domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

"НАШЕЙ ПРАВДЫ ИДЕАЛ"

В "Литературной газете" диалог-спор споре М.Васканян и В.Иноземцева, в котором, странным образом, правы оба. Наши, русские, ценности, - говорит, - М.Васканян, - не совпадают с западными. И это неоспоримо: не совпадают. А В.Иноземцев возражает: жить надо не по ценностям, а по законам. Вон, на Западе живут по законам, и хорошо живут. И это верно: законы соблюдать надо, законопослушание – это социальная дисциплина, без которой невозможна благоустроенная жизнь.

ДОМ И ФУНДАМЕНТ

По закону жить или «по ценностям»? На самом деле, закон и ценности – это не оппозиция, это скорее дом и фундамент (не будем тревожить приснопамятные базис и надстройку). Ценности – фундамент, закон – строение, которое на нём возведено. Если в основе закона лежат чуждые народу ценности – такой закон никогда не будет прочен и не будет выполняться. Не обязательно дело придёт к бунту, хотя и так бывает, но ползучее игнорирование закона, нарушение, где только можно, - это гарантировано.

Законы вырастают из правил поведения, распространённых в народе: морали, житейский норм, правовых обычаев – это уже переход от морали к праву.

Собственно, это всем и известно и преподаётся в вузах. Я сама когда-то на госэкзамене соловьём заливалась на тему «мораль и право». Упорно не понимается вот что. Закон не просто когда-то, в невесть какой древности, вырос из синкретических морально-религиозно-бытовых норм и правовых обычаев. Вырос – ну, а теперь у нас есть закон и дело с концом. На самом деле закон постоянно, ежедневно должен произрастать из этих порою незаметных невнимательному глазу норм. Они-то и есть самый главный регулятор жизни! В том числе и те самые «понятия», которые мы связываем лишь с криминальной средой, а они есть везде. Вообще-то вся жизнь идёт «по понятиям» - о правильном и неправильном, о должном и недолжном, о благом и дурном.

Эти представления и составляют тот самый народный дух. А поскольку душа, психология у разных народов – очень разная, то и «понятия» у них разные. Иногда слегка разные, иногда – сильно разные. В любом случае, Законодатель обязан это учитывать. Даже не просто учитывать, а базироваться на этом в своей деятельности. Он обязан знать и чувствовать свой народ, отождествлять себя с ним. Это трудно и ответственно. Не будь оно так, законодательствовать было бы проще пареной репы: списал, как двоечник контрольную, у соседа – и порядок. Но то-то и печально, что не выйдет никакого порядка – правового порядка. «Государство – это обретший форму народный дух», - писал Гегель в своей знаменитой «Философии права», и это очень глубокая мысль. У нас она проходит по ведомству идеализма и как-то скользит по поверхности, но они очень верная и глубокая.

О связи народного духа с позитивным правом много и плодотворно размышляли немецкие учёные т.н. исторической школы права в первой половине XIX века. Эта направление мысли во многом питал ужас от созерцания Французской революции. Ход мысли этих учёных (Гуго, Пухта, Савиньи и др.) была такой: когда юридические установления не отвечают народной психологии и правовым обычаем народа – случаются революции. Закон, не отвечающий народному духу, - это словно жмущая одежда, её хочется сбросить.
От немецкой исторической школы осталась такая мысль – мысль на вечные времена: законодатель не конструирует, а угадывает право. Угадывает его в гуще народной жизни, сумев заглянуть в душу народа.

Сегодня труды Пухты и Савиньи изучают студенты как некий исторический курьёз: мало ли чего не напридумывали учёные немцы, всего не упомнишь. Даже основных текстов этой школы нет в интернете.

К сожалению, этот подход к праву не в тренде, он где-то на обочине, это своего рода «другой канон». В тренде – учение о правах человека, восходящее к мысли Руссо. Это понятно: героем теории женевского гражданина является добродетельный естественный человек, имеющий естественные права, тут истинно нет не эллина ни иудея. Предполагается, что для всех народов хорошо одно и то же, и никакого народного духа нет, а есть всемирные и вневременные принципы демократии и прав человека.
В эпоху глобализации - самая полезная теория. Если же принять историческую теорию Пухты и Савиньи, то можно домыслиться до того, что не каждому народу и демократия подходит, а этого современные хозяева дискурса и вообще жизни - допустить не могут.


Можно ли узнать, как народ понимает правду? Каково его практическое правосознание? В начале XIX века учёные-юристы прилежно собирали и изучали правовые обычаи, а заодно песни, сказки, пословицы. В этой важной работе участвовали два студента-юриста, ученика Савиньи. Сегодня эти давние студенты памятны под именем братьев Гримм.

Социологи как умеют, порой топорно, но всё-таки изучают представления людей о добре и зле, о праведной и неправедной жизни. Недавно было замечено и обсуждалось исследование крестьянского сознания, проведённое в Белгородской области учёными Высшей Школы Экономики по заказу тех, кто хотел организовать там производство и переработку подсолнечника. Об этом была подробная статья в «Эксперте». В статье легко прочитывается налёт презрения к унтерменшам, которые имеют общинную психологию и не имеют «достигательной мотивации». Вообще, лёгкое презрение к туземцам-замкадышам – это must have креативной публики. Людей с подобным отношением к делу и вообще к жизни нельзя допускать ни к какому законодательству. Народ и его чувства надо принять за данность, дать ему законы и вообще нормативные акты, не противоречащие его душе. И понемногу воспитывать, опираясь опять-таки на его дух и базовые верования. Потому что дух народа – это то, что меняется очень медленно, а в ядре своём и вовсе не меняется. Он может разрушиться – вместе с народом.

Между прочим, не случайно немецкие фольклористы собирали вместе пословицы, грамматические формы и правовые обычаи. Это была не просто техническое удобство, а – принципиальная позиция. Правоведы исторической школы считали, что юридическая система – сродни языку: это и социальное явление, и – одновременно – природное, никем не выдуманное и не сконструированное. То есть сконструировать можно (ведь и искусственных языков сколько наконструировали), но работать не будет.


ЗАКОН ПРАВОВОЙ - И НЕПРАВОВОЙ

Разнотык закона и правосознания мы видим на каждом шагу. Когда топ-менеджер, развалив работу, получает гигантские премии – для народа он – вор, хотя всё сделано по действующим законам и иным правовым актам. Только вот правовые акты – не правовые – вот в чём беда. Право – шире закона, право – по существу дела – это интегральная справедливость. Поэтому закон вполне может быть (и реально бывает) неправовым.

Длительный опыт работы с разными людьми убедил меня: наш народ считает легитимным только трудовой доход.
О чём вы думаете больше всего спорят соучредители мелкого и среднего бизнеса? Думаете, как больше «приподнять бабла»? Нет, есть вопросы и поважнее. Самая типичная причина споров ссор соучредителей – кто больше работал. Именно размер личного трудового участия в бизнесе у нас считается правовой основой получения прибыли. Да, понимают вроде: всё дело в том, кто сколько внёс денег в уставной капитал, но это всё теория, а живая, нутряная, практика – вот она. Она – в работе.

Наш народ считает праведным только трудовой доход.

Иногда дело доходит до курьёза: моя подруга не тратит деньги вырученные от сдачи второй квартиры, которую она не украла, не нашла на дороге, а получила вполне респектабельным способом. Она живёт на трудовые деньги.

Наверняка кто-нибудь спросит ехидно: а как же финансовые пирамиды, всякие жульнические схемы быстрого и уж никак не трудового обогащения? В них что – не народ участвует? Народ. Но он участвует в них, как участвует в грехе. Он не ощущает это каким-то настоящим доходом. Это для него что-то вроде рулетки. Мне думается, поэтому наших людей очень легко заманить в какие-то уж совершенно нелепые финансовые конструкции. Иногда думаешь: «Ну неужели взрослому человеку не понятно, что…» А ему не то, что непонятно – он вообще в это дело не вникал. Это для него что-то бесовское, неправедное – чего в него вникать? Наши люди, и это давно замечено, и беря кредит, не читают его условия. Вообще, деланье денег из денег, какие-то извороты для приращения денег – для наших людей – это грех и бесовщина. Даже если на поверхности сознания он считает, что финансовый рынок – это нормально, даже прогрессивно и замечательно, внутри он считает такой способ обогащения – неправедным.

Финансовый капитал, финансовые операции – всё это кажется нашему народу бесовским прибытком. А вот прибыток от труда – честным, праведным.

Поэтому народное правосознание не приняло приватизации. То, что разграбление страны происходит по законам (тогдашним или нынешним), - ровно ничего не меняет. Народ подчинился закону как силе, а не правде - только и всего. Приватизация нанесла огромную травму народному правосознанию, вообще народному духу.
На каком основании имярек получил рудники и заводы? На основании закона? Такого основания и такого закона в народном правосознании нет и быть не может. Это неправовой закон. А коли так – «пропадай моя телега, все четыре колеса». Раз само государство подаёт пример, значит и нам, маленьким людям, можно добывать имущество любым путём – красть, насильничать, жульничать, брать взятки. А чо – им можно, а мне нет? «Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую» - писал Герцен об отношении русского народа к законам.

Среди креативной интеллигенции бытует мнение, что-де народ наш страшно не любит героев эпохи Приватизации ( наши украинские братья называют эпоху дележа советского наследства выразительным словцом «Дерибан»). Не любит оттого, вообще склонен к равенству в убожестве и завистливо ненавидит богатых и успешных.

Это – неправда. Разумеется, зависть – это общечеловеческое свойство. Но! Наш народ с уважением относится к собственности, приобретённой трудом, в том числе и трудом предпринимательским. Если человек создал бизнес с нуля, достиг приличных результатов, даёт работу другим, честно выполняет свои обязанности – такой человек в народном правосознании легитимен и даже уважаем. Я и сама являюсь таким человеком, так что знаю, о чём говорю. Это только в интеллигентской голове олигарх и владелец парикмахерской на углу различаются лишь размером собственности, а во всём прочем они одно и то же. Я помню креативные визги: раз отнимают собственность у Ходорковского – завтра отнимут и у тебя, потому что вы – одно и то же: владельцы священной частной собственности. Не одно и то же! Очень даже разное, и народ это понимает.

Не принимается нашим народом и частная собственность на землю. Как ощущает народ? Земля – богова, общая. В частной собственности может находиться участок вокруг дома или дачи – это допустимо, а земля сельскохозяйственного назначения, земля-кормилица, а паче того – леса, недра – это богово. Ну, или народное. Хочешь пахать, украшать землю – возьми, поработай. Не хочешь – отдай тому, кто будет работать. Работать – не спекулировать. Так примерно понимает народ в своей душевной глубине. Абсолютно не принимается собственность на нашу землю иностранцев.

Так было, вероятно, всегда. Когда-то мне привелось прочитать письма Льва Толстого Столыпину (они состояли даже в каком-то дальнем родстве). Толстой, хорошо знавший крестьян, писал примерно вот это самое: народ не приемлет частной собственности на землю.

И это я тоже вижу по собственному опыту. Моя семья владеет двумя бывшими совхозами в Ростовской области. Мы их даже не приватизировали, а купили. Никаких особых прибытков мы не получаем и далеко не окупили свои вложения. Как относится к нам народ? Нет, не враждебно, для этого нет причин: мы объективно сделали им добро, они хоть зарплату при нас стали получать, прежде и этого не было. Но относятся они к нам как к чему-то лишнему, неправильному. Они продолжают считать эту землю своей, а нас – ну, неким очередным начальством, мало ли было на их веку начальников? В чём выражается такое отношение? Да во всём. В халтурной работе, в общем равнодушии к делу и, конечно, в воровстве, воровстве, воровстве. Собственно, мы ликвидировали животноводство, потому что не смогли справиться с массовым воровством кормов.

То есть что получается? То, что я создала сама, – уважается. А вот бизнес, связанный с землёй и выросший из приватизации (приватизировали не мы, а наши предшественники, которые довели хозяйства до ручки) – не кажется правильным, легитимным.

Уважать закон, любой закон, просто потому, что это закон – русский человек не будет. «Dura lex, sed lex» - это всё-таки западное, не наше.

Мы, русские, - природные анархисты, мы мало ценим государство, его организующую функцию. Соответственно и государственному правосудию как-то не доверяем.
Когда-то я изучала историю Владимирки (шоссе Энтузиастов), на которой расположен наш офис, и с изумлением узнала, что арестантов, которых гнали в Сибирь, - практически не кормили. Не было это предусмотрено. А питались они подаянием окрестных жителей. Считалось даже, что молитва колодника – быстрее дойдёт до Бога. Отсюда обычай по праздникам носить калачи в острог. Преступников в народе называли «несчастненькими». Вообразите: воры, грабители, душегубцы – и «несчастненькие». И то сказать: от сумы да от тюрьмы не зарекайся.

Но колодники хоть не лично твои враги, а ведь наш добрый народ и пленных немцев подкармливал. «У него, поди, тоже мать есть», - думала голодная русская крестьянка, отрывая от себя ломоть хлеба вчерашнему врагу и насильнику. А вот немецкие крестьяне – те вели себя по-другому. Они не давали хлеба своим солдатам, которые в сорок пятом, оборванные, голодные и растерянные болтались по лесам Германии. Не заслужили, не выполнили своего долга перед государством – за что ж их кормить?

Наш народ, получив какой-то закон или правило, в первую очередь задумывается не над тем, как лучше его исполнить, а о том, как лучше обойти. Даже если правило это не только не репрессивно, а вполне резонно и общеполезно. Мои продавцы часто готовы действовать каким-то сложным, кружным путём, но непременно не исполнить простое и прямое правило. Болезнь эта давняя, но – излечимая. Постепенно люди убеждаются, что действовать по правилу – удобнее и проще; с моими продавцами, во всяком случае, именно так и происходит. Главное, чтобы закон не нарушали сами законодатели - на всех уровнях: от артели до целого государства. К правопорядку народ надо воспитывать, как воспитывают детей соблюдать порядок житейский. И, надо сказать, дети, как и народы, по естественной склонности к порядку тоже сильно отличаются друг от друга.

Ох, не просто устроить на Руси правовое государство.

ORDNUNG … ПО ВОЗМОЖНОСТИ

Отдельный вопрос: дисциплина. Русский народ по природе не дисциплинирован. У русского жизнь не разложена по полочкам, порядок не пленяет, не кажется чем-то приятным или хотя бы необходимым и достойным внимания и труда. Посмотрите на наши города и посёлки: говорят, в них есть человек по имени главный архитектор и застройка как-то планируется. Но заподозрить наличие этой фигуры и этой деятельности , глядя на окрестный пейзаж, невозможно. В городах дома стоят словно уроненные каким-то безвестным великаном кубики, а в сёлах – невнятные городульки. Русские склонны прощать себе и другим опоздания, неточность в делах, срыв сроков. Нет, порядливость – не наша национальная черта. А ведь порядливость и порядочность – слова одного корня. И не только слова – явления тоже…

Очень вероятно, что повышенная строгость наших законов исторически была призвана скомпенсировать народную расхлябанность. У нас часто регламентируется то, что в других странах отдаётся на усмотрение исполнителей. Например, наши строительные нормы – очень подробные и определяют практически каждый шаг. Жёсткая регламентация в нашей жизни – вещь необходимейшая, иначе всё будут делать вкривь и вкось, проявляя народную смекалку, природную смётку и безудержную инициативу. Подробная регламентация иногда вызывает даже восхищение иностранцев. Когда-то крупная строительная итальянская фирма потратилась на полный перевод наших СНиПов, - и не для работы у нас, а просто как документ технической мысли. Наши ГОСТы тоже важный и ценный документ, концентрирующий большой технический опыт. Сегодня «сделано по ГОСТу» - особый показатель качества.
Похоже, что русская пунктуация – самая регламентированная: для иностранных языков так подробно не расписано, когда ставить запятую, когда двоеточие, когда тире.

Всё это – необходимость. При недостатке внутренней дисциплины – требуется дисциплина внешняя. Вернее, идущая извне. Любят говорить: это всё потому, что народ чувствует несправедливость, вот он и нарушает правила. А почему, например, в школе у нас списать, сжульничать, обмануть учителя – дело чести, доблести и геройства, а в Америке – постыдный поступок? Учитель что – угнетает кого-то? Существует всё-таки природная склонность к порядку, органическое нечто…

Собственно, так и говорится в старинном юмористическом стишке:
По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал.
Сто лет назад юрист Богдан Кистяковский процитировал этот стишок в знаменитых «Вехах». Там он опубликовал статью «В защиту права» - интересен уж сам заголовок. Содержание ещё интереснее: автор призывает интеллигенцию обратить внимание на право как важный аспект устройства жизни. В интеллигентском умственном обиходе эта мысль не была в то время распространена. Она и сейчас-то – очень поверхностна. Справедливость, равенство, народ, высшие идеалы – это да. А соблюдение законов и порядка – это низко и скучно. И это – плохо, тут нужна работа по воспитанию и самовоспитанию. (Впрочем, за сто лет мы высшие идеалы утратили, а полезных социальных привычек так и не приобрели).

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ
Subscribe

  • ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ?

    Еда – дорожает. Этот непреложный факт пытаются замаскировать разными способами: манипуляциями с упаковкой, нажимом на аграриев, а также на…

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 138 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ?

    Еда – дорожает. Этот непреложный факт пытаются замаскировать разными способами: манипуляциями с упаковкой, нажимом на аграриев, а также на…

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…