domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

"КАК ПОВЯЖЕШЬ ГАЛСТУК - БЕРЕГИ ЕГО"...

19 мая был день рождения Пионерской организации. Зюганов по традиции принимал желающих в пионеры, но всё это мертворождённая затея, как и большая часть того, что делает КПРФ. На всех её инициативах лежит печать бывшести, у неё старческая энергетика. (Хотя с большинством оценок современного положения, даваемыми Зюгановым, я совершенно согласна; впрочем, это не относится к пионерам).
Я тоже когда-то была пионеркой, как и все школьники в Советском Союзе, с 3-го по 7-й класс.
Все дети моего поколения были сначала октябрятами, а потом пионерами. В октябрята принимали на 7 ноября первого класса, а в пионеры – в третьем классе - как правило, на день рождения пионерской организации 19 мая. В пионеры принимали очень торжественно: в самом красивом месте города или посёлка, под звуки горна, оркестра.
А у нас сделали так. Третьеклассников принимали двумя потоками: сначала особо отличившихся - накануне 7 ноября, а потом всех остальных – в мае. Всем хотелось попасть в состав отличившихся. Мы «подтягивали» оценки, старались не опаздывать в класс, даже мальчишки присмирели.
Наконец выбрали самых отличившихся – человек 15 из трёх параллельных классов. Классы, надо сказать, были тогда большие, человек по 40. Повезли нас принимать в пионеры не куда-нибудь, а в московский музей Ленина. Это красное здание в виде древнерусского терема при входе на Красную площадь, напротив Исторического музея. Тогда там помещался музей Ленина, а сейчас, кажется, музей войны 1812 г.
Мы разделись внизу, привели себя в порядок перед зеркалом. На мне, как и на всех, была белая блузка, тёмно-синяя юбка, кажется, белые туфли. Белый верх, тёмный низ – это была пионерская форма. Она была не очень строга: главное – белая блузка или рубаха и что-то тёмное внизу. Нас построили в красивом зале, горнист заиграл мелодию «Слушайте все». Торжественно вынесли знамя. Вожатая стала читать «Торжественное обещание»: «Я, - читала вожатая, а каждый из нас по очереди произносил своё имя и фамилию, - вступая в ряды пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом сових товарищей торжественно обещаю горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза». (Привожу текст по памяти; кажется, я не сильно ошиблась). Мы все сильно волновались, и моя соседка даже перепутала свою фамилию: сказала вместо «Рыбинская» - «Рыбская», а может, мне показалось.
Потом старшая вожатая повязала нам галстуки. С тех пор мы каждый день носили галстуки в школу примерно четыре года. Я до сих пор помню, как полагается завязывать пионерский галстук. Про галстук говорили, что его три конца символизируют единство трёх поколений: пионеров, комсомольцев и коммунистов. А еще: наш галстук – частичка боевого красного знамени. Даже стихотворение такое было: «Как повяжешь галстук – береги его, он ведь с нашим знаменем цвета одного». Но галстук был очень непрочный, из дешёвой синтетической ткани, от частой глажки он быстро расползался, и приходилось покупать новый; стоил он 75 копеек.
Потом нас поздравил и напутствовал старичок – ветеран революции. Он, совсем молодым мальчишкой, участвовал в Октябрьской революции 1917 года.
Потом мы прошли по Красной площади и побывали в мавзолее Ленина. Мне было страшно: ведь там, как ни говори, - покойник, хоть и вождь мирового пролетариата. Но оказалось – ничего страшного: Ленин лежал, словно спящая красавица в хрустальном гробу, а человеческая река протекала мимо. Потом мы вышли и прошли вдоль кремлёвской стены, где похоронены выдающиеся деятели советского государства, космонавты.
А потом мы поехали домой. Я почему-то ужасно устала, и, едва дойдя до своей комнаты, завалилась спать и проспала до утра.
Приём в пионеры ощущался как ступенька к взрослости. Нравилось, что можно было стать маленьким начальством – звеньевой или даже председателем совета отряда. Отряды – это были классы, а звенья – попросту ряды парт (у нас их было три). Поскольку место в классе у каждого было фиксированное, то и звенья были тоже фиксированные. Должности были выборные, мы голосовали, что тоже как-то возвышало.
Какие были пионерские мероприятия? Были праздники с самодеятельностью. Были стенгазеты, в которых я была одной из первых. Начиная с пятого класса пионеры (обычно девчонки) становились вожатыми октябрят-первоклассников. Это было здорово! Нередко девчонки, увлечённые этим делом, потом становились учительницами. Мне тоже привелось побывать вожатой. Поразительно, насколько патриархальна была жизнь: первоклассников запросто отпускали на какие-нибудь прогулки или экскурсии в сопровождении… пятиклассниц! И всё это считалось нормой. И никто не погиб, не был похищен и т.п.
Были разного рода соревнования, притом весьма массовые. Например, кросс, в котором участвовали все ученики школы.
Огромным развлечением пионеров моего поколения была военно-спортивная игра «Зарница». Играли школа со школой, потом победители – меж собой, и наконец определялся победитель. Наша школа играла с какой-то школой г. Вязники Владимирской области. К нам приезжали дети, жили в семьях, это тоже считалось нормой жизни. Мальчишкам это дело нравилось очень, особенно потому, что над нами шествовала воинская часть и давали покататься на настоящих БМП.
Была ли пионерская организация политизированной и идеологизированной? Была. И это было очень хорошо и полезно. Детей воспитывали как маленьких граждан, а не просто невнятных тусовщиков, мечтающих стать эльфами пятого уровня или чем-то в этом роде. Рассказывали о международном положении и внешней политике Советского Союза, о борьбе за мир и поджигателях войны, как это тогда называлось. Тогда шла война во Вьетнаме. Мы сочувствовали борьбе Вьетнама против американского империализма и тамошней военщины. Одобряли американских солдат, которые рвали свои повестки, которые мобилизовывали их на эту войну. Вообще, нас твёрдо учили различать трудолюбивый американский (немецкий, французский и т.д.) народ и тамошнее правительство, которое часто поступает не так, как надо. Почему-то все народы в подобном контексте аттестовались как трудолюбивые. Это я запомнила.
Тогда был распространён такой жанр устной пропаганды, как политинформация. Наиболее языкатые ребятишки делали политинформации, где рассказывали о событиях в мире, вычитанных из газет. Вообще, читать газеты начинали рано – сначала «Пионерскую правду», а потом постепенно – и взрослые. Помню, очень радовались космическим успехам, гордились нашей Родиной.
Гордиться Родиной нас – учили. Это не что-то врождённое или приобретённое невесть как. Это – результат научения. Разумеется, есть какая-то физиологическая привязанность к месту своего рождения, но это, так сказать, малая родина. А вот любить большую, политическую Родину – этому надо учить. Да, собственно, и маму любить – тоже учат. Годовалому малышу говорят: «Покажи, как ты любишь маму», - и он обнимает маму. Потом ему читают стишки о маме, он их разучивает – и так постепенно на природную, физиологическую основу накладывается более осознанная любовь. Так и с Родиной. Нам очень много рассказывали о том, какая у нас большая страна, как она отстояла мир на всей земле, как освободила Европу от гитлеризма, как она богата всякими полезными ископаемыми, какие есть поля, леса, горы, как много в ней живёт народов и как они все дружат между собой. И это была правда – насчёт народов. Я лично испытывала самые дружеские чувства к детям всех народов. В тот период мы ездили с мамой в Абхазию, в Новый Афон и там снимали комнату в доме, притулившемся к скале. За домом начинался подъём в гору. Я дружила с местными детьми, абхазами, грузинами. Они меня водили в гору собирать крупную ежевику. У меня в саду растёт ежевика, и всякий раз, срывая её, я вспоминаю Новый Афон, где вечерами проносились летучие мыши и была настоящая дружба народов. И, надо сказать, этой дружбой мы были обязаны в том числе и пионерской организации, где этому – учили.
Было в ходу такое стихотворение Сергея Михалкова про пионеров. Он вообще удивительно просто и точно умел формулировать в стихах идеологические постулаты.
Вот это стихотворение:
Мой друг
В Казани он - татарин,
В Алма-Ате - казах,
В Полтаве - украинец
И осетин в горах.
Он в тундре - на оленях,
В степи - на скакуне,
Он ездит на машинах,
Он ходит по стране
Живет он в каждом доме,
В кибитке и в избе,
Ко мне приходит в гости.
Является к тебе.
Он с компасом в кармане
И с глобусом в руках,
С линейкою под мышкой,
Со змеем в облаках.
Он летом - на качелях,
Зимою - на коньках,
Он ходит на ходулях
И может на руках.
Он ловко удит рыбу
И в море и в реке,
В Балтийском и в Каспийском,
В Амуре и в Оке.
Он - летчик-испытатель
Стремительных стрекоз.
Он - физик и ботаник,
Механик и матрос.
Он честен и бесстрашен
На суше и воде -
Товарища и друга
Не бросит он в беде
В трамвай войдет калека,
Старик войдет в вагон,-
И старцу и калеке
Уступит место он.
Он гнезд не разоряет
Не курит и не врет,
Не виснет на подножках,
Чужого не берет.
Его дворцы в столицах,
Его Артек в Крыму,
Все будущее мира
Принадлежит ему!
Он красный галстук носит
Ребятам всем в пример.
Он - девочка, он - мальчик,
Он - юный пионер!
Помню, однажды я прочитала в «Пионерской правде» заметку одного мальчика, который с родителями-военными объездил всю страну, проучился в десятке школ. Особенно меня поразило, что в тундре он собирал подберёзовики выше берёз. «И везде мне было хорошо, - писал мальчик, - потому что всё это – моя Родина». Мне стало немножко завидно, что это не я написала, а какой-то мальчишка. Это впечатление было настолько сильным, что я помню его спустя десятилетия. «Пионерская правда» издавалась миллионными тиражами, и чаще всего на неё подписывались; в киоске она стоила 1 копейку. Кстати, «Пионерская правда» существует по сию пору, распространяется только по подписке; моя дочка время от времени шлёт туда заметки по старой памяти, хотя вышла из пионерского возраста. Да и вообще это некий курьёз: «Пионерская правда» в отсутствии пионеров. Впрочем, газета, как мне кажется, хорошая, интересная.
Была ли пионерская организация системой «промывки мозгов»? Мне кажется, о промывке мозгов говорят те, кто желал бы расчистить площадку для того, чтобы промывать их в своих целях. О деидеологизации заботятся те, кто желает обрести плацдарм для своей пропаганды. Вот они-то и проклинали эту самую промывку мозгов. Пионерская организация была инструментом социализации детей, средством трансляции целей и ценностей государства и общества, адаптированным к детскому восприятию. К этому относились очень серьёзно. Помню, наш учитель истории писал аж диссертацию о пионерской работе.
В Перестройку стали много писать, как вся эта пропагандистская мура была скучна и докучна. Может, кому и была, а мне и некоторым моим приятельницам – было вполне даже интересно. Нам было интересно разобраться, как устроен мир, что такое фашизм, может ли начаться война и кого с кем. Кого-то, разумеется, больше интересовали наряды, кого-то спорт – и это более, чем нормально. В сущности, зоны главных интересов формируются лет в 12, дальше идёт лишь некоторое уточнение. Вот как раз это время и захватывала пионерия. И реально помогала детям найти свою жизненную тропинку.
В рамках пионерской организации формировались и лидерские качества, качества организатора. Вернее, формировались-то они уже, по-видимому, в комсомоле, а в пионерской организации только слегка проявлялись. Все эти советы отряда, советы дружины (школы) – это была школа организационной работы, управления. И это было очень полезно. Сегодня такого нет. Вернее, где-то что-то есть, но это надо искать – может, найдёшь, может, нет – а тогда этот механизм был, так сказать, встроенным.
Ещё было интересное, ныне совершенно утраченное. Культивировалась дружба и взаимопомощь. Притом самая что ни наесть практическая. Хорошие ученики помогали слабо успевающим, «подтягивали» их. Польза была большая, и обоюдная: объясняя что-то, начинаешь это понимать лучше. Мало того, сам вдруг обнаруживаешь собственные пробелы в понимании. Двоечников прикрепляли к отличникам, и те порой переживали за успехи своих подопечных больше, чем за собственные.
Сегодня, если кто кому и помогает – то просто так, в личном порядке. Моя дочка, например, помогает своей приятельнице осваивать обществоведение. Это довольно бездарный, догматический предмет, и я вполне сочувствую неглупой девочке, у которой от него психологическое отторжение. Но эта помощь – чисто частное дело отдельных учеников, а так – принято считать, что теперь учёба – личное дело каждого, а в будущей взрослой жизни они будут не сотрудники и друзья, а – конкуренты. Вот и думай: стоит ли помогать будущему конкуренту?
Нужна ли сегодня детская организация? Возможна ли? Нужна-то нужна, но в нынешней обстановке идеологической неопределённости, невнятности всех принципов и правил – она слабо представима. Ведь сегодня даже в Конституции записан запрет на всякую и всяческую идеологию. И какой же идеологией может в таком случае руководствоваться эта новая пионерия? Но запрос на такую организацию – есть. Дети и подростки охотно читают, расспрашивают о советской жизни, о пионерах и комсомольцах. Многие хотели бы заниматься тем, о чём я только что рассказала, да – негде. Нет для этого соответствующих структур. То есть они где-то есть, но присоединиться к ним – не так-то просто. В Советском Союзе было правильно сделано - всё было по месту учёбы.
Когда мы, наконец, закончим наше многолетнее блуждание в потёмках и начнём отстраивать свою жизнь не по чужим прописям, а своим умом и в собственных интересах, думаю, надо будет вспомнить о пионерах. И об их организации – единой патриотической организации по месту учёбы.
Subscribe

  • СМЕНА ПАРАДИГМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

    Кабинет министров с небольшими оговорками поддержал поправки в закон «Об образовании», позволяющие правительству определять количество платных мест…

  • «ДАЙ МИЛЛИОН!»

    И снова, и опять, и в который раз: старушка отдала телефонным мошенникам несколько миллионов своих сбережений, хотя многократно разъяснялось и все…

  • ПЕРЕСТРОЙКА: 40 ЛЕТ СПУСТЯ Часть 2.

    «Я ВСПОМИНАЮ ВСЁ СНАЧАЛА…» Сейчас мне хочется рассказать, какова была предперестроечная атмосфера. Не вообще, а в моём окружении. Буду писать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 244 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • СМЕНА ПАРАДИГМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

    Кабинет министров с небольшими оговорками поддержал поправки в закон «Об образовании», позволяющие правительству определять количество платных мест…

  • «ДАЙ МИЛЛИОН!»

    И снова, и опять, и в который раз: старушка отдала телефонным мошенникам несколько миллионов своих сбережений, хотя многократно разъяснялось и все…

  • ПЕРЕСТРОЙКА: 40 ЛЕТ СПУСТЯ Часть 2.

    «Я ВСПОМИНАЮ ВСЁ СНАЧАЛА…» Сейчас мне хочется рассказать, какова была предперестроечная атмосфера. Не вообще, а в моём окружении. Буду писать…