domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

НЕУМЕХИ

В августе, накануне учебного года, я традиционно пишу что-нибудь про образование. Продолжаю эту традицию.


Из огня да в полымя: мало, что леса горят и военные склады взрываются, теперь ещё и корабль на Байкале загорелся. Притом, говорят, судно недавно прошло ремонт и надлежащий техосмотр. Аварийность идёт по нарастающей. Кто-то мудрый говорил: у каждой аварии есть фамилия, имя, отчество. Это верно: за каждым несчастьем почти всегда кроется чьё-то разгильдяйство. Но даже найдя этого вредоносного разгильдяя, нельзя на этом останавливаться.

У каждой нынешней российской аварии помимо личной фамилии есть ещё и родовое имя. И имя это – деиндустриализация.

Пора наконец уяснить: индустрия – это не просто наличие на данной территории заводов и фабрик – это в первую очередь квалификация народа, его умелость, распространённость в нём технических навыков, наличие достаточно большой, умелой и уважаемой инженерной корпорации. Сегодня знающих инженеров недостаёт даже в космической отрасли. Но дело даже не в наличии тех или иных специалистов, хотя и в этом тоже, - дело в общей атмосфере в обществе, в его профессиональном составе, какие профессии уважаются, кем стремятся стать дети.

Инженеры ничего не смогут, если нет достаточного числа и квалификации техников, квалифицированных рабочих. Тех, других и третьих – надо готовить. Это – трудно, но насущно и неизбежно. Разбежались преподаватели, позакрывались ПТУ и техникумы или преобразовались в «колледжи», выпускающие кассирш и секретарш. Но в тридцатые годы тоже было нелегко, но ведь – сдюжили. Заведения среднего специального образования надо создавать при реальном производстве – как, собственно, всегда и было.

Сколько нужно техников – я не знаю. Мой отец, окончивший технический вуз в 1950 г. говорил, что по критериям тогдашнего производства на одного инженера должно приходиться три техника. Тут ещё важно уяснить, кто такой техник. Это вовсе не болван и неумеха, который не сподобился поступить в институт – это ценный специалист. Специалист практической направленности. Инженер, по замыслу, должен создавать что-то новое, а техник – решать практические производственные задачи. Я бывала на множестве итальянских фабрик – и не худшего разбора; так вот там практическими делами занимаются техники, а инженеров очень мало. Вообще, мне представляется, что для подавляющего большинства производимых в обществе работ требуются специалисты со средним специальным образованием. Да, собственно, подавляющее большинство население по своим умственным дарованиям на бОльшее и не способно. Когда высшее образование стало сначала очень распространённым, а потом и массовым – неизбежно понизилось его качество. Оно стало адаптироваться под массового школяра.

Кто такой квалифицированный рабочий – тоже понятно. Этот человек должен уважать себя, свой труд, своё положение. Они были у нас, в недостаточном количестве, но – были. Сейчас их стало ещё меньше. Если не восстановим эту профессиональную корпорацию – из отсталости не вылезем.

Но восстановить или открыть заново учебные заведения – это необходимо, но не достаточно. Надо одновременно недрогнувшей рукой закрыть то, что наоткрывали в последнее двадцатилетие – всю эту гуманитарную муру. Нужно решительно переориентировать наше образование всех ступеней на нужды индустрии, техники, практики. Но никто ни в какие ПТУ и техникумы не пойдёт, пока во множестве имеются всякого рода финансово-культурологические или лингвистико-политологические академии и университеты. Там можно бестревожно скоротать четыре-пять лет, снискать диплом государственного образца и дальше претендовать на табуретку в офисе. В сущности, большинство нынешних институтов – это институты продления счастливого детства, не более того. Плюс диплом, плюс отмазка от армии. Худо ли! Сегодня количество вузовских мест примерно равно количеству выпускников школ. То есть у каждого есть потенциальное место каком-нибудь международном университете экологического менеджмента.

Надо понимать, что пока есть такая лафа – народ массово в техникумы и ПТУ не повалит. Так вот и надо её прекратить! Можно админстративно-командным методом: просто закрыть. Можно рыночным манером, с экивоками: прекратить выдачу дипломов государственного образца и отсрочку от армии – тогда они закроются сами. Но это всё детали; главное – чтобы этих заведений не было. Чтобы «юноша обдумывающий житьё» просто не имел соблазна посидеть пять лет, непринуждённо обучаясь чему-то занимательно-гуманитарному. Занимательно-гуманитарное – пожалуйста, в народный университет культуры в свободное время, а профессию получи нужную народному хозяйству. Давайте смотреть правде в глаза: если имеется возможность жить не напрягаясь – люди ею воспользуются. Учиться в гуманитарных заведениях (любых) несравненно легче и проще, чем в технических, так что при свободной конкуренции за абитуриентов – технические заведения в заведомом проигрыше. Так вот и надо гуманитарные заведения ликвидировать, оставив минимум миниморум. А то ведь смех да и только: на переводчиков спрос упал в разы, а учат на них едва ни в каждой подворотне. А кто такой политолог – это вообще загадка.

В техникумы надо принимать после 9-го (лучше бы 8-го) класса. Через четыре года выйдет годный работник. Люди смогут начать работать в 20, а не в 23 года. Сейчас это лишнее давление на рынок труда, но если начнём развиваться – дополнительные рабочие руки. Оптимально было бы вообще отменить старшие классы и всех обучать в средних специальных заведениях, а уже потом – с вузах. С учётом, понятно, полученных знаний и навыков. Этого одним махом не сделаешь, но стремиться, на мой взгляд, к этому нужно. Было бы очень полезно, чтобы все после 8-го класса уходили из школы и получали профессию – кто рабочего, кто техника, кто медсестры, кто воспитательницы детсада. А потом самые способные – шли бы в вузы. Кстати, и способности человека можно было бы лучше разглядеть.

Такое положение может быть достигнуто лет за пять. Надо сделать несколько простых шагов: закрыть гуманитарные заведения, открыть ПТУ и техникумы при предприятиях, при технических вузах. Всячески пропагандировать техническое образование. Когда ПТУ и техникумов будет достаточно – отменить старшие классы школ. Сегодня они пытаются дать какую-то специализацию, но у них нет для этого никаких возможностей. В сущности, последние два класса – это суетливая подготовка к ЕГЭ и возня с репетиторами. Это время молодой жизни можно использовать на пользу ученику и обществу.

При советской власти была сделана ошибка: в техникумы и ПТУ учеников – выгоняли. Ты – плохой, негодный: пойдёшь в техникум или ПТУ. Конечно, ему хотелось остаться в школе, к которой привык, где друзья, и всеми правдами и неправдами оставались. А если уйдут все – тут произойдёт естественное распределение по средним специальным учебным заведениям.


Позволить себе преобладание гуманитарных специалистов может только народ, на которого работают другие народы. Мы к таким не принадлежим. Значит, надо самим создавать и поддерживать свою техносферу, давно ставшую второй природой.
Техническое образование должны получать процентов 75 выпускников, мальчики – так ещё больше. Если этого не будет – худо нам придётся.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 271 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →