domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

ЛУКАШЕНКО И ТУНЕЯДЦЫ

В Белоруссии на днях вышел президентский декрет «О предупреждении социального иждивенчества», тут же прозванный в СМИ «декретом о тунеядцах». Мне думается, это движение в верном направлении, но декрет получился… либеральным. Почему либеральным? Да потому, что сводит всё к деньгам. Он не противодействует тунеядцам и тунеядству, не понуждает к реальной, практической занятости, а только предусматривает специальный денежный сбор с незанятых, которые тем самым будут участвовать в социальных расходах государства. Впрочем, хорошо, что в Белоруссии хоть как-то озаботились проблемой, скажем деликатно – незанятости некоторых граждан. Такая проблема есть и у нас в России. Но пока руки до неё не доходят. А проблема-то важная.

Невдалеке от нас живёт симпатичная семья: бабушка, мама, папа и дочка-младшеклассница. Вернее, живут-то они в Москве, а у нас владеют дачкой-развалюшкой, куда приезжают летом. Милые, симпатичные, культурные люди, с ними приятно поговорить о политике, о литературе, о театре – обо всём имеют мнение, порой даже оригинальное. Вроде семья как семья, за вычетом одного: никто в этой семье не работает. Ну, бабушка и внучка – понятно, а вот взрослые крепкие, хорошо образованные (МГУ закончили) родители? А живут-то на что? Очень просто живут: на сдачу квартир, доставшихся по наследству от дедушек-бабушек. Семья владеет тремя квартирами: в одной проживают, две сдают. На нероскошную жизнь хватает. Что делают целыми днями? Да разное… В интернете, например, сидят, на форумах. До того настрополились, что даже на иностранные форумы заходят, по-английски пишут; я ж говорила – культурные люди.

В больших городах, где сдать квартиру – не проблема, такие граждане – не редкость. Единственный ребёнок в семье (частая ситуация), «наследник всех своих родных» - вот тебе и лишняя квартира, а то и две. На детских площадках, в сквериках средь бела дня здоровые крепкие папаши выгуливают детей. Оно, конечно, хорошо, что они примерные семьянины, но когда и как они работают? Посменно? Надомно? Или никак?

Но эти хоть потрудились детей завести. А молодые и бессемейные живут подлинно как птицы небесные. Сидят себе посиживают на шее у родителей. Ищут свой жизненный путь, кто о каком-то невнятном творчестве мечтает, кто о столь же невнятном бизнесе… В общем, «готовятся к поприщу», как сказано об Обломове. Недавно по телевизору показали девицу 23-х лет, живущую с родителями и не имеющую никакого занятия. Но благодаря телевидению занятие нашлось: она стала напоказ худеть (это и есть её работа). Вот об этом и была передача - как девица сбрасывала свои килограммы.

Передача вроде пропагандирует здоровый образ жизни, а вовсе не тунеядство. Но множество подобных передач постепенно, исподволь закачивают в обывательский мозг идею, что трудиться – это, конечно, хорошо, но и не трудиться – тоже… можно. Можно как-то, знаете, обойтись без этой нудьги.

К тому же и современная либеральная философия учит, что всё в жизни – это твой личный выбор. Кто-то выбирает трудиться, а кто-то - не выбирает. И не моги поперёк слова молвить. Чай не тоталитаризм на дворе, когда труд был объявлен конституционной обязанностью.

В результате жизнь сворачивается, скукоживается, усыхает. Брошенные деревни, а теперь уж и малые города, запустелые цеха и фермы, поля, зарастающие берёзками, раздолбанные дороги – вот зримые приметы этого усыхания. Народ жмётся к большим городам, лучше – к Москве. Для того её, наверно, и расширили до Калужской области, чтобы все поместились: не в деревне же, в самом деле, прозябать современному просвещённому человеку.

Причина нашего неустройства не столько в санкциях и контросанкциях, не в том, что в оны дни именовалось «происками мирового империализма», сколько в малости народного труда. В его недостатке – по сравнению со стоящими задачами. Разумеется, народный труд надо организовать и направить – и это задача грандиозного размера. Для того, чтобы привести в порядок, отстроить, вычистить и облагородить данную нам Богом территорию, чтобы начать наконец самим производить то, чем мы повседневно пользуемся – вот для всего для этого нужно приложить огромный труд, руки приложить нужно. Хорошо бы, чтоб руки ещё и умелыми были, но это – особая тема.

К нашему общему несчастью, всё больше у нас людей незанятых, неработающих – по разным причинам и под разными предлогами. Безработица формально низкая, а неработающих – тьма. Кто-то отвык работать, а кто-то и не привыкал никогда. Что лень - мать всех пороков, а труд – отец богатства - эта заезженная мудрость абсолютно верна. Праздная публика – кадровый резерв и преступности, и разного рода майданов. Чтобы общество было здоровым, надо, чтобы все здоровые люди с утра принимались за работу. «Человек, и зверь, и птица – все берутся за дела», - как говорилось в допотопном детском стишке. Работа может быть разной, главное, чтобы она – была.

Обязательное участие незанятых граждан в общественных работах было бы наилучшим решением – и для граждан, и для государства. Только вот организовать такие работы – задача непростая. Невидимая рука рынка тут не помощница. Но непросто – не значит невыполнимо. Дороги, наведение чистоты – вот естественные точки приложения такого труда.

Это будет принудиловка? Какой ужас! Это возрождение ГУЛАГа, сталинизма, фашизма, это попрание прав человека и свободы личности! А как же принцип свободы труда, провозглашённый Конституцией? Кто-нибудь эрудированный наверняка вспомнит Конвенцию МОТ о запрещении принудительного труда, любитель истории продолжит этот смысловой ряд до порки на конюшне - и тогда уж совсем пиши пропало. Даже Батька, мужчина решительный, и то вынужден оправдываться: «Западу надо понимать, что Лукашенко не принудительный труд вводит, не крепостное право вводит, а требует от каждого гражданина платить налоги и содержать ту систему, которая на них работает». Ну, слава Богу, а то мы уж подумали, что белорусам запретили бездельничать. Оказывается, нет: заплати и бездельничай на здоровье.

Вот как сильны в сознании людей либеральные догмы! Одна из центральных: всё должно быть строго добровольно – хочешь делай, хочешь нет. Но вот несчастье: требования жизни противоречат либеральной догматике. Кто победит? Пока побеждает догма. Чтобы жизнь развивалась или хотя бы не развалилась – труд должен быть всеобщим. Если наконец возьмёмся за дело – каждые руки будут на счету. Труд должен стать не то, что принудительным – правильнее сказать: безальтернативным. Настолько безальтернативным, что и принуждать-то к нему не надо. Труд как образ жизни, как норма существования здорового человека. Как это было в прошлых поколениях. Труд – это религиозная обязанность человека, его долг перед мирозданием, его маленькое творчество, делающее его образом и подобием Творца. Свобода труда может касаться только выбора занятия, но никак не выбора между трудом и бездельем.

В чём разница между принудительным и безальтернативным? Поясню не примере. Вы отправляете ребёнка в школу – это принудиловка? Да вроде нет, хотя есть педагогические экстремисты, которые утверждают, что нельзя ничему учить ребёнка пока он об этом не спросит сам. Приходит крошка-сын к отцу и просит научить таблице умножения. Тогда учить, а не попросил – ни-ни. Но подобные воззрения – это всё-таки экзотика, а в норме все идут в школу и не заморачиваются, зачем это надо и нельзя ли сачкануть. Вот такое же простое и естественное отношение должно быть и к труду.

На начальных этапах следует трудоустраивать тех, кто не может сделать это сам, отправлять их на общественные работы, присматривать, как идёт дело, а дальше – втянутся. Когда-то ведь и детей в школы отправляли принудительно. Недавно в Эмиратах рассказали: всего лишь в 70-х годах ХХ века, когда правитель Зайед ввёл обязательное начальное образование, вчерашние кочевники прятали детей от школы. Потом – втянулись. Так происходит со всеми полезными привычками и навыками. К сожалению, то же самое происходит и с вредными. Праздность тоже упражняется и развивается, ещё как развивается.

Кто, какая сила должна всем этим заниматься? Я имею в виду и организацию общественных работ, и более общую задачу - формирование безальтернативности труда. То, что при советской власти называлось трудовым воспитанием. Я не вижу никакой силы, кроме государства, которая могла бы взяться за эту работу народного воспитания. Бизнес-сообщество? Его бы кто воспитал… Церковь? Она работает с теми, кто туда пришёл, да и тематика у неё специфическая. Сегодня молодёжь, да и люди постарше воспитываются рекламой, телевизором и жёлто-гламурной прессой. Труду, простому, повседневному – в этом коктейле места нет. В нашем степной ростовском хозяйстве я постоянно вижу, как происходит отвыкание людей от труда. Лето, страда, а пятнадцатилетние подростки болтаются по станице, играя в телефончики. Взрослые их не привлекают к делу, хотя бы на подворье. Для работы на овощах приходится завозить дагестанцев: наши селяне не хотят. Китайцы нас переигрывают ещё и потому, что у них имеется эта внутренняя готовность приступить к труду. А у наших – надо подумать, да стОит ли корячится за такие деньги… И очень часто получается, что не стОит. И у себя на дворе прибраться – не стОит, и кусок улицы подмести перед домом тоже… Труд, помимо прочего, это ещё и дело привычки. Моя мама работала до последнего вздоха. Выращивала огурцы, солила их, консервировала. На мои разговоры о том, что легче купить, отвечала: «Раз есть земля – надо что-то сажать». Мне по молодости это казалось провинциальностью и совковостью. А теперь понимаю: это была та самая безальтернативность труда, без которой нашему народу не подняться. И никакому народу не подняться.

В уходящих поколениях это было, в ныне живущих – утратилось. Когда затевалась сталинская индустриализация, наш народ не имел индустриальных навыков, но имел – трудовые. Имея привычку к труду, можно научиться чему угодно. А вот не имея… тут научиться чему-то трудно. Представление о том, что-де заплати больше – и все прибегут трудиться – радикально не верно. Упражнение в праздности приводит к тому, что человек утрачивает самую возможность работы. Ни за какие деньги. Хотя, конечно, деньги – важный мотиватор. Но в ряду множества других.

В 1982-м году, в пору недолгого правления Андропова, попытались наводить порядок и в этом тоже – в области обязательного труда. Происходили облавы в парикмахерских и кинотеатрах: что ты делаешь средь бела дня, когда должен быть на работе? Мне с подругами тогда эта инициатива казалась непроходимой дурью; вероятно, она была исполнена с изяществом слона в посудной лавке, как и многие полезные дела. Сегодня понимаю: задача была нащупана правильно; правда, потребовалось прожить длинную жизнь, чтобы это понять. Ну а потом Андропов умер, а вскоре вся жизнь стала скользить под уклон. И скольжение это, к несчастью, не остановлено.

Кто-то наверняка скажет: при нынешнем правительстве, при нынешней коррупции и олигархах трудись-не трудись – толку не будет. Вот когда будет у нас правильное правительство, а компрадорский режим заменится на национально ориентированный - вот тогда… Это верно и неверно одновременно. Многое надо поменять в нашем государстве, но без народной привычки к труду – ничего не выйдет ни при каком режиме и ни при каком правительстве. А привычку эту не сформируешь ни за месяц, ни за год. Это дело десятилетий, дело поколений. И как всякое большое дело, его надо начинать прямо сегодня. С теми людьми какие есть и с теми скудными ресурсами, которые имеются в наличии. Чем раньше выйдешь в путь, тем вернее дойдёшь до цели.
Subscribe

  • МОЙ СОБЕСЕДНИК ИВАН ИЛЬИН

    Размышления при просмотре фильма ТВЦ «Иван Ильин: о сопротивлению злу силою» 19 янв. 2025 г. У всех людей, склонных к чтению, с годами складывается…

  • РАБОТАТЬ? НИ-НИ! Часть 2-я.

    Это продолжение предыдущего текста. Для полного понимания этого текста следует прочитать предыдущий. ПУП ЗЕМЛИ Духовная составляющая безделья -…

  • РАБОТАТЬ? НИ-НИ!

    С а т и н. Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна, — я, может быть, буду работать... да. Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 232 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • МОЙ СОБЕСЕДНИК ИВАН ИЛЬИН

    Размышления при просмотре фильма ТВЦ «Иван Ильин: о сопротивлению злу силою» 19 янв. 2025 г. У всех людей, склонных к чтению, с годами складывается…

  • РАБОТАТЬ? НИ-НИ! Часть 2-я.

    Это продолжение предыдущего текста. Для полного понимания этого текста следует прочитать предыдущий. ПУП ЗЕМЛИ Духовная составляющая безделья -…

  • РАБОТАТЬ? НИ-НИ!

    С а т и н. Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна, — я, может быть, буду работать... да. Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь…