domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

ЧЕСТНЫЕ, ДОБРЫЕ ... БЕСНОВАТЫЕ

В «Завтра» статья Александра Климова «Сколько их, куда их гонит?» http://zavtra.ru/content/view/skolko-ih-kuda-ih-gonit/ - про ненавистников России и русского народа. В России тысячи русских, желающих гибели России, - утверждается в статье. Причём все ненавистники – вполне русские люди. И будучи русскими, они ненавидят Россию и желают её погибели. Удивительно…

Что ж их так корёжит? – недоумевает автор. И не находит никакого иного объяснения, кроме охватившей наш народ «психической эпидемии». То есть, надо полагать, в них вселились бесы: недаром в заглавии и цитируется Пушкинское стихотворение «Бесы», вдохновившее впоследствии Достоевского на одноимённый роман, посвящённый психической заразе, охватившей русское общество в те далёкие времена.

Да, бесы могут вселиться, и не только в свиней, которые, как сказано в Евангелие, бросились с обрыва в озеро. Но всё-таки объяснение болезни вселением бесов кажется мне не вполне достаточным. Поэтому хочется немного уточнить – если не диагноз, то клиническую картину и, главное, причины заразы.

Мне кажется, в характере русского народа есть черты, которые делают его особо подверженными этой психической эпидемии. Вроде как некоторые северные народы легко спиваются, т.к. не имеют какого-то фермента, противостоящего алкоголю. Этим свойством, как известно, широко пользовались эксплуататоры доверчивых северян. Нашей российской предрасположенностью к психической заразе – тоже пользуются.

Что же это за свойства, предрасполагающие русских людей, к вдохновенному самооплёвыванию, не известному другим народам, - тому, что в интернет среде именуется «самокозлением»? Это вовсе не самокритика – это-то как раз дело нужное и полезное. Это именно ненависть к самим себе и мазохистский восторг от собственного ничтожества: чем хуже – тем лучше. И людей таких – немало, преимущественно из гуманитарной интеллигенции. И я их тоже знаю. А.Климов приводит такие эпитеты, которыми они награждают собственный народ: «генетические отбросы», «человеческий мусор». А вот ещё благоволите ознакомиться.

Валерий Панюшкин, журналист: «Всем на свете стало бы легче, если бы русская нация прекратилась. Самим русским стало бы легче, если бы завтра не надо было больше складывать собою национальное государство, а можно было бы превратиться в малый народ наподобие води, хантов или аварцев». (Опубликовано в GQ.)

Борис Стомахин, публицист: «Русских надо убивать, и только убивать - среди них нет тех нормальных, умных, интеллигентных, с которыми можно было бы говорить и на понимание которых можно было бы надеяться». (Опубликовано на сайте «Свободный радикал».)

Артемий Троицкий, музыкальный критик: «Я считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не второго, а третьего сорта». (В интервью slon.ru.)

Словом,
«Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел». (А.Пушкин. Русскому либералу).

Но это те, кто пишет. Пишущих много развелось в последнее время благодаря интернету и ноутбукам с хорошей клавиатурой, по которой шаловливые пальчата так и бегают: не захочешь, а напишешь. Про всякого пишущего кто-нибудь непременно скажет или подумает, что он кому-нибудь продался или кем-нибудь прикормлен: «запутинец» или там «пятая колонна», «либераст» и т.п. Так бывает, но, к сожалению, не всегда. Есть и вполне бескорыстные ненавистники России. Мало того. Пишущие граждане – при всей их многочисленности - в меньшинстве. Большинство читает и просто обменивается изустными месседжами. Этим гарантированно никто ничего не платит. Но и среди них ненавистников России можно найти немало.

У меня есть приятельница, учительница-надомница, которая постоянно повторяет: «Поганый народ!» - это она про нас с вами, а заодно и про себя, т.к. она – коренная русская, даже не еврейка. А вот американцев она очень любит – заочно – потому что «трудяги» и «верят в Бога». Она даже сны видит про оккупацию Москвы силами НАТО.

В чём тут причина?

Странным образом, мне кажется причина – в самых возвышенных свойствах русской души и русского характера. В той самой «голубиной чистоте души», за которую Штольц любил Обломова. Не случайно сказано: наши недостатки суть продолжение наших достоинств.

Я бы отметила такие свойства русской души, приводящие к таким чувствам.

УСТРЕМЛЁННОСТЬ К ИДЕАЛУ.

Русский человек устремлён к идеалу. К высшему. Он не довольствуется чем-то средним, обычным. Он жаждет высшей правды и «взыскует града». Он грезит об идеальной жизни и идеальном общественном устройстве. Возможно, поэтому ему плохо удаётся наведение заурядного порядка в собственной жизни – бытовой, социальной, политической. Ведь всё это относится к чему-то обыкновенному, срединному, заурядному. Русский человек не пленяется идеей последовательных мелких улучшений, постепенного достижения относительного блага. Всё постепенное и относительное кажется ему пресным, скучным и недостойным того, чтобы на него тратить силы души. Помните разговор Раскольникова с его другом Разумихиным. Тот предлагает Раскольникову давать уроки детям ради заработка. Раскольников не хочет: «За детей медные деньги платят». А ему нужен «весь миллион». Здесь весь русский человек: ему либо идеал – либо пропади всё пропадом. Либо всё – либо ничего.
Именно поэтому у нас не пользуются спросом идеи социал-реформизма, фабианского социализма, трейд-юнионизма и т.п. Скучно, мелко.
Как-то подстраиваться к ситуации, что-то понемножку улучшать – всё это не интересно и не пленяет. Если не идеал – тогда ничего не надо.

Тридцать пять лет назад приятельница мне говорила: «Пока сидит этот человек – никакие улучшения невозможны». Дословно то же самое недавно сказала мне другая моя приятельница. «Человек» тогда был Брежневым, сегодня – Путиным. А русский человек – русским человеком.

Проникшись идеей, что наш строй – плохой, неправильный, живём мы не по высшей правде, русский человек (не Горбачёв, не Ельцин, не Александр Яковлев, а именно русский человек) решил его снести. Снести и на голом месте построить правильный строй и правильный мир.

Об этом как-то не принято вспоминать, поскольку стыдно, но в конце 80-х годов в очень многих головах капитализм и его величество Рынок рисовался тем самым «градом», которого веками взыскует русская душа. Это был мир идеальный, а не просто более богатый колбасой и автомобилями. Этот мир виделся – справедливым. Если там конкуренция – то идеальная, если государство – то правовое, даже войны там ведут только справедливые и оборонительные – от разнуздавшихся дикарей защищаются.

То, что каждое достоинство имеет в качестве коррелята какой-нибудь недостаток, что советская система обладала сильными сторонами, а не только слабостями и уродствами, что многое можно улучшить, не ломая несущей конструкции – всё это плохо согласовывалось со свойствами русской души. Русской душе либо по высшей правде – либо пропади всё пропадом. Оно и пропало.

Я отлично помню те, перестроечные, разговоры: ах, мы отстали навсегда. Ах, наше сельское хозяйство отстало на двадцать лет. Лучше вообще бросить это дело, чем колупаться в уродстве и отсталости. Что всё это значит? Если не быть нумером один в мире – лучше не быть вообще. Всё – или ничего.

Теперь мы разочаровались в том капитализме, который у нас получился: опять он не идеален. И готовы снести и нынешнюю жизнь. А заодно и народ – себя самих! – готовы снести. Чему-то научиться, улучшиться и как-то улучшить жизнь вокруг себя – не пленяет, не привлекает. Если мы не лучшие в мире – значит, мусор. Раз мы мусор – ну и место нам на свалке. Раз не получилось жить по высшей правде – лучше вовсе не жить. Пускай приходят и забирают наши поля и недра те, кто достоин жизни. Так я расшифровываю заполошные вопли наших креативных соотечественников про «генетический мусор».

«ВСЕЛЕНСКАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ».

Русские люди – природные интернационалисты. Мы готовы признать братом любого. Помню, в детстве жила в подмосковном Егорьевске. Там, в бывшем монастыре располагалось училище ГВФ – гражданского воздушного флота. И в числе прочих училось там какое-то количество негров. Какая же общая симпатия к ним была! Помню, как моя бабушка беседовала в парке с почтительным чернокожим парнем. И надо сказать, ничего дурного я о них не слыхала.

Не случайно российская империя создавалась более добровольным присоединением, чем завоеванием. Разумеется, случаи были разные, но я о тенденции. Для «инородцев» русский человек чаще всего выступал не эксплуататором, а старшим братом: сам недоем, а меньших накормлю. Это что-то вроде женского самопожертвования в семье: всё для нужд целого – семьи, а себе – по остаточному принципу, чаще – ничего. Русские всегда самоотверженно выполняли свои союзнические обязательства – что в Первую мировую, что во Вторую. Сколько русских людей полегло за «братушек» - болгар, что не помешало им воевать против нас и теперь присоединиться к антироссийским силам.

У русских очень слаб мотив национального эгоизма, заботы о себе, о своей выгоде. Мы вечно грезим о каком-то грядущем вселенском братстве, ради которого готовы уже теперь начинать жертвовать собой. Мне кажется, это свойство очень хорошо сочетается с предыдущим – стремлением к идеалу. Оба свойства – хорошие, похвальные, возвышенные. Но во всём, даже в возвышенных свойствах души, нужна мера. Иначе они обращаются в свою противоположность. «Вселенская отзывчивость» русского человека, его природный интернационализм ведёт к тому, что его собственные интересы, его самость как-то растворяются, исчезают. Вплоть до ощущения: пускай придут другие, пусть нами правят, пусть мы исчезнем, зато удастся воплотить всемирное идеальное братство.

Собственно, после революции всерьёз обсуждалось, что Россия будет лишь хворостом для пожара мировой революции, а сама по себе – гори она синим пламенем. И обсуждали это не только Троцкий со товарищи, но и вполне русские люди. Кстати, Троцкий себя не считал евреем, а считал гражданином мира – очень русское чувство.

И в начале Великой Отечественной многие советские люди не верили, что немецкие трудящиеся пойдут против русских братьев – таких же арбайтеров, как и они. Думали, что вот-вот начнётся братание и штыки повернутся против паразитов рабочего класса.

ОТОРВАННОСТЬ ОТ ПРАКТИКИ ЖИЗНИ

Русский человек всегда несколько отвлечён от рутинной практики жизни. Это связано с его устремлённостью, ввысь, к миру горнему. Отсюда слабое осознание собственного интереса. Англосакс или германец – тот за свой интерес всегда будет драться когтями и зубами. За это, собственно, только и бьются эти народы. Русак – не такой. Он готов всерьёз принять разговоры о вселенском братстве, общечеловеческих ценностях (вспомните Горбачёва), в то время как у передовых народов – это просто средства камуфляжа, дымовая завеса в борьбе за собственные интересы.

Успех в защите собственных интересов – для многих русских людей не увлекателен, не пленяет. Поэтому многие критикуют «аннексию» Крыма как несправедливую, нечестную, ужасную. Вообще, преследовать свои конкретные материальные интересы – для русского человека дело подозрительное. Это что-то низкое, неуважаемое. Преследовать и даже просто осознавать свой интерес – это для русского человека словно бы стыдно. Поэтому русский человек легко ведётся на разговоры о русском империализме, великодержавном шовинизме, начинает испытывать чувство вины, хотя на самом деле ничего более далёкого от реальности и придумать нельзя.

Человека, слабо связанного с практикой жизни, с ясно осознанными материальными интересами, очень легко «развести» - увлечь какой-нибудь красивой идеей, лежащей в русле его любимых мечтаний. Обычно это что-нибудь из области вселенского братства и грядущего града. Некоторые мечтатели всерьёз верили (и верят), что Америка нам готова помочь и уже во многом помогла.

МОРАЛИЗМ.

Русский человек всем критериям предпочитает критерии моральные. Ничего нельзя сказать против морали, но суждения только моральные – однобоки и по существу дела – неверны. Мягкий, душевный русский человек плохо понимает мотивы выгоды, силы, исторического величия наконец. Николай Бердяев высказал интересную мысль: русский интеллигент не столько изучает историю, не столько размышляет над историей, сколько морализирует над историей.

Именно поэтому русского человека очень легко поймать на крючок морали. Помню, в Перестройку компрометация Ленина началась с нелепейшей вещи: оказывается, он … охотился на зайцев. И сделал обратное тому, что в своё время сделал литературный Дед Мазай: не спас, а перестрелял зайчишек, спасавшихся от наводнения. И все сразу поняли: «самый человечный человек» на самом-то деле – плохой, злой. А мы-то думали: добрый… А раз злой, аморальный – геть его с корабля истории! Да и корабль – затопить!

Ну и понеслось: страдания коллективизации, «слезинка ребёнка». И сразу всем стало понятно: наша страна – самая страшная в своей аморальности, и история у нас самая жестокая, ужасная, насильническая. Ну а раз всё такое безнравственное – гори оно всё синим пламенем. Раз всё вокруг такое безнравственное – лучше б его вообще не было!

Вот такие – вполне хорошие и почтенные! – свойства русского характера приводят к странному и непостижимому - на иноземный взгляд - отношению к самим себе. О чём это свидетельствует? О том, что даже хорошие и отличные душевные качества должны быть – в меру. И добрые свойства характера способны, соединившись вместе, сотворить вполне значимое зло. В этих беглых заметках мне хотелось наметить, как это происходит.
Subscribe

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…