодную казённую службу. Всё. Возможность заработать трудом, изобретательностью, предприимчивостью – отсутствует. В принципе. Нет её в картине мира. Ну, разве что получить какой-нибудь казённый подряд – это максимум предприимчивости.


И сегодня люди массово не верят в труд как средство создания богатства. Во что верят? А всё в то же – в какой-нибудь дивный случай, везуху, пруху. Ну и конечно же в госслужбу как наилучшую разновидность жизненной удачи. Поступить в департамент по протекции и сесть на поток. Финансовый. Вот самое надёжное средство создания богатства – в сознании наших соотечественников. Сегодняшних, не дворян XIX века. На этом месте непременно кто-нибудь спросит ехидно: «А что, это не так? Это неправда?»

Правда это или нет – не такой элементарный вопрос. Если люди массово верят в то, что это так, то всё так и оказывается. По вере воздаётся. Так вообще устроены социальные процессы – в противоположность до сих пор ходовому у нас истмату. Когда мы массово верили, что «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» - так и происходило, когда перестали верить – стали убогими и отсталыми.

Спору нет, сегодня для неверия в труд как средство обогащения у нас есть все основания.
Наши крупнейшие капиталисты, капитаны, прости, Господи, индустрии, - это всё абсолютно вымышленные и искусственные фигуры: их назначили капиталистами в процессе приватизации. Они, как называл подобных личностей Чехов, «ряженые».
“В России вся собственность выросла из "выпросил" или "подарил" или кого-нибудь "обобрал". Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается”, - писал Василий Розанов сто лет назад. Сегодня он написал бы то же самое.

Деньги у нас как были сто пятьдесят и сто лет назад, так и остаются по сю пору «бешеными»: они возникают ниоткуда, вкладываются в никуда, и никак не связаны с трудовыми усилиями. Они не связаны в массовом сознании, а действительность – подстраивается. Действительность вообще имеет свойство подстраиваться под массовое сознание. И то сказать, как люди верят, так они и действуют. А как они будут действовать, если основу их мировоззрения составляет древняя пословица «От трудов праведных не наживёшь палат каменных»?

Вообще, представление о том, что простые занятия, обычный труд может привести к богатству – это было своеобразное открытие. В Западной Европе оно было сделано примерно в XVI веке. Так считал величайший знаток истории капитализма, автор классической книги «Буржуа», когда-то более знаменитый, чем Маркс, - Вернер Зомбарт.

У нас это дивное открытие, похоже, так и не было сделано. Когда рассказываешь о том, что кто-то заработал большие деньги трудом и предприимчивостью, а вовсе не пронырливостью и знакомством с начальством, - не верят. «Ну, это исключение», - такова обычная реакция. Заметим это! Очень важно, критически важно, чтО люди массово считают правилом, а что исключением. Это предопределяет их поступки: они действуют по линии того, что считают правилом.

Некоторое время назад было модно рассуждать о том, что у нас-де нет социальных лифтов, молодёжи трудно подняться и выдвинуться. А пешочком не желаете? Ну эдак, потихонечку: от платочки к двум палаточкам, а потом, глядишь, к сети магазинов, а там и производство какое замутить… «Ну, знаете, это утопия, эти времена уже давно прошли (ещё не наступили)», - такова нормальная реакция нормального русского человека. Нормальный русский человек верит только в бешеные деньги. В небешеные он не верит.

Когда я говорю моим молодым знакомым и сотрудникам: «Ребята, чего вы сидите? Вот такая есть возможность, а вот ещё и такая, а вот вам третий вариант…» - они вежливо слушают, но так, знаете, как слушают сказку. Вот «купить табуретку в Газпроме» - вот это да, это реальная возможность, а трудом, изо дня в день, копеечка к копеечке – это фантазия. Притом фантазия противная русскому сознанию. Герой «Игрока» Достоевского рассуждает о глубоко отвратительном его русской душе немецком «фатере», который упорно наживает из поколения в поколение:
«…есть здесь везде у них в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно честный. Уж такой честный, что подойти к нему страшно. …
Старший (сын – Т.В.) превращается сам в добродетельного фатера, и начинается опять та же история. Лет эдак чрез пятьдесят или чрез семьдесят внук первого фатера действительно уже осуществляет значительный капитал и передает своему сыну, тот своему, тот своему, и поколений через пять или шесть выходит сам барон Ротшильд или Гоппе и Комп., или там черт знает кто». Неинтересно это русскому человеку, не увлекает.

Настолько укоренилось это неверие в силу личного инициативного труда , что породило даже подтверждающую мифологию. Помню, много лет подряд разные СМИ писали, переписывая, вероятно, друг у друга, о том, как нечеловечески трудно всего лишь зарегистрировать компанию, какие страшные препятствия чинят злонамеренные чиновники. Потом, видимо, кто-то решился на дерзкий эксперимент: попробовать зарегистрировать. И что же? Оказалось очень просто. И писать об этом перестали. Но мысль о том, что иметь бизнес неимоверно опасно, вот придут и отнимут, да и вообще время частного бизнеса прошло ещё в 90-е – по-прежнему владеет массами.

Пьеса Островского кончается тем, что героиня объявляет: время бешеных денег прошло, а потому, девушки, выходите замуж за людей труда и дела. Кабы так… К сожалению, дворянская, бездельная психология, психология бешеных денег остаётся господствующей. В каком только подполье она перезимовала, чтоб вылезти и снова овладеть массами.

Уверена: историческая судьба нашего народа зависит от того, сумеем ли мы сбросить с себя этот морок – бешеные деньги - и сформируем психологию трудового прибытка. Начать бы сверху, с высшего класса. Правы Маркс и Энгельс: «Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями». Какой у нас господствующий класс? Вероятно, чиновники и их «креативная» обслуга. Они-то и ориентированы полностью на бешеные деньги.

Когда-то Англия завоевала полсвета и стала мастерской мира благодаря тому, что её дворянство было трудовым и предприимчивым, а не праздным. А потом США поднялись во многом благодаря вере миллионов маленьких людей, что трудом и инициативой можно разбогатеть. Они и до сих пор в это верят. Несмотря на все отклонения.
Subscribe

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 330 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…