domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

ИДЕОЛОГИЯ - СИЛА НАРОДНАЯ - ч.1

Мой давний добрый френд sivka 2006 заподозрил меня в намерении стать государственным идеологом. Что ж, работа, как говорится, трудная, но интересная. Тем более, что я как работник торговли постоянно воздействую на умы, дело привычное. А тут ещё прислали приглашение на конференцию – и как раз про идеологию. Потому я и замыслила серию постов про идеологию. А программа конференции послужит и мне программой тоже. Или оглавлением. Вот она, программа, почитайте и вы, дорогие френды, может, захотите принять участие.


Центр научной политической мысли и идеологии

Всероссийская научно-общественная конференция
Государственная идеология и современная Россия
Москва, 28 марта 2014 г., Концертный зал Центрального дома журналистов (Москва, Никитский бульвар, д.8а)


Председатель организационного комитета конференции:
Сулакшин C.С.— д.полит.н, д.физ.-мат.н., генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии

На конференцию выносятся следующие вопросы
I. Категория и теория идеологии
1. Категория «идеология»: сущность и понятийный релятивизм
2. Идеологическое манипулирование
3. История и типология идеологий
4. Современный идеологический дискурс

II. Государство и идеология
1.Понятие, специфика, история и типология государственной идеологии
2.Может ли сосуществовать государственная идеология и принцип идеологического плюрализма
3. Идеология и государственное управление
4. Возможно ли успешное государство без целостной и единой идеологии
5. Конституционные варианты нормирования государственной идеологии

III. Проблема государственной идеологии в современной России
1. Реконструкция фактической российской государственной (общестрановой) идеологии
2. Идеология либерализма: сущность, латентное содержание, результаты реализации
3. Возможности и перспектива идеологии консерватизма в современной России
4. Идеологическая конкуренция в России
5. Перспектива реидеологизации России, включая конституционную реформу

Место проведения конференции – Концертный зал Центрального дома журналистов (Москва, Никитский бульвар, д.8а)



Начало регистрации — 9.00. Начало работы конференции — 10.00.

Участие в работе конференции бесплатное.
Вниманию иногородних участников: транспортные расходы и расходы по проживанию в Москве несет направляющая сторона или сам участник.
Для участия в конференции необходимо до 19 марта 2014 года заполнить заявку на сайте http://rs.createsurvey.ru/publish/survey?a=PbrCbP
И прислать аннотацию доклада с пометкой «Конференция 28 марта» до 19 марта 2014 г. по электронному адресу: org@rusrand.ru
Материалы конференции будут опубликованы в форме сборника статей. Сборник будет иметь соответствующие библиотечные индексы УДК, ББK и международный стандартный книжный номер (ISBN), будет зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ
Программа конференции будет вывешена на сайте www.rusrand.ru
Требования к оформлению аннотации доклада: формат страницы - А4, книжная ориентация, поля 2,5 см со всех сторон, Times New Roman, цвет - чёрный, размер шрифта -14; 1,5 интервал. Заглавие доклада по центру, справа под ним фамилия, имя, отчество (полностью), научная степень и звание (если есть), место работы, должность автора.
Далее описание целей, задач и основных выводов проведенного исследования (3-5 предложений), на русском и английском языках, ключевые слова (3-5 слов), на русском и английском языках. (либо только на русском языке в случае затруднений).
В сборнике статей по итогам конференции будут опубликованы только доклады, заслушанные на конференции.

Ответственный секретарь конференции: Пак Надежда Константиновна
org@rusrand.ru, тел. (499) 249 07 03, (499) 249 80 42



ИДЕОЛОГИЯ – СВЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ

Сейчас много говорят об идеологии, вернее покуда не о ней самой, а о её необходимости. Это значит – НЕКУДА. (Так назывался – идеологический - роман Лескова против нигилистов). То есть проблема ощущается, а до решения … м-да, далековато до решения. Мы ещё на дальних подступах к предварительному подходу. Когда-то в бытность мою в Минвнешторге я увидала на стене протокол какого-то совещания и списала один из пунктов, до того понравилось: «О ходе подготовки к написанию проекта решения».

Выработка государственной идеологии, думаю, находится именно на этом этапе. Но хорошо хоть вопрос поставили. Но, как говорил, научный руководитель моего мужа: «Если вопрос правильно поставить, он двадцать лет простоит». Так что противники всякой и всяческой идеологии могут не беспокоиться: на наш век деидеологизации хватит.

Впрочем, хочется верить, что народ наш от деградации всё-таки перейдёт к развитию. Причём развиваться нам придётся аварийным порядком – выбираясь из глубокой ямы разрухи и отсталости. Но, может, это и к лучшему: народ наш лучше всего работает в ситуации «края», когда отступать уже некуда. Вот если начнём выбираться - тогда-то без идеологии не обойтись.

Что такое идеология?

Идеология – это светская религия. А религия, в свою очередь, это система представлений о мире и человеке, принимаемая на веру без рационального обоснования и создающая твёрдые правила поведения.

Человек, имеющий веру, необычайно силён; не зря сказано, что вера движет горами. Когда видишь монастырь в Андах на высоте 3 000 метров, построенный безо всякой строительной техники в местности, где и дышать-то трудно, - начинаешь это понимать.

А когда узнаёшь, как во время войны из Запорожья вывезли на Урал домну размером с 9-этажный дом – начинаешь понимать, что вера может быть не только религиозной.

Мы живём в эпоху религиозного оскудения. В передовых народах практически никто религии не имеет, включая тех, кто сам себя полагает верующим. Религиозность стала машинальным обрядом, иногда своего рода духовной «примочкой» . Об этом хорошо сказал когда-то Эрих Фромм. Средневековый человек в отношении к Богу напоминал 8-летнего мальчика: он слушал отца и пытался поступать по его указаниям. Современный человек напоминает трёхлетнего мальчика: тот, ни о чём не думая, играет и резвится, а когда разобьёт коленку, с рёвом, бежит за утешением к отцу. А затем опять беззаботно резвится. Религиозная вера современных передовых народов не влияет на их жизнь и поступки.

Недаром религия, согласно современным воззрениям, является частным делом – что-то из области культурно-познавательных увлечений. На её место заступила светская религия – идеология. В частности, такая идеологема, как толерантность, возбраняющая не только исповедовать свою религию, но даже носить знаки принадлежности к ней. Идеология закрепляется и насаждается всей мощью государства. Так что в современной западной демократии идеология по существу играет вполне заметную роль.

Так что идеология – это система верований, на которой базируется общественная и государственная жизнь. Идеология, как и религия, отвечает на вопрос: кто мы такие, кто наши враги и друзья, кто наши герои и мученики за веру. Кто создал наше государство, что для него хорошо и что плохо, почему нет в мире лучше края, чем наш. Блестящее и очень компактное изложение советской идеологии содержится в песне «Широка страна моя родная» - в интеренете можно найти полную, не урезанную версию, это очень интересно. Французский обществовед Р.Арон называл идеологию «секулярной религией», приписывая этому выражению отрицательную окраску. Н самом деле идеология – это именно она и есть – светская (секулярная) религия. Переставая быть религией, система утверждений одновременно перестаёт быть идеологией.

Это хорошо понимал А.В. Луначарский. Он даже написал большой труд «Социализм и религия», где именно и утверждал, что социалист (настоящий) – более религиозен, чем, как он выражался, старорелигиозный человек. Социализм может вполне победить, только овладев сердцами и умами народных масс, как овладевает религия. Не случайно он разрабатывал не только догматы, но и обряды этой новой религии. Товарищ юности Луначарского Николай Бердяев откликнулся на это сочинение очерком с более острым заглавием - «Социализм как религия». Там он упрекал большевиков за то, что они в своей религии заменили братство во Христе на товарищество в дьяволе. Возможно, так оно и есть; нам важно то, что идеология – это по существу религия.

Маркс и Энгельс придавали идеологии скорее отрицательный смысл: это некое искажение действительности, мешающее её познанию, сделанное в интересах тех или иных классов («Немецкая идеология»). Исключение они делали только для идеологии пролетариата, которая, по их мнению, совпадает с философской истиной, поскольку интересы пролетариата совпадают с объективным трендом истории.

Такое понимание идеологии не кажется мне плодотворным. Идеология – не наука, и опровергать её с помощью данных естественных и иных наук – это всё равно, что опровергать таким образом религию. Идеология – это предмет веры, а не опыта в том смысле, который придают этому термину естественные науки. Идеологическая истина – сродни истине религиозной. Идеология правильная, если народ, вооружённый ею, достигает успехов в своём развитии. Под успехом в развитии народа я понимаю следующее: народ становится здоровее, не уменьшается его численность, люди становятся более умными и умелыми, поднимается бытовая культура, притом всех без изъятия, развивается наука, делаются впечатляющие открытия, процветают искусства, города и посёлки у этого народа становятся всё более чистыми и комфортабельными, народ этот занимает всё более весомое место в кругу других народов. Если система верований этого народа (=идеология) помогает ему в этом – это правильная идеология, независимо от её объективного содержания и соответствия каким-то кем-то установленным истинам. Если нет – она неправильная – опять-таки вне зависимости от чего бы то ни было.

Идеология – это система верований, сплачивающих народ и ведущих его к историческому успеху. В условиях катастрофических она помогает выжить, сохраниться в качестве народа. Именно такую роль играла традиционная религия, пока она была живой, горячей. В Южной Африке я была в музее истории буров. Там рассказывали о колоссальном переходе, который совершили буры. У них не было никаких книг или газет, была только Библия. И вечерами они читали её вслух, как боевой листок. И она вела их вперёд, и они дошли до цели. Вот такую роль играет в жизни вера. Вера – представляет собой водораздел между «возможно» и «невозможно». Это я постоянно наблюдаю в деловой среде. Деловой успех определяется весьма часто не какими-то хитрыми расчётами или действиями, а горячей верой в успех и желанием его. «Веришь ли ты, что способен что-то сделать, или веришь, что не способен, – ты прав в любом случае”. – говорил Генри Форд, и он был прав.

МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИДЕОЛОГИИ?

Когда говорят: «Не надо нам идеологии, это всё гадость, промывка мозгов, дайте людям думать, как они хотят» - это либо интеллигентская наивность, либо злой умысел тех, кто желает ослабить конкурентов. Чтобы достичь развития или хотя бы избежать деградации, людьми необходимо руководить – и в первую очередь в отношении их мышления. Всё, о чём думает средний, массовый человек, не придумано им самим, а сообщено ему в процессе воспитания и обучения. Даже такое вроде бы основанное на инстинкте явление, как любовь к родителям, - и то требует некоего обучения. «Покажи, как ты маму любишь», - говорят годовалому. Потом в детском саду он учит стихи о маме, это продолжается в школе – и постепенно он втягивается в любовь к маме как во что-то естественное и безусловное. Что же говорить о более сложных явлениях? Если кто-то считает, что Пушкин – великий поэт, а вещества состоят из молекул, то только потому, что ему это сказали и внушили. Предоставь его самому себе, и он сочтёт, что поп-автор с говорящей фамилией Деревянко пишет гораздо круче Пушкина, а про молекулы он и думать не станет.

Когда говорят о деидеологизации, речь идёт о том, чтобы расчистить поле для СВОЕЙ, т.е. для выгодной себе, идеологии. Собственно, именно так и происходило в России в процессе и после Перестройки. Нашим геополитическим противникам (как и любому противнику) выгодно ослабление нашего народа. Лучшим средством для этого является воспитание презрения к собственной стране, её истории, её деятелям – т.е. всего того, что прежде составляло источник силы народа. Надо признать, что сделано это было успешно. Моя покойная мама рассказывала, как году в 1988 она по пути в Тулу повстречала странную девушку. Ни с того ни с сего эта девушка сказала: «Как я ненавижу пожилых людей. Как увижу человека с седыми волосами – сразу думаю, сколько всякого зла они сделали». Моя мама не обиделась, а просто сильно удивилась: бывают же странные люди. А бедная девушка была просто пассивной жертвой пропаганды. Освобождённое от собственной идеологии поле немедленно занимает противник.

Постараюсь продолжить завтра.

Я намереваюсь обсудить такие вопросы:

- Создание идеологии и трансляция идеологии. Идеология и пропаганда.
Чему научила меня работа с моими продавцами?
- Идеология для разных категорий пользователей.
- Кто может стать идеологом (создателем идеологии)? Можно ли идеологию разработать (сочинить) или она должна возникнуть как религиозное откровение?
Subscribe

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 200 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…