При создании новой идеологии надо уделить самое серьёзное внимание терминологии. Терминологическая небрежность недопустима не только в научных текстах, но – в не меньшей степени – в текстах, имеющих целью воздействие. Об этом знают все работники рекламы.
К терминологии новой идеологии мы предъявляем, по меньшей мере, два ряда требований:
1) Это должна быть новая терминология. 2) Это должна быть терминология с позитивной коннотацией.
НОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ.
Следует избегать использования ходового политического словаря: демократия, социализм, коммунизм, республика и т.п. Вернее так. В критической части эти термины использовать допустимо и даже необходимо. Критикуя то общество и то положение вещей, которое мы отвергаем, чтобы заменить его новым обществом, к которому зовём, можно и нужно использовать традиционные термины. Но изображая политический идеал, цель развития – следует выработать новый словарь.
Почему? Создатель действенной идеологии (назовём его Идеологом - по аналогии с Законодателем в юридических текстах) создаёт привлекательный политический идеал. Он не должен связывать себя вопросами, является ли описываемое им общество социализмом с человеческим лицом, рыночным социализмом, социализмом вообще, демократией, республикой и т.д. Особенно важно выработать общее наименование для будущего строя – такое, которое было бы максимально приемлемо для большинства народа и, главное, обладало зовущим потенциалом.
Между прочим, таким новым словом когда-то было итальянское слово «фашизм», происходящее от fascia – cвязка, пучок. Тут есть идея единства, даже отсыл к старинной басне о том, как трудно сломать веник целиком, но легко – по веточке. При этом – тогда, в 20-е годы ХХ века, это слово было свободно от любых коннотаций.
Новое слово поначалу всегда свободно от ассоциаций и коннотаций. Оно обрастает уже новыми ассоциациями и коннотациями – за этим процессом следует внимательно следить Идеологу, по возможности его направляя.
Новая терминология создаёт ощущение идейной новизны происходящего. Вообще, звать людей надо только вперёд, а не назад. Эрик Хоффер в знаменитом эссе о психологии массовых движений «Истинноверующий» верно говорил, что люди скорее погибнут за города, которые ещё не построены, и сады, которые ещё не посажены, чем отстаивая то, что есть или было. Красные победили когда-то в Гражданской войне потому, что они звали вперёд, к небывалому, а белые – призывали отстаивать то, что люди уже видели и в чём находили много недостатков. Так что идеологии необходимо ощущение новизны – в том числе и на словесном уровне. Поэтому выражения типа «суверенная демократия», рождённое, по видимому, в бюрократических недрах, совершенно никуда не годится. Оно скучное, затхлое, никого ни к чему не зовёт, к тому же перегружено ассоциациями.
Новые термины необходимы ещё и вот по какой причине.
Любая идеология непременно вступает в борьбу с идейными противниками. Нельзя преподносить им, противникам, такой подарок – возможность критиковать нашу идеологию за её несоответствие правильному толкованию тех терминов, которые она использует. Это очень важный аспект, по которому советский проект проиграл вчистую. Нельзя давать почву для спора о том, демократия ли это, социализм ли это, так ли понимал социализм Маркс или не так. С.Г. Кара-Мурза во многих своих работах рассказывает, что существенно раскачали и идейно подточили социализм молодые философы-марксисты, которые ещё в 50-60-е годы занялись важным, по тогдашним понятиям, вопросом: так ли представлял социализм Маркс. И обнаружили, что не так. Мне кажется, что С.Г. Кара-Мурза несколько преувеличивает роль этих философов, но допускать такую возможность – нельзя.
Помню, в мою юность все ужасно возмущались: как так – КПСС называется партией, а партия в принципе не может быть одна, ведь партия и значит – «часть». Тогда это рассуждение казалось дивно остроумным и просто убийственным. Тогдашними идеологами было измыслено целое умопостроение, согласно которому так исторически вышло, что все партии отпали, облажались, опростоволосились, а остались одни большевики, и народ больше никого не хочет. На самом деле КПСС и не была партией. Это было очень специфическое политическое образование, которое играло очень большую и, как я сегодня понимаю, позитивную роль, которая не была до конца осмыслена. Об этом я намереваюсь написать отдельно, а пока – о термине. Термин «партия» применительно к КПСС был крайне неудачен, он играл на руку идеологическим противникам.
Аналогично – термины «демократия», «социализм». Следует разработать и использовать другие термины. «Русская правда», «общее дело», «народный собор» – всё, что угодно, но не «демократия», «социализм», «парламентаризм» и т.д.
ПОЗИТИВНЫЕ КОННОТАЦИИ
Любой термин, любое слово, рассчитанное на воздействие, должно быть проверено на коннотации и ассоциации, т.е. на те образы и представления, которые вызывает данное слово. Очень часто именно коннотации и ассоциации имеют бОльшее значение в коммуникации, чем прямой смысл слова. В своей работе я заметила: наши люди не любят слова «бизнес» - оно вызывает в их сознании представление о чём-то опасном, чуждом, может быть, нечестном. А вот скажи: «своё» дело – всё нормально. «Своё дело» - это нечто домашнее, уютное, хорошее.
«Демократия» сегодня в российской аудитории вызывает плохие ассоциации. В Перестройку «демократами» называли провозвестников новой жизни, которая вскоре вызвало массовое разочарование. Демократов народ прозвал «дерьмократами», поэтому использование слова «демократия» в новой идеологии совершенно недопустимо, оно ведёт сознание по проторенному пути: раз демократия – нас хотят обвести вокруг пальца.
Слово «социализм» несколько меньше скомпрометировало себя, но оно возвращает сознание назад – к «совку». А ассоциация с чем-то бывшим, притом памятным живущим поколениям, - это рискованная ассоциация. При этом для определённого процента россиян социализм – это не что-то однозначно прекрасное. Для многих социализм ассоциируется с серостью и уравниловкой. (Между прочим, лично в моём сознании имеется такая ассоциация).
Очень важно проверить термины новой идеологии просто на плюс-минус: положительные или отрицательные ассоциации. Помимо этого слова вызывают цветовые ассоциации. Хорошо было бы, если термины новой идеологии ассоциировались бы с яркими, тёплыми цветами.
Особенно большое значение имеет наименование новой общественной системы. Это как название компании: как корабль назовёте – так он и поплывёт. Её наименованию надо уделить особое внимание. Но это не раньше, чем идеология будет разработана хотя бы в своих главных чертах.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →