domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

ПОСРЕДИ СТЕПЕЙ (из дневника) - ч.2

А прямо вслед за дояркой – поднялся на сцену гендиректор одного из крупнейших агрохолдингов области. «Гордый взгляд иноплеменный» при этой картине непременно впал бы в долго не проходящий когнитивный диссонанс: он же цепной пёс капитала – за что его профсоюз-то награждает? Профсоюз ведь должен с ним бороться от имени трудящихся! А его – награждают.

Но у нас дело обстоит радикально иначе. С советских времён. Роль профсоюза у нас совершенно иная, чем на Западе, хоть слово вроде как одно. (Когда-то я даже писала-говорила, что нам надо поаккуратнее пользоваться западной терминологией, чтобы не навлекать на себя всякий раз упрёки в «неправильности» нашей жизни; но, к сожалению, услышана не была).

Так вот о профсоюзах. На Западе профсоюз – инструмент борьбы труда с капиталом. А у нас… по-другому. У нас роль профессиональных объединений трудящихся должна быть иной - в согласии с нашими традициями, психологией, историей. Какой именно другой? Об этом надо думать, искать формы, вспоминать прошлое.

Когда-то давно, ещё студенткой, мне приходилось работать в качестве переводчицы с делегациями иностранных профсоюзов, которые приезжали в СССР знакомиться с деятельностью наших отраслевых профсоюзов. Тогда о роли советских профсоюзов говорили примерно так. У нас, в СССР, профсоюзы – это инструмент улучшения общей работы. Профсоюзы заботятся и об охране труда, и об отдыхе трудящихся, окорачивают зарвавшихся начальников. Заметьте: не борются с ними, а скорее воспитывают. Тем более, что членом одного профсоюза был тогда и директор фабрики, и её рабочий.

Мне вообще кажется, что внутренняя борьба – та самая легендарная классовая борьба - это что-то не наше, даже чуждое нам. Нашему народу всегда хватало внешней борьбы, чтобы тратить силы на борьбу внутри себя. Она была – борьба, но она, на мой взгляд, не соответствует духу нашего народа. Классовая борьба, социальный аналог межвидовой борьбы за кормовой ресурс, это в химически чистом виде – англосаксонское явление. Не случайно Маркс и Энгельс базировали свои умопостроения относительно капитализма почти единственно на английском материале, считая немецкую жизнь – недоразвитой и вообще неправильной. (Совершенно как наши прогрессисты). Хочу быть верно понятой: внутренняя борьба есть и у нас, и везде, но у нас она не отвечает живущему в народной душе идеалу праведной жизни. Ну пусть не праведной – правильной. Идеал правильной жизни живёт в коллективном бессознательном любого народа. Так вот у нас, как мне видится, это скорее соединение всех русских людей для общего дела, общей жизни, а не борьба каждого против всех. Иными словами, идеал – это не победа в борьбе, а достижение такого положения, когда борьба не нужна.

В свете этой мысли у нас профсоюз – это инструмент скорее объединения, чем борьбы людей, стоящих на разных общественных позициях. Так, собственно, и сложилось при советской власти. Тогда профсоюзы назывались «школой коммунизма» (так когда-то назвал их Ленин). Определение это мало что объясняет, лучше смотреть, как это практически выглядело и насколько соответствовало реальным потребностям. Вообще, понять, какую роль играет то или иное общественное установление – не так-то просто. Одно дело – заявленные цели и задачи, и другое – роль в реальной жизни. Эта роль может быть совершенно иной, чем заявленная официально, и не по чьему-то злонамерению, а просто ходом вещей: сама жизнь обкатывает общественные институты, словно камушки в полосе прибоя.

Какова идеальная роль профсоюзов в нашем российском обществе? У нас это должно быть чем-то вроде средневекового цеха. Нам нужно организовывать общество как единство, а не как борьбу каждого против всех. В нашей холодной стране нет того избытка жизненных припасов, чтобы тратить их на внутреннюю распрю. Разумеется, люди безответственные или злонамеренные могут раскачать сознание людей до распри. Разительный пример – феминистки, которым удалось кое-кому внушить, что мужчины и женщины – враги, а вовсе не друзья и союзники в общей жизни.

Важно понимать, что внутреннюю распрю как образ жизни могут себе позволить только очень богатые и благополучные общества. Общества, где есть избыток ресурса. Не случайно во время войн и бедствий в любой стране запрещаются забастовки, демонстрации, массовые выступления и т.п. Почему? Да просто потому, что это огромная затрата ресурсов. Нам нужно соединение, а не волчья борьба за кусок мяса. Не случайно, видимо, рассказывают старики, как дружно жили люди в эпоху подлинных бедствий и как они перегрызлись, когда жизнь стала неизмеримо легче и сытнее. В моменты бедствий включается инстинкт выживания народа, повелевающий людям сплачиваться и помогать друг другу.

Любопытно, что слово «борьба» было одним из самых ходовых в советском политическом лексиконе. За что только не боролись! Колхозники вели битву за урожай, рабочие – за рост производительности труда, школьники – за повышение успеваемости. Но вот что интересно: вся эта борьба (словесная и истинная) была ЗА, а не против кого-то. Это стратегически важное отличие. Подлинная, конструктивная борьба и должна быть всегда борьбой ЗА, а не против.

Глядя на профсоюзные награждения, не перестаёшь удивляться советскому стилю, который так и вылезает изо всех пор нынешнего хозяйственного и общественного быта. И это не просто стиль как что-то внешнее и поверхностное. Это – глубинное и сущностное. Современная жизнь усвоила, переварила советскую жизнь и сделала из неё, что-то иное. Это ещё не третий член гегелевской триады, но уже на пути к «синтезу». Когда-то таким манером принятое Русью христианство вобрало в себя и переварило древнее язычество.

Какова роль предпринимателя в этой конструкции? Вот лично моя роль в сельском хозяйстве – какая? Об этом я размышляла на банкете.

После торжественной части особо заслуженные труженики сельского хозяйства были приглашены отобедать в лучший ресторан города, названный почему-то по-французски - DÉJÀ VU. Почему уж угнездилось это название «посреди степей» – сказать трудно, но поразителен его символизм: правда ведь – дежа вю. В жизни вообще часто встречаются удивительные символы, надо их только увидеть, а мы, замороченные, пробегаем мимо.

В «Дежа вю» произносили не речи – тосты. И вот один из деятелей одного из довольно крепких хозяйств сказал: «Двадцать лет назад наше хозяйство лежало на боку, была сплошная разруха, денег не было ни копейки. И тут пришёл – инвестор. Благодаря его деньгам хозяйство поднялось, и теперь мы имеем приличные урожаи, люди имеют работу, зарплату, как это было прежде, во времена совхоза». Поразительное дело! Этот самый «инвестор» - ведь он – новый собственник, хозяин. Он – владелец всего. Согласно учению о классовой борьбе – эксплуататор. А ощущается – как спаситель. Вполне возможно, потому, что «эксплуататор» в первые годы своей деятельности вряд ли что-то существенное получает от хозяйства. Вернее так: если положение улучшилось – почти наверняка не получает, а продолжает вкладывать; это мне известно по опыту. Что будет потом? Ну, до этого ещё дожить надо – до «потом»…

Какова в принципе роль предпринимателя в нашей стране? В принципе, как это должно быть?

Если обратиться к нашей собственной российской же истории, мы видим интересную картину: практически ВСЯ промышленность была у нас создана либо старообрядцами, либо иностранцами. О. Сергей Булгаков считал, что роль старообрядцев в русской промышленности сродни роли протестантских сект в западной. Мне эта мысль кажется несколько односторонней. Впрочем, мне пока не удалось найти удовлетворительных фактических материалов на эту интересную тему, но похоже, что было тут и сходство и различие.

Предприниматель-старообрядец играл роль своего рода отца, который берёт на себя руководство жизнью общины: он и к делу приставит, и накормит, и наградит, и сурово накажет при провинности, и по возможности позаботится о каждом. Не случайно Морозовы, Прохоровы строили приличные по тем временам жилища для рабочих, ремесленные училища, больницы. Я, кстати, видела в Твери один из таких домов, где были даже современные удобства. Это не была благотворительность в западном смысле – это была забота о семье.

Русская предпринимательская психология отличается от западной. Русский не смотрит на работника как на «говорящее орудие», как на инструмент производства, который пока не удалось заменить машиной. Вообще, отношение предпринимателя и работника у нас имеют выраженный патриархальный привкус. Предприниматель вроде как берёт на себя моральную ответственность за того, кого нанял. Я помню, когда только начала свой торговый бизнес – и ту тебе кризис 1998 г. Помню свою первую, самую непосредственную, реакцию на известие о повышении доллара втрое: «Как же я им зарплату-то буду платить?». «Им» - это двум моим сотрудникам. Что можно «их» просто выгнать – как-то в первый момент не подумалось. Думалось словами отца, советского директора: «Завалить работу, подвести коллектив – нет, это никак невозможно допустить!» - в моменты стресса человек возвращается к архетипам, живущем в коллективном подсознательном – вот я и вернулась к патриархально советскому архетипу.

Не случайно у нас предприниматели очень на любят увольнять трудящихся. Западный бизнесмен при любом спаде конъюнктуры тут же реагирует увольнениями. Наш – терпит до последнего. Уж и денег нет, а не увольняет. Бывает, конечно, по-разному, но тенденция такая – есть.

Разумеется, все мои рассуждения о предпринимательской психологии, касаются тех бизнесменов, что создали свои бизнесы сами и деньги заработали сами, а не получили по приватизации. Тех, кто приватизировал задаром советские сырьевые, металлургические и подобные предприятия – этих людей я не знаю и в рассмотрение не беру. Это не мой круг и не мой уровень, а рассуждать о том, чего не знаю предметно – стараюсь избегать. Хотя в принципе приватизация советского наследства, а паче того – минеральных ресурсов, кажется мне, как, наверное, и всем, гигантской несправедливостью, не разобравшись с которой невозможно двигаться вперёд.

Нам нужно государство-семья, где всем есть место и все вместе: и предприниматель, и рабочий, и торговец. Это близко к концепции корпоративного государства. Вернее так: государство-корпорация, где все заняты единым делом, каждый на своём месте – это лишь одна из сторон подходящей для нашего народа модели правильной жизни. Кстати, Ленин где-то говорил: надо превратить всю страну в единую фабрику. Но это, повторюсь, лишь одна часть дела. Нам нужно государство-семья, где один за всех, все за одного. Где во главе – мудрый отец, где все заботятся обо всех просто потому, что они – свои. Забота состоит в том, чтобы всех выучить, к делу приставить, обеспечить пропитанием, строго спросить за исполнение, пресечь недостойное поведение и при надобности наказать за него. То, что пытаются насаждать сегодня, это государство-рынок, где каждый за себя и каждый норовит надуть другого. Наш народ от такой жизни – звереет. И то общее озверение именно и коренится в том гигантском насилии над народной душой, каким было и есть насаждаемый у нас чуждый образ жизни и образ мысли. На празднике урожая в Сальске я увидела, как сама народная жизнь пытается перерабатывать этот чуждый образ жизни, делая сносным и отвечающим народному естеству.

Вот такие мысли пришли мне в голову в степном захолустье в ресторане с французским именем ДЕЖА ВЮ.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →