Собственно говоря, разговоры об отмене электричек ввиду их неэффективности велись давно. С год как начались пробные «вбросы» насчёт убыточности пригородного сообщения. Год назад , в январе 14-го года, сняли 55 рейсов, где-то тишком отказались от льгот студентам и школьникам. Это, конечно, не отмена 144 рейсов в январе нынешнего года, но, как говорится, лиха беда начало. Тогда это как-то прокатило, и вот железнодорожное начальство стало думать, что и дальше прокатит. Но – Президент произвёл экстренное торможение. Ну что ж, на этот раз не вышло, надо ждать следующего случая: поезд ещё не ушёл. Там авось обойдётся и всё, что надо, отменят.
Собственно, во многих местах уже успели многое отменить. На моей «исторической родине» - в Туле, например. С 1 февраля в Тульской области отменили 10 электричек. В частности, отменены 4 пригородных поезда по маршруту Белев- Козельск, 2 пригородных поезда на маршруте Калуга- Алексин и 4 поезда на маршруте Алексин- Узловая.
Зато – вот она, забота о простом человеке! - введены заменяющие их автобусные рейсы. Всего на территории региона, сообщается, организована работа 259 пригородных и межмуниципальных маршрутов пассажирского транспорта с предоставлением льгот. Зачем же заменять более дешёвый железнодорожный транспорт более дорогим автомобильным (по крайней мере, нам на уроках географии говорили, что самый дорогой транспорт – автомобильный)? Наверное, дело в том, что отменить под сурдинку автобус ещё проще, чем электричку.
Раньше сообщалось о ликвидации пригородного сообщения в Псковской и Вологодской областях. Отмены электропоездов произошли в Тверской области, Забайкальском крае, Нижегородской и Тамбовской областях. Кроме того, Московская железная дорога известила пассажиров об отмене всех поездов по направлению Москва - Гагарин с 16 февраля, сообщает "Интерфакс".
Больше всего электричек отменено в Липецкой (31 поезд), Калининградской (29 поездов) Новгородской (20 поездов), Воронежской (13 поездов) областях, пишет "КоммерсантЪ". Грядущие в ближайшие месяцы сокращения пригородных железнодорожных перевозок затронут еще 12 регионов, в том числе Ростовскую область (54 поезда), Ставрополье (42 поезда), Чечню (8 поездов).
При этом за 2012-2013 годы было отменено в целом по стране только 310 электричек. Железнодорожники честно говорят, что из шести с лишним тысяч пригородных поездов в стране может через три-четыре года остаться две-три тысячи.
Говорят, что регионы задолжали РЖД 30 млрд руб. И больше даром возить железнодорожники никого не могут. И так РЖД, считай, даром катали мелюзгу на электричках. Неэффективно это самое пригородное сообщение, убыточно. А раз убыточно – должно умереть. Таков закон рынка.
Поразительное дело: всё, за что ни возьмись, у нас убыточно, невыгодно и неэффективно! Работать у нас – никакого резону! Вред один. Любая деятельность, кроме перекачки нефти-газа, оказывается у нас убыточной. Её - так получается - и поддерживают-то отцы наши начальники вроде как из гуманитарных соображений, попросту говоря – из милости, чтоб народишко не вякал, а по уму-то давно пора прикрыть всё это колупание. Только ради замкадского народа пекутся, а по-рыночному ничего не надо, не выгодно, не эффективно. Закрыть и забыть!
И сам народ не нужен. Народ – это лишние рты. Не дополнительные, заметьте, руки – лишние рты! А их ещё на электричках катать! Ишь – раскатили губу.
Отмена электричек – это часть огромного процесса инволюции, свёртывания жизни, который охватил наша страну. Этот процесс ширится и углубляется. И касается не только электричек, а множества сторон жизни.
Несколько лет назад, например, было объявлено, что малые города будут сокращаться, что это-де мировой тренд – везде они сокращаются. В конце 2010 года прошла информация о проекте создания двадцати городских агломераций. Более того, эти самые агломерации тогда считались частью предвыборной программы Медведева.
Признано: развивать малые города у нас бесперспективно. При этом говорится, что 90% городов у нас - малые. С населением до 100 000 человек. Поскольку работы (читай - жизни) там нет - народ оттуда перетекает в большие города. Да, так оно и происходит, это я вижу на примере Тульской области: народ из сёл течёт в райцентры, а из райцентров - в Тулу, а из Тулы - в Москву.
Ну вот и надо - учат государственные мудрецы – признать и закрепить (по-научному, "институционализировать") то, что и так есть - утечку народа, оголение территории. Чего уж...
То есть что получается: 90% наших поселений - негодные, ненужные, достойные смерти. Когда-то были «неперспективные деревни», теперь - добрались до городов. И не просто до некоторых городов - практически до всех. Все оказались ненужными - девять из десяти. Какие уж тут электрички!
Марина Удачина, директор института инноваций, инфраструктуры и инвестиций (какое изумительно инновационное учреждение!), тогда успокаивала: "Развитие агломераций - естественный процесс во всём мире".
Когда говорят, что на малые города денег не хватит, и на электрички денег нет, молчаливо исходят из представления о государстве-собесе, который раздаёт клиентам нефтяные деньги. Этих денег больше стать не может, сами клиенты собеса ничего сделать не способны – таково молчаливое исходное предположение, на котором базируется наша государственная мысль. Для собеса действительно удобнее всех свезти в одно место. И чтоб их не очень много было, а то всем не достанется. Права, права была Маргарет Тэтчер: для обслуживания трубы нам и пятнадцати миллионов хватит. А уж пятидесяти – за глаза. При той системе, которая у нас сложилась, люди – лишние, ненужные, одна маета от них.
То есть что получается? Рыночная экономика и рыночные методы хозяйствования приводят у нас к тому, что всякая деятельность – бесполезна и невыгодна, а сам народ – лишний. Ненужный народ. Жизнь в стране – сворачивается.
Ну а раз так – может, поискать нам других оснований жизни, при которых она может развиваться, а не сворачиваться? Если рыночная экономика доводит нас до упадка, значит, надо поискать что-то иное?
А может, заодно и других руководителей поискать?
Знаете, что мне живо напоминают мне истории о глобальной невыгодности всех видов деятельности?
В одной московской буржуазной семье вырос сын. Никакой склонности ни к какой деятельности он не имел, но поскольку в приличном обществе принято, чтобы молодой человек имел какое-то занятие – ему покупали разные бизнесы, чтобы они ими управлял и считался бизнесменом. И за что он ни брался – всё выходило невыгодно: магазин – невыгодно, кафе – разорительно. После того, как он последовательно довёл несколько бизнесов до полного краха, мать, разумная женщина, сказала: «Отныне ты не будешь работать. Вообще. Никогда. Потому что чем больше ты занимаешься бизнесом, тем больше убытки. Хочешь – нанимайся на любую работу, но кому ты нужен? А так – сиди дома». Наши крупные начальники сильно напоминают этого молодого человека: у них тоже чем больше работают – тем больше убытки. Правда, в отличие от того парня они получают за свою деятельность гигантские зарплаты, которые из скромности даже не желают раскрывать, грозясь в случае чего… уволиться. И… и – ничего.
А жизнь продолжает свёртываться, вырождаться.
Что касается РЖД, то тут есть ещё один занятный поворот сюжета. Вот все рассуждают о развитии собственного сельского хозяйства, передового, то-се… Передовое сельское хозяйство должно быть специализированным – правда? Где-то пшеница хорошо родит, где-то овощи… Значит, надо эти самые сельхозпродукты возить туда-сюда. А у РЖД такие тарифы, что это … вы угадали: невыгодно! Помню, несколько лет назад мы хотели отправить зерно из Ростовской области в Петербург, и стОило это 2 000 руб. за тонну, при стоимости зерна 8 000, т.е. 25% от исходной стоимости. Это всё-таки европейская часть, а возьмите Сибирь – оттуда везти вообще нереально. Регионы хозяйственно замкнулись, словно при феодальной раздробленности. А вы говорите – глобализация! Нам бы внутри страны глобализироваться.
Говорят, у РЖД объективно такие издержки, и цены не могут быть ниже. Знаете, умелый управляющий тем и отличается от неумехи, что умеет влиять на объект своего управления, в том числе и на издержки. Издержки – ведь это не какая-то физическая константа, вроде скорости света, - на это тоже можно влиять. Каждая хозяйка знает: можно поесть в дорогом ресторане, можно в дешёвой забегаловке, а можно купить «куриный набор» и сварить дешёвую и сытную лапшу. Результат по сути один, а издержки – очень разные. И так в любом деле. Главное, нужен стимул к сокращению издержек. Но РЖД – монополист, к чему суетиться? Его положение – идеально: его не может победить в рыночной борьбе и выкинуть с рынка конкурент, поскольку конкурента нет. То есть со стороны стихии рынка он защищён. И стороны, так сказать, административно-командной системы – тоже вполне прикрыт. Железнодорожных начальников не могут объявить вредителями и врагами народа и отправить на Колыму. Не принято это сегодня. Все прелести капитализма и социализма в одном флаконе – но без их неприятностей. И кто в таких условиях будет напрягаться и сокращать издержки? Гораздо правильнее сокращать электрички. И их сократят, помяните моё слово. Попозже и потихоньку…
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →