?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
рысь
domestic_lynx
На днях побывала на родительском собрании в школе. Сидела мышкой на последней парте и молча изумлялась. Чему? Абсурдному соединению гигантской, не представимой в прошлые времена, возни в системе наробраза и – смехотворной мизерности результатов. Учебники такие, учебники сякие, материалы для подготовки к ЕГЭ, притом только данного года, предыдущего – не годится. Даже у крема для рук срок хранения два года, а у пособия для подготовки к ЕГЭ – только один. Не иначе – он экологически чистый, без консервантов. Какие-то бумажки раздавали родителям по подпись, с ними нужно являться на экзамен. Нагнетается мистический ужас, учителя рекомендуют пить какой-то глицин…


При этом результат – жизненный, а не бюрократический - всей этой суеты я вижу повседневно. В моей компании постоянно снимаю со стен объявления, написанные с орфографическими и пунктуационными ошибками. Это то, что осталось после компьютерного проверщика орфографии. А случается нужда написать что-то от руки или в программе, где нет проверки, – тогда в трёх строчках четыре ошибки. Когда делают табличку, то в названиях рубрик ухитряются наляпать ошибок. При этом мои служащие (которых я ценю и даже люблю) - нормальные русские люди, выпускники не только московских школ, но и, страх сказать, вузов. Но вот случается нужда написать что-то минимально осмысленное и идут к журналистке, ответственной за сайт и корпоративную газету. Выпускник школы не дерзает сочинить даже простейшую листовку. Это к вопросу о сочинении.

Про математику тоже личное наблюдение. Было 68, стало 72. На сколько процентов рост? Девушка, окончившая школу и даже нечто экономическое после школы, не может сходу сообразить, что на что надо делить, чтобы получить этот самый рост.

Ещё из личного опыта. Нормальный верхнеобразованный трудящийся не может толком ничего рассказать. Даёшь задание: прочитайте вот эти три статьи (самые что ни есть популярные) и на их базе подготовьте беседу с продавцами на такую-то тему. Неимоверно трудно! Вот так аукнулась отмена устных экзаменов – всеобщим косноязычием: их же тренируют заполнять клеточки, а не рассказывать. У них не формируется способность к монологу, и это в свою очередь ведёт к неспособности писать сочинение. Монолог ведь не дан человеку от природы. Есть одарённые люди, но это подлинно литературно одарённые, кому изначальна дана способность к монологической речи. А средний, рядовой человек без специального бучения к монологу не способен. Попросту говоря, он не способен произнести внятную речь на какую-то тему. Часто слушаешь такого человека, все слова и даже предложения понятны, а в целом – ничего не разберёшь. И это естественно! «Природный» язык существует в форме диалога, вопрос-ответ. А монолог – это в зачатке литературное произведение. Так вот нынешняя школа этому не учит.

Это русский и математика. Про другие предметы и речи нет: их изучают только те, кто собирается сдавать по ним ЕГЭ. А кто не собирается – просто плюют на них, «трояк», а то и больше - всё равно обеспечен. В результате некоторое время назад на шоссе Энтузиастов висел огромный билборд, рекламировавший какой-то дезодорант; так вот на нём была изображена симпатичная такая молекула серебра, на манер тех, что рисуют в учебниках органической химии, якобы присутствующая в дезодоранте. И ничего – пипл схавал. Идиотизм этой рекламы отметила только одна пожилая женщина, наша служащая, инженер-химик в анамнезе.

И вот явилась законодательная инициатива: ввести единые учебники по базовым предметам. Давно пора - единые учебники, притом по всем без изъятья предметам, а не только по четырём, как в законопроекте. Решение это созрело и перезрело.

Но сделать надо не только это. Надо ввести единообразное среднее образование, учебник – это лишь его инструмент. Сегодня единообразного среднего образования – нет. Всяк дудит в свою дуду, даже произведения по литературе разные проходят; при переходе в хорошую школу (как я узнала на том собрании) ребёнку берут репетитора, и не по одному предмету. Репетитор – это теперь привычная фигура учебного процесса, без него ни тпру ни ну. Но репетиторы – отдельная тема.

Так что нужно и можно сделать уже сегодня?
Нужно, чтобы ВСЕ единообразно изучали все предметы и сдавали по ним экзамены. Пускай хоть каждый год сдают: разумеется, в своей школе и не вздымая до небес весь этот бешено дорогой кавардак, как делается сегодня. А вузы – пусть принимают на этой базе вступительные экзамены. В основе всего – стабильный учебник.

Какими должны быть учебники? Компактными, понятными и долгоживущими. В идеале – вечными. Как когда-то геометрия Киселёва или физика Пёрышкина (кстати, недавно переизданная). Таким вечным учебником была и остаётся химия Глинки, по которой училась моя мама до войны. Вот на такие учебники и надо ориентироваться.

Это невозможно? Наука идёт вперёд? Это – лукавая чепуха. Школьная «наука» отражает состояние «взрослой» науки XIX века – это самое позднее. Математика – это XVII век, русский язык - XVIII (знаменитая грамматика Ломоносова), ну, химия, положим, вторая половина XIX. И ничего дурного в этом нет: детям надо привить навык логического мышления, решения задач, работы с текстом, а про Космос или овечку Долли они смогут прочесть в сборниках типа «Хочу всё знать!», которые были популярны в моё детство.

Написать учебник может учёный, обладающий талантом популяризатора, в паре с опытным учителем. Заплатить им единовременный хороший гонорар за труд, а дальше – сверстать учебник и выложить в сеть. И всё! Дальше любая типография может, не платая никаких роялти, печатать это по заказам школ. Вот вам и идеальная конкуренция, о которой грезят либералы. Кто хочет – может пользоваться учебником в электронном виде или даже распечатывать по мере изучения на домашнем принтере.

И – всё! Больше никакой возни и никакой суеты: у нас есть учебник физики/химии/ботаники/литературы – и он будет жить не менее десяти лет. Это минимум – максимум не оговорен. Ввести законодательный запрет пересмотра утверждённого учебника. К учебнику издаётся задачник, где собраны ВСЕ задачи, которые будут давать на экзаменах. Прорешал задачник – и ты на коне. Хочешь выучить наизусть? Попробуй. Но тысячи задач всё равно не выучишь. И никаких сложных манёвров и суеты. Энергию суеты надо пустить на дело.

Когда-то в 30-е годы, когда революционно-разрушительный период сменился созидательным, встала задача подготовки кадров индустриализации. И тогда были упразднены школьные эксперименты, вроде бригадного метода, Дальтон-плана, педологии и т.п., о чём очень забавно рассказано в «Двух капитанах» Каверина. И школу вернули к стандартам царской гимназии (за вычетом классических языков и закона божьего). Об этом тектоническом сдвиге в наробразе есть забавный фельетон Ильфа и Петрова.

Если мы хотим перейти к созиданию, нам непременно придётся вернуться к советской школе – как максимальному достижению нашего народа в области образования. Притом не к школе 80-х годов, а скорее к школе 50-х годов, когда американские аналитики спорили, когда экономика СССР превзойдёт американскую. Оптимисты считали, что в 90-х годах, а пессимисты - что уже в 70-х.

Провести эту реформу надо быстро и решительно. Самое главное – не утопить дело в рассуждениях, согласованиях, обсуждениях и т.п. К сожалению, кадры той поры – вымерли. Но ведь есть же учебники того времени, методические разработки. И надо прекратить жевать соплю про советскую историю или литературу. Проходить то и другое в советском роде – хуже точно не будет. В конце концов, задача школьной истории и школьной литературы – не подготовка историка или литературоведа, а воспитание патриота. А для этой цели советские учебники вполне пригодны. Как излагать 90-е годы? А хоть бы и никак – т.е. не включать их в учебник. Меж тем написать стабильную брошюру для учителей, как этот период излагать. И – точка. Школа – это не место для дискуссий, это место, где учатся. Вот и надо наконец начать учиться.

Результаты проявятся лет через пять, а через десять – будет преодолено привычное невежество и общая второсортность выпускников что средней, что высшей школы.

Чем раньше мы это сделаем, тем меньше времени потеряем.


Простой вопрос, точнее, два вопроса:
1) Кто должен осуществлять эти преобразования?
2) Где взять этих прекрасных учителей, которые действительно думают только о том, чтобы их ученики именно выучились, а не тупо сдали экзамен?

Ну и ещё один, вдогонку:
Что должен делать учитель, если ученик не хочет учиться и родители его в этом поддерживают?

Опередили...
Хотел задать теже самые вопросы, ну и добавить:
Что делать с массой профнепригодных "преподдавателей" которые есть сейчас?

Да вы что - такой вой стоит: "Нет единообразию в обучении!" Все так против, что готовы убивать.

А единообразия и так уже нет, и не будет!
Ну пока государственный строй не сменится...
А так вперед в 19 век, 80+% неграмотных нас еще ждут...

Можно просто переиздать советские учебники. Хотя бы 70-х годов. Я сравнивала по русскому их и те, что были изданы позже. Советские - лучшие.

Прекрасный был учебник Бархударов и Крючкова, и писали грамотнее, чем сегодня.

Ваши бы речи, да Путину в уши. Впрочем - уверен,он всё знает и понимает. А вот что мешает ему и его команде сделать маневр "Все вдруг!" мне лично пока не понятно. Только глубоко укоренившимся западничеством в глубине .

Именно так!!! Глубоко укоренившееся.

Не в ЕГЭ дело...
Тут как раз само ЕГЭ вполне вменяемая штука если на него не натаскивать как барбоса на трюки.
Тут проблема, что школе разрешили не учить ,а дрессировать. И дрессировать в узком ключе.

А по-другому и быть не могло. школу оценивают по результатам дрессуры, в вуз идут тоже по тем же результатам.

Затыкать рот и банить ты умеешь хорошо, как я погляжу, да вот только качество твоих "текстов" от этого явно не улучшается. Опять набор фантазий про то, как какие-то только тебе известные аналитики предсказывали победу советской экономики над американской. Ну и как, превзошли, победили, клоуны? В лужу дерьма сели вы со своей экономикой и школой, а правильных выводов так до сих пор и не сделали.

Edited at 2015-05-27 12:02 pm (UTC)

* Большая подборка советских учебников одним файлом
http://1way-to-english.livejournal.com/392768.html

а вообще, преподаватели могут сами писать свои методички для детей - я так в частной гимназии делал.

* Репетитор - 8 аспектов его работы и почему исчезли Ломоносовы
http://1way-to-english.livejournal.com/667421.html -
от учителя Григория Перельмана и Станислава Смирнова, двух лауреатов Филдсовской премии, педагога, воспитавшего 90 призеров и победителей международных олимпиад по математике, профессор РГПУ им. Герцена, замдиректора по науке физмат лицея №239 Сергея Рукшина. если кратко:

— Почему вас не устраивает реформа образования?
— Я считаю, что 12 лет непрерывных реформ поставили наше образование на грань, за которой его уже не будет. Из системообразующего института нации, который формирует нас как граждан этой страны, оно превращается в услугу. Вместо специалиста, который социализирован в этой стране, мы даем бумажки недоученных бакалавров, которые знают реальную жизнь хуже, чем выпускники техникума много лет назад. Они воспринимают страну как место работы. А место работы в случае чего можно и поменять.

Хм. remo Expand
Да что там ученики, учителя сейчас те же кое-какеры, как говорит Задорнов. Пришла в том году новая по русскому. Так я ее как музыку слушала - предложения длинные, грамотные, со смыслом. Большая ныне редкость.

А мне попадалось много хороших учителей.

ЕГЭ по русскому языку по сравнению с прошлым годом претерпел серьезные изменения в структуре, поэтому пособия прошлого года действительно не годятся.

А вот просто тупо научить языку не судьба, надо именно надрессировать на угадайку?

Вы, наверно, слышали про свободное программное обеспечение? Грубо говоря, люди, которые не хотят покупать дорогие и неудобные программы, пишут свои и выкладывают их в свободный доступ, зачастую вместе с исходным текстом, чтобы каждый желающий улучшить программу мог это сделать. Затрудняюсь объяснить мотивацию этих людей, но факт, что практически для каждой дорогой программы существует бесплатный аналог, зачастую практически не уступающий по качеству и удобству.

Как вам идея таких же вот свободно распространяемых учебников? Очевидно, что массово в школы они не пойдут, но начать можно хотя бы с детей на домашнем обучении, а там, глядишь, и школы подтянутся. И готовы ли вы лично тратить время на написание редактирование таких учебников? В общем-то очевидно, что каких-то сверхъестественных знаний для этого не нужно.

Коротко: любопытно, не готова.

Аминь!
Но так вряд ли сделают.

Кто знает... Иногда реализуются самые невероятные сценарии.

К сожалению, издательство учебников стало весьма доходным бизнесом, именно в этом причина того, что учебники через год недействительны. Подозреваю, что и у минобраза в этом есть свой интерес, который просто так никто из рук не выпустит.

(Deleted comment)
Не поняла, туплю, поясните.

Когда то давным-давно, когда деревья были зеленые, а я думал, что политик хотят сделать жизнь лучше, я принимал участие в разработке мер по материальному стимулированию учителей, которая предусматривала отчисление учителю части зарплаты ученика, или, если быть точным - перенаправление части налогов, который платит ученик адресно - его учителям...

Мы считали, что у хорошего преподавателя начальных классов, перешагнувшему 20-летний стаж, при отчислении всего 1%, годовой "приварок" к доходу должен был составить почти 20 т долларов...

В любом случае, без личной заинтересованности учителей в воспитании конкурентоспособных учеников, значение школы будет и дальше, достигнув дна, копать...

если стране не требуются металлурги что тогда учитель готовивший проституток для Тверской получит выше всех гонорар?

(Deleted comment)
На мой взгляд, жизненно необходимо снять с учителей бумажную волокиту, которая отбирает больше времени, чем собственно преподавание.

Как ни странно, но именно бумажная волокита и обеспечивает хоть какое-то единообразие обучения. Просто потому, что таким образом это самое единообразие как раз и проверяется. Если её убрать, о едином стандарте вообще говорить нельзя будет.