domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

"Насчёт лицеев, школ, гимназий..."

Радость-то какая, светлый праздничек: наша школа сделалась гимназией! Вообразите: пошла моя девчонка в простецкую поселковую школу, куда записывают всех подряд, приди хоть 31-го августа, и вот - очутилась в гимназии. Бывает же такое везение! Вот уж пруха так пруха! Другие вон, сказывают, в очередях маятся, деньги из-под полы суют, чтоб в гимназию попасть, а мы - на халяву проскочили. Теперь-то, кто в первый класс поступает, просто так не протырятся, теперь всё по-серьёзному: гимназия как-никак.
А что гимназия?
Анекдот такой есть абстрактный. "Приборы! - Триста! - Что триста? - А что приборы?"
Вот и я тоже спрашиваю: а что гимназия?
Говорят: повышенный уровень обучения. Против чего повышенный? Что-то я ничего не заметила: что было. то и есть. Ещё говорят: классическое образование. Классическое - это как? Латынь что ли с древнегреческим учить будут? Нет, не будут, откуда же... Английский-то, и то некому преподавать, все преподавашки в Москве по офисам сидят на телефонах. Тогда - что? Что значит - гимназия? Говорят ещё: возрождение традиций дореволюционной гимназии. Это уж просто клинический бред. Тогда надо возрождать всю тогдашнюю жизнь. И начинать надо с главного - с царя.

Тогда с чего такая неимоверная суета: есть школы, а есть гимназии какие-то, лицеи... В дореволюционной-то России, это, кстати, было устроено довольно логично. В гимназию поступали после начальной школы - лет в 9-11. Была классическая гимназия - она готовила к университету. Было ещё реальное училище - оно готовило к сельскохозяйственной академии, лесотехническому институту, землеустроительному, к техническому училищу готовила (это которое потом стало Бауманским). В реальных училищах не учили классических языков (латыни и греческого), больше налегали на новые языки, которые, как пишут мемуаристы, учили весьма прилично, нам бы так. Ну, само собой, математика, физика... В университет после реального училища в норме не поступали. Были ещё кадетские корпуса, куда отдавали мальчишек, которых семья решала пустить по военной линии. Потом с них срисовали суворовские училища. Хорошо или худо, но смысл какой-то во всём этом был. В наших возрождённых гимназиях-лицеях никакого смысла, сколько ни гляди, не усматривается.

Ан есть смысл!
Смысл есть, но не тот, который заявляется.
Смысл - социальная сегрегация.
Смысл - отсеить всякую шушеру: гастарбайтеров там всяких, неимущих, фи... Да чтоб мой ребёнок на одной парте с этим...
Ну, может, там чему лишнему научат, но не это главное. Главное - отсеить "кухаркиных детей", как говорили сто лет назад.

Теперь всё становится на свои места. Посёлок наш застаривается богатыми домами, их владельцы пока предпочитают возить отпрысков св Москву. И вот приходит энергичная директриса и соображает: а почему бы и нет? Почему не придвинуть образовательную услугу к потребителю? А с "приличных людей" можно и денежки какие-никакие слупить. Да и дети чистенькие, их и учить-то особо ничему не надо - родители репетиторов всё равно держат, мороки меньше. Конечно, в одночасье настоящую элитную гимназию не создашь: надо, чтобы шушера в свой срок выпустилась из школы, но не сразу Москва строилась!
Вот, оказывается, какой смысл во всей этой гимназицески-лицейской возне.

Сейчас самым активным образом формируется, как говорил тов. Ленин, две нации внутри одной: нация бедных и нация богатых. Белая и чёрная кость. Или, как в средневековой Флоренции, "жирный" и "тощий" народ. И школа радостно включилась в эту разрушительную работу. Уже с детского возраста человек получает сигнал: вот твоё место, быдло. Или: ты, деточка, элита. Элита потому, что живёшь в особняке и папа ездит на дорогом джипе. Разумеется, где-то эта элита - трёхкопеечная, районного пошиба и замаха, но дело - в принципе. В подходе.

На самом деле делать надо не просто другое, а строгопроитвоположное. Если, конечно, мы хотим развиваться, и не просто развиваться, а навёрстывать отставание и восстанавливать разруху.

А именно делать вот что.
Школа должна быть ТОЛЬКО государственной и только единой. Все первоклассники должны поступать строго в совершенно одинаковые школы.
При этом надо дать учителям (или там школьным психологам) простую и доступную методику выявления способностей детей. Способностей как в количественном смысле, так и в качественном. Кто-то способнее к математике, кто-то к языкам, кто-то к спорту, кто-то к рисованию или ремеслу. К концу начальной школы уже кое-что видно. Уже можно выявить детей, способных к тому или иному роду деятельности. Если мы хотим развиваться, нам позарез нужны спосбные и талантливые люди - их нужно выявлять и посылать учиться в специализированные школы, классы и т.п. Именно они и должны стать новой элитой - независимо от материального положения семьи. Тут ещё важно вот что: постоянный мониторинг способностей приведёт к тому, что люди будут выбирать профессию, по крайней мере, не противоречащую личным особенностям.

Психологи говорят, что годам к двенадцати уже вполне ясно, кто к чему способен и склонен. В сущности, обычно с этого возраста дети и без всякого мониторинга способностей уже склоняются к тому или другому профилю обучения, но всё это делается кустарно и случайно. Но профиль - это одна сторона дела. Качественная. Важно ещё и количество способностей. Вот и нужны надёжные и простые методы оценки, доведённые до каждой школы. Вот в это бы вложить деньги, а не ЕГЭ и интерактивные доски.

А дальше способные должны переводиться в специальные профильные или просто повышенного уровня школы. Но строго государственные. Вы скажете: при нашей тотальной продажности там опять-таки окажутся дети богатых. А нафиг? Сидеть рядом с кухаркиным сыном, выглядеть дураком и возиться с интегралами? Сдалось ему это?

Скажете - расизм? Как же: умные - направо, дураки - налево! Русское сознание традиционно противится идее врождённых качеств, породы. Академик Лысенко, который "воспитывал" беспородную пшеницу в породистую, - это чисто российское явление. Но природу не обманешь: есть способные и неспособные. Вот и надо выявить способности каждого и каждого пустить по своей дороге. Способные есть в любой социальной среде. Если мы - страна - хотим развиваться, а не деградировать, нам нужна элита таланта, а не денег. Селекция должна начинаться с первого класса, и это правильная селекция. Только вот кто этим станет заниматься - вот в чём вопрос. Но ответ найти можно. Говорят, правильно сформулированный вопрос - уже половина ответа.
Subscribe

  • СОБЛАЗН МАЛЫХ СИХ

    А иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучине морстей (Мф.…

  • 2 ½ ПОУЧЕНИЯ КАМАЛЫ ХАРРИС

    Камала Харрис провалилась на выборах с не вызывающим сомнения счётом. Хотя все ожидали, что выберут именно её. Рейтинговые агентства говорили, что…

  • НУЖНО ЛИ ЗАПРЕЩАТЬ ПРОПАГАНДУ ЧАЙЛД ФРИ?

    В Думе прошёл первое чтение законопроект о запрете пропаганды добровольной бездетности, в терминологии феминизма – чайлдфри. Как любой запрет, эта…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments