?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
ТРИ СЛОЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ЭЛИТ
рысь
domestic_lynx
В «Завтра» обстоятельная статья Михаила Делягина «Глобализация и предательство элит» http://zavtra.ru/content/view/globalizatsiya-i-predatelstvo-elit-/. Всё то, что пишет автор – абсолютно верно. Но он затрагивает лишь верхний слой этого явления – глобального предательства «отечества отцов» - экономический. Спору нет: перерождение элит произошло «в силу торжества рыночных отношений и, соответственно, рыночных идеалов», как справедливо пишет автор. Но у явления несколько слоёв: экономический на поверхности, а глубже лежат другие слои – культурный и ещё глубже лежит дух и характер народа.

Нельзя не обратить внимания на то, что пресловутое «предательство элит» произошло на фоне глубоко укоренённого западнизма российского образованного слоя, так называемой интеллигенции. Не будь этого фона, даже не фона, а всей прозападной духовной атмосферы общества, которую неосознанно впитывали все воспитанники советской интеллигенции – вполне возможно, переход на сторону врага нашей элиты не прошёл бы так легко и естественно. Может, его бы и вовсе не было. А оно было и не встретило никакого сопротивления, словно возвращение на духовную и культурную родину – в «отечество сердца и воображения», как сказал какой-то автор XVIII века о Франции.

У предательства элит – толстый, унавоженный, любовно ухоженный, нанесённый за многие десятилетия культурный субстрат. Остановимся на нём.

КУЛЬТУРНЫЙ СУБСТРАТ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ЭЛИТ

В сознании нашего народа (или в коллективном бессознательном - если кто любит наукообразную терминологию) с незапамятных времён живёт бацилла. Своего рода ментальная зараза. Зараза низкопоклонства перед Западом.

Иногда болезнь принимает острую форму, доходя до горячки с бредом, как это было в эпоху Перестройки и того, что ей воспоследовало. В то время, помнится, мой сын (тогда ему было лет десять) меня удивил. "Хочу, - говорит, - быть иностранцем". Не пожарным, не космонавтом, не героем - иностранцем. Ребёнок впитал общую атмосферу: лучшее – это иностранное, значит лучшие люди - иностранцы. Я хочу быть лучшим, значит, хочешь-не хочешь, становись иностранцем. Вполне логично.
Бывают периоды, когда очаг западнизма воспаляется, бывает - болезнь носит малозаметную, хроническую форму, но полностью никогда не исчезает.

Общепринятый взгляд: это началось это с эпохи Петра I, с его насильственной модернизации и европеизации дворянства. Именно Пётр привёз множество «немцев», у которых велел учиться. В результате у русских людей сложился взгляд на европейца снизу вверх – как на учителя. Отсюда – принято считать – и наши давние традиции низкопоклонства. Классик русской литературы полунемец Герцен писал: "Мы до сих пор смотрим на европейцев и Европу в том роде, как европейцы смотрят на столичных жителей, - с подобострастием и чувством собственной вины, принимая каждую разницу за недостаток, краснея своих особенностей, скрывая их, подчиняясь и подражая. Дело в том, что мы были застращены и не оправились от насмешек Петра I, от оскорблений Бирона, от высокомерия служебных немцев и воспитателей-французов". (Былое и думы. М Правда, 1983, с.138).

Это, безусловно, верно. Но это скорее констатация факта, чем его объяснение. Почему за многие десятилетия и даже века мы так и не смогли «переварить» и преодолеть своего ученического положения? В конце концов, все народы мира, как и люди, учатся друг у друга, но потом – как-то выруливают на собственную дорогу и нередко превосходят своих учителей. В незапамятные времена итальянцы заимствовали свой национальный символ - макароны - в Китае, а англичане научились обрабатывать свою знаменитую шерсть во Франции, в Бургундии. Ну, научился – и иди дальше, развивайся. А мы свою второсортность мы своеобразно оберегаем, лелеем, словно боимся потерять. Не вполне понятно: почему мы-то так зациклились. Но об этом поговорим чуть дальше.

Сознание своей второсортности доходит у нас до мазохистского восторга.
Интеллигенты любят такую мысль: у нас же нет ничего своего! Моя приятельница-интеллигентка любит восклицать: «Нас нигде нет!» Посмотрите любую энциклопедию: там все имена западные, все открытия сделали они, всё изобрели немцы-англичане. Можно добавить, что и все наши руководящие учения – заимствованные: что марксизм, что либерализм. Меж тем у нас были и есть идеи и люди, способные их производить. Но мы как-то их не ценим, сами себе не верим. Не верим, что способны придумать что-то ценное. Одновременно верим, что всё уже придумано «немцами».

Сейчас В.Ю. Катасонов с сотрудниками по Русскому экономическому обществу им. Шарапова делает большое дело: собирает и публикует произведения наших отечественных экономистов, которых было много и которые забыты вместе с их ценными идеями. Причём идеями самобытными, учитывающими наши жизненные обстоятельства. Но нет же, мы готовы преклоняться пред Адамом Смитом, боготворить беглого португальского еврея, биржевого игрока Давида Рикардо, но не принимать в расчёт своей собственной оригинальной мысли.

Помню, в начале 90-х годов в Институте Экономики РАН была одна женщина – научная сотрудница, изучавшая наследие нашего национального хозяйственного мыслителя – Посошкова и вообще русские мысли о богатстве народов. Её считали какой-то странновато-глуповатой и всерьёз не принимали. Она любила заходить к нам (мы тогда арендовали в институте помещение под офис), т.к. учёные коллеги относились к ней жалостливо-юмористически, как в городской сумасшедшей. Это очень обычно для сознания типичных научных работников и вообще советско-российских интеллигентов: своим собственным, родным, способны интересоваться только чудаки. Собственная, отечественная мысль кажется чем-то вроде художественной самодеятельности, а случись потребность в чём-то подлинно важном – надо обратиться к мысли западной.

Отсюда – жажда признания на Западе. Быть принятым на Западе, быть оценённым на Западе, бывать на Западе – это было неоспоримым и непререкаемым благом в сознании русского и советского образованного класса. А сознание советской элиты, которая и совершила акт выдающегося, исторического предательства своего народа и государства, о чём пишет Михаил Делягин, - это неотъемлемая часть сознания советского образованного класса. Собственно, их, мега-предателей, сознание – это и есть типичное сознание советского образованного класса; просто они оказались поэнергичнее обычного интеллигента: интеллигент лишь разговоры разговаривал, а они – действовали. И Горбачёв, и Чубайс, и Гайдар и все прочие – учились в советских институтах, слушали те же лекции, думали все те же мысли, вели все те же разговоры, что и нормальный советский интеллигент. Гайдар – так и вовсе трудился в том самом Институте экономики; там даже у лифта висело объявление, призывающее его сдать книги в библиотеку.

Между прочим, я вполне даже готова допустить, что Горбачёв в своём предательстве действовал изначально бескорыстно. Исключительно из нашей традиционной восторженности и радостной готовности распластаться перед Западом. Чтоб взрослые (Запад) похвалили маленького мальчика, признали своим. Чтоб экзальтированные западные обыватели махали флажками и орали: "Горби! Горби!" - вот радость-то, светлый праздничек, именины сердца. Да за это полстраны не жалко! Забирайте!
С Ельциным такая же история: ведь это ж надо, простой уральский парень - и вдруг принимают его на самом Западе, по плечу хлопают, за своего держат.
В этом желании нравиться есть что-то то ли детское, то ли женское, но никак не мужское, не мужественное - хлипкое.

Тургенев в мало читаемой (и очень напрасно!) повести "Дым" рассказывает: степной помещик, богатый, с трепетным пиететом входит в "позорную гостиную" какой-то дамы полусвета, шлюхи, по существу дела. "Где же это я? - думает он с восторгом. - У самой Адель!" В общем, повезло парню, жизнь удалась: признали на Западе. Таким вот степным помещиком (и правда ведь - из степи!) был Горбачёв.

Михаил Делягин в силу возраста не помнит 70-е годы – эпоху зрелого Застоя и тогдашнюю духовную атмосферу, поэтому, возможно, у него и сложилось впечатление, что предательство советско-российской элиты – это явление последнего времени. К сожалению, уже в 70-е годы верхняя прослойка общества была – готова. Культ Запада достиг такого накала, что самый акт предательства прошёл мирно и без напряжения. «Рашку» слили.

Говорят, в ту пору общество, в частности , молодежь, утратило идеалы. Ничего подобного! Идеал был ясен и крепок: Запад. Тогда редкие люди ездили за границу, но почему-то верили: ТАМ гораздо лучше, там всё сделано правильно, всё по уму. Такая была, выражаясь языком той эпохи, "чёткая идейная позиция". В житейски-практическом преломлении она выглядела как мечта как можно меньше присутствовать "в этой стране". Разумеется, всё это было максимально присуще столичной интеллигенции, провинция была более натуральной, почвенной и, следовательно, патриотичной. Я в 70-х годах училась в московском ин-язе: там я наблюдала недуг западнобесия в самых цветущих формах, но не только инъязовцы, но и вся московская молодёжная тусовка была ему подвержена.

У меня есть приятельница, с которой я познакомилась в ин-язе в те давние времена. Она - учительница иностранного языка на дому. Если находятся переводы – переводит. Никакого навара она со своего бескомпромиссного западнизма сроду не имела, но она страстно предана всему тому, что происходит оттуда. Учительница-надомница так пылко отстаивает всё, что делает США и вообще Запад, будто состоит у Госдепа на окладе. При этом – совершенно бескорыстна, в этом бескорыстии-то и состоит нерв проблемы. Продаться за тридцать серебряников – это понятно: человек слаб, Дьявол силён. Но она-то даром, по любви! В ней живёт даже какой-то подспудный страх узнать что-нибудь плохое о Западе, даже не плохое – просто не феерически прекрасное, что может нарушить её идейный гомеостаз. Иногда она присылает мне ссылки на сайт Белого Дома, как подтверждение дивной чистоты и миролюбия Града-на-Холме.
Вот этот с виду малозначительный факт на самом деле – очень многозначительный! Эта симпатичная, очень культурная женщина – абсолютно ничего не приобрела от Запада и вряд ли уж теперь приобретёт, но – любит, почитает, преклоняется перед ним. Как-то раз она рассказала мне свой сон: Россию оккупировало НАТО. И немудрено, что её снятся такие сны: её сознание давно и прочно оккупировано Западом. Таков вот культурный облик самой рядовой московской интеллигентки.

Помнится в начале 80-х годов мне довелось недолго потрудиться в Минвнешторге. Там я обогатилась таким речевым оборотом. "Х. уехал в длительную командировку в Италию". - "А сколько он ЖДАЛ?" Находясь в "этой стране", можно было только ЖДАТЬ, ждать истинной жизни, которая начинается только ТАМ.
В те годы похвалой удачливому карьеристу, произносимой со смесью зависти и восхищения, было: "Из заграниц не вылазит".

Реального, так сказать, эмпирического, Запада никто в то время толком не знал, за микроскопическим исключением, но тем беззаветнее была всенародная любовь. Это и понятно: обожать сподручнее далёкое и неведомое - вроде как рыцарь прекрасную даму. Кстати, в той давней распре славянофилов и западников знатоками Запада были скорее славянофилы, чем западники.

Интеллигенция обожала западные книги, фильмы, журналы - всем этим полагалось восхищаться. Это была своеобразная интеллигентская корпоративная норма - восторг перед Западом. И не моги усомниться: заклюют. Свои же и заклюют. Всё, что можно было прочесть плохого или просто не феерически прекрасного о Западе, - всё это решительно отвергалось как мерзкая в своём убожестве совковая агитка, придуманная большевиками, чтобы спрятать от народа земной рай - Запад.

Помню, как-то в 70-х годах подруга раздобыла журнал “Elle", мы его жадно прочли. Мне он показался дурковатым. "Ну тогда тебе надо читать "Работницу", - осадила меня подруга. Я, конечно, постеснялась признаться, что "Работница" кажется мне куда как умнее. Я даже сама, помнится, внутри себя устыдилась своей отсталости и провинциальности.
А уж на выставках вроде "Быт и моды Италии" стоял форменный лом, не протолкнёшься.

Я вспоминаю эту чепуху, чтобы воссоздать атмосферу. Мы все этим дышали. И покойный Гайдар, мой сверстник, дышал. И старшие товарищи Горбачёв с Ельциным...

Сегодня мы квохчем: ах, зачем мы стали насаждать западные модели, либерализм, то, сё...
А как могло быть по-другому? Что любили, то и насаждали. Ах, зачем, зачем мы подарили Западу Восточную Германию? Полноте, да разве жалко чего-то для любимого существа? "Коль любить - так без рассудка" - это ведь про нас сказано.

На рубеже 80-90-х годов ВСЁ, приходящее с Запада, автоматически объявлялось феерически прекрасным и подлежащим немедленному "претворению в жизнь", как чуть раньше исторические решения очередного съезда КПСС. При этом, обнаруженное в какой-нибудь одной стране - немедленно объявлялось общечеловеческой ценностью и неопровержимым признаком цивилизованности. Суды присяжных или двухступенчатая система высшего образования - всё это объявлялось общечеловеческой ценностью. И плевать, что на самом Западе это скорее исключение, нам не до этих нудных подробностей, нам надо поскорее свалить ненавистный совок и заменить сияющим Западом. "Во всех цивилизованных странах..." - дальше можно было невозбранно нести любую бурду: возразить никто не смел.

Нельзя сказать, чтобы западнизму интеллигенции не пытались противостоять. Ещё при жизни Сталина была запущена кампания борьбы с так называемым космополитизмом и низкопоклонством. Началось с письма академика Петра Капицы Сталину о том, что у нас недооцениваются собственные достижения в области науки и техники. Собственно, Капица-то поначалу просто предложил издать книгу о наших технических изобретениях, сделанных раньше, чем на Западе. Посылая ему рукопись книги сложившегося еще до революции писателя и историка науки и техники Л.И.Гумилевского (1890 – 1976) "Русские инженеры", П.Л.Капица сообщал, что эта книга была создана по его предложению: "...я ему сказал, что надо бы писать... о наших талантах в технике, которых немало, но мы их мало знаем. Он это сделал, и получилась... картина развития нашей передовой техники за многие столетия. Мы, по-видимому, мало представляем себе, какой большой кладезь творческого таланта всегда был в нашей инженерной мысли... обычно мы недооценивали свое и переоценивали иностранное".
И "один из главных отечественных недостатков", согласно мысли Капицы, - "недооценка своих и переоценка заграничных сил. Ведь излишняя скромность – это еще больший недостаток, чем излишняя самоуверенность. Для того, чтобы закрепить победу и поднять наше культурное влияние за рубежом, необходимо осознать наши творческие силы и возможности. Ясно чувствуется, что сейчас нам надо усиленным образом подымать нашу собственную оригинальную технику... Успешно мы можем это делать только, когда будем верить в талант нашего инженера и ученого... когда мы, наконец, поймем, что творческий потенциал нашего народа не меньше, а даже больше других... Что это так, по-видимому, доказывается и тем, что за все эти столетия нас никто не сумел проглотить», - пояснял Капица.

Сталин увидел в этом более обширную проблему и, беседуя с писателями, сказал: "А вот есть такая тема, которая очень важна, - сказал Сталин, - которой нужно, чтобы заинтересовались писатели... Если взять нашу среднюю интеллигенцию, научную интеллигенцию, профессоров... у них неоправданное преклонение перед заграничной культурой. Все чувствуют себя еще несовершеннолетними, не стопроцентными, привыкли считать себя на положении вечных учеников... Почему мы хуже? В чем дело? Бывает так: человек делает великое дело и сам этого не понимает... ...Надо бороться с духом самоуничижения..." (Пересказано К.Симоновым в книге «Глазами человека моего поколения»).

Но дальше советский Агитпроп повёл дело с изяществом слона в посудной лавке. Эта кампания осталась в памяти интеллигенции как вакханалия идиотизма. От неё остался анекдот о «России – родине слонов» и послевкусие гигантской нелепицы, да ещё и с антисемитским уклоном. В некоторых произведениях И.Грековой, преподавательницы высшей школы, а следовательно, типичной интеллигентки, показана эта кампания как нечто зловеще-нелепое: так она виделась тогдашней интеллигенции. О чём это свидетельствует? Лишь о том, что дурным исполнением можно испортить самые правильные вещи. А что борьба с самоуничижением была нужным делом – нет сомнения. И нужна не кампания, а повседневная, никогда не прекращающаяся работа. И не борьба с низкопоклонством, а утверждение национального достоинства и воспитание интереса к собственному народу и его достижениям. Потому что бороться надо не против, а за: это гораздо результативнее. Цели следует формулировать положительно.

Да, предательство элит произошло на фоне западнобесия советско-российского образованного класса. И не просто на фоне – это почва, на которой и выросло предательство. Ну а привязанность к Западу – из чего выросла?

Тут есть ещё более глубокий слой – характер нашего народа.


ДУХ И ХАРАКТЕР

Страшась быть заподозренным в расизме, великодержавном шовинизме, пропаганде национальной исключительности и прочей неполиткорректности, современные люди (во всех странах) просто боятся обсуждать характеры разных народов. Блюстители «вольности и прав» их совершенно зашугали. Заветы современной политкорректности требуют исходить из того, что все народы, как и люди, - одинаковые.

Но ведь от того, что мы не будем касаться этой скользкой темы, народы, как и отдельные люди, не прекращают иметь свой, вполне реальный, характер. Который отражается на всём, что делают народы. То же относится и к отдельным людям. Мне думается, судьба человека – это его характер, развёрнутый во времени, а история коллективной личности - народа – это тоже его характер, развёрнутый на протяжении столетий. Не случайно и в маленькой человеческой судьбе, и в истории народов происходят дивные повторения очень сходных ситуаций.

Так вот русский народ имеет в своём характере мечтательную устремлённость к высшему и горнему, в результате чего часто оставляет в небрежении практические потребности дольнего мира. Попросту говоря, повседневные заботы и дела русскому человеку часто скучны и неинтересны. Заниматься ими он часто начинает предварительно доведя свои дела до полного раздрая и упадка.

Русскому человеку в высшей степени свойственна благодушная доверчивость - склонность передоверять свои дела кому-то другому. Будучи по природе добрым и доверчивым до легкомыслия, русский человек охотно передоверяет свои дела тому, кто «знает как». Know-how и значит «знаю как». Для собственного душевного комфорта русский человек считает, что знаток имеется, и он подлинный знаток, при этом честнейший человек. Русский человек не просто использует знания и опыт этого знатока, а именно передоверяет, с облегчением перекладывает заботу на него. И очень часто искренне полагает, что кто-то будет заниматься его делами с тем же усердием, что и своими, и при этом будет действовать в его интересах.

Нобелевский лауреат по экономике Джеффри Сакс в книге «Конец бедности» рассказывает, как он входил в команду тех, кто при Ельцине переводил советскую экономику на рыночные рельсы. Он прямо признаётся, что ничего не знал о советском хозяйстве и его функционировании. Он вообще воображал, что Россия – это что-то вроде Польши, только в 16 раз больше. И такого знатока не только не вытолкали взашей, а почтительно слушали и претворяли его велемудрые советы в жизнь.

Совершенно не обязательно этим поверенным с неограниченными полномочиями оказывается иностранец, очень часто и свой человек. Просто очень хочется стряхнуть с себя заботу, полагая, что кто-то этим делом занимается. А самому меж тем можно помечтать, подумать о чём-нибудь приятном. Перечитайте хрестоматийный очерк Тургенева «Хорь и Калиныч»: там описаны два противоположных характера - хозяйственный и мечтательный. Разумеется, в любом народе есть те и другие, вопрос: кто преобладает? Русский народ – это скорее народ-Калиныч. Русскому часто просто скучна хозяйственная суета, постоянная возня ради наживы – ему бы помечтать о высшем и философском. Любопытно, что такая же ментальность довольно часто свойственна даже тем, кто по идее должен быть поглощён практическими потребностями и интересами, - предпринимателям. Именно для того, чтобы освободить ментальное пространство для столь приятных себе размышлений и душевных воспарений, русский человек и передоверяет свои дела кому попало. Ярчайший образец такого поведения – Илья Ильич Обломов, который постоянно кому-то стремился скинуть свои дела. Реальных Обломовых в жизни было – пруд пруди. Помещик, занимающийся своими делами в первом лице – это было скорее исключение. Недаром Левина из «Анны Карениной» знакомые считали чудаком за его хозяйственные увлечения.

Русский человек легко соглашается, что есть кто-то, кто лучше него знает, как ему, русскому человеку, жить, как надо действовать, куда идти и т.п. Помнится, в каких-то воспоминаниях Ельцин в простоте своей признался: мне сказали, что надо переходить к рынку – ну, я и согласился, вроде дело говорят, а сам я в этом не разбирался. И знаете, я ему верю: это подлинно русский подход. Благодушие + легкомыслие + склонность передоверять свои дела проходимцам. Мне думается, это и составляет квинтэссенцию того громадного, комплексного и подлинно русского явления, давно уже названного обломовщиной.

Очевидно, спихивать на кого-то свои дела может и политик, и высший управленец – тут никаких ограничений нет. Это свойство представляется мне одним из главных недостатков нашего национального характера. Если мы не передоверяем работу практическую, то уж работу мысли – с огромным удовольствием. С.Г. Кара-Мурза, которому привелось некоторое время попреподавать на социологическом факультете МГУ, рассказал, как там преподаются ошмётки западной социологии 70-х годов.

На первый взгляд, качество, о котором я говорю напоминает то, что психологи называют перцептивной психологией – надеждой получить все блага извне, а не от собственной активности. Мне думается, в русском характере есть не столько перцептивность, сколько благодушие, легковерие и склонность передоверять. Могут доверять человеку, а могут – какой-нибудь идее или – как в последние четверть века – невидимой руке рынка.


Шли годы, полыхали революции, гремели мировые войны, а русский характер во многом сохранился в неизменности. Современный бизнесмен то и дело кому-то доверяет, на кого-то надеется, полагается, ленясь или невесть почему уклоняясь от занятий в первом лице собственными делами. Самое обычное дело. Лично я все свои деловые провалы связываю именно с подобным поведением. Но есть у меня и хороший опыт: взяв крепко вожжи в руки и разогнав жуликов и проходимцев, русский человек вполне способен многого достичь своим умом и энергией.



Н.Бердяев писал, что душа русского народа - женственная, она всё "невестится" и ждёт "мужа", который всё организует и объяснит, как жить. Это чрезвычайно верно. Все наши основополагающие, руководящие и направляющие учения - западные: от ленинского марксизма до гайдаровского фритрейдерства. Налицо неодолимая потребность "отдаться", не жить своим умом.

Историческая легенда о призвании варягов - в высшей степени "бабья": придите и всё организуйте. Может, ничего такого и не было (да скорее всего и не было), но самый факт, что выдумали именно это - о многом свидетельствует. Народная мечта: придёт кто-то умный и сильный, нас, дураков, научит и всё устроит как сам знает. А мы в это даже и вмешиваться не будем. Зачем вмешиваться, когда он и сам всё знает.
Мечта вполне обломовская. Помните, Илья Ильич Обломов доводил свои дела до ручки, и тут появлялся кризисный управляющий немец Штольц и всё разруливал. Можно было и дальше не заниматься своими делами.

Это и есть тайный идеал нашего народа - не заниматься СВОИМИ ДЕЛАМИ. Он широчайшим образом проявляется и на уровне частного существования, и в общей, народной жизни. Именно поэтому у нас не удаются даже вроде и незатейливые вещи: кондоминиумы, кооперативы. Неохота... Пускай нам наладят. Известно, что большевики после революции тоже ждали революции в Германии, поскольку надеялись, что заниматься хозяйственной работой им не придётся: из Германии приедет красный Штольц и будет заниматься народным хозяйством, в частности, промышленностью. Известный историк Фурсов рассказал, что известный символ – серп и молот – непосредственно после революции означал союз промышленной Германии и аграрной России, а вовсе не союз рабочего класса и крестьянства. Такая трактовка родилась гораздо позже, когда поняли, что мировая революция не состоится и придётся заниматься индустриализацией своими силами. И ведь получилось!

Как только ослабляется давление в историческом котле, как только падает общая энергетика народа, немедленно появляется и овладевает массами мысль: ничего не надо выдумывать - сделаем по западному образцу, и всё получится прекрасно. Это как микроб, который никуда не девается, но особенно мощно размножается в ослабленном организме.
Западнизм в нашем народе - это всегда упадок духа и воли, нежелание взять ответственность за свою жизнь на себя.

Может ли народный характер меняться? Конечно, может, хотя и медленно и трудно. Чтобы изменить свой характер, и отдельному человеку, и народу надо упорно и длительно работать над собой. Звучит, конечно, неприятно, но по-другому не получается. А чтобы работать над собой, надо честно и прямо взглянуть на себя. Не скрывая от себя недостатков, но и не выпячивая их с мазохистским наслаждением. Нужен труд самопознания. В чём мои сильные стороны, на которые нужно опираться? В чём слабые стороны, которые надо либо поправить, либо сделать так, чтобы они наносили как можно меньше вреда. Нужна самокритика без самоуничижения. Критика – это в первую голову всестороннее познание, а не осуждение или ругань, как многие полагают. Самопознание (самокритика) – это труд. Неизмеримо легче посыпать голову пеплом и разразиться беспорядочными восклицаниями типа: дрянной народ! Нация рабов! Ничего у нас никогда не получится! Разрушили генофонд! Это просто, иногда эффектно, но всегда бесполезно.

Ещё проще - обижаться и возмущаться. И точно так же бесполезно. На самом деле, признать за собой слабость (как индивидуальную, так и национальную) не только не стыдно - необходимо. Это первый шаг к преодолению слабости. Отрицание слабости, напротив, загоняет её внутрь и только её усугубляет. Только признание и преодоление слабости создаёт силу. Сегодня нам очень нужна сила. А основой любой силы, от интеллектуальной до военной, является сила духа. Она правит бал, она - основа всего. Её можно увеличить. Нравственные мышцы можно так же накачать, как бицепсы и трицепсы.

Борьба с низкопоклонством - это борьба за личную активность. За то, чтобы заниматься своими делами в первом лице. Низкопоклонство преодолевается мужеством и активной самостоятельностью. Низкопоклонству противостоит личная ответственность, деятельная бодрость с ясным сознанием своего интереса и своих целей.

Сейчас многие психологи работают над повышением самооценки своих клиентов. Вообще, самооценке придаётся большое значение в достижении личного жизненного успеха. Сегодня нам нужно повысить национальную самооценку, иначе успеха не видать. Молодое поколение надо начинать воспитывать в сознании гордости за свою страну и интереса к ней. Тут двусторонняя связь: больше знаешь – больше любишь, больше любишь – больше хочешь узнать. Сейчас мы наблюдаем определённое возрождение краеведения, в некоторых школах появился предмет «народная культура» - это очень полезное дело. Нужно внимательно и любовно изучать русскую мысль – социологическую, философскую, экономическую. Русское искусство, русская архитектура – вот что нам надо культивировать, а не безлико-космополитические бетонные сараи. Всему нашему, собственному, самобытному – надо дать широкую дорогу и безусловный приоритет. Это должны быть незыблемые принципы образования и воспитания. Результаты скажутся через пару десятилетий. Человек, воспитанный в любви к русскому духу, к своему, к исконному – с неизмеримо меньшей вероятностью вырастет предателем, чем тот, кто воспитан на заёмных, интернациональных учениях.

И, разумеется, надо браться за большие дела и думать своей головой, без непременной оглядки на велемудрых западных учителей. Это трудно, но вполне достижимо.

То, что произошло с нашей страной – предстоит ещё долго осмыслять. Предательство элит – это заслуживает очень серьёзного размышления. Не поняв этого явления всесторонне или поняв поверхностно - трудно нам будет двигаться дальше.


:) Ну, элиты - те же сливки. Красиво, вкусно - но вредно для здоровья и приводит в инфаркту:)

Можете себе представить женщин в сарафанах на улице? Это невозможно.

Или вот, близконародный пример: шоу "Давай, поженимся". Если претендент (претендентка) приходят в народных русских костюмах, или хоть с намёками на русскость - всё, пропало дело, забракуют.
Вот если хотя бы что-то восточное...это да...

Я лично охотно хожу в павлопосадские платках. Повязываю на голову, концами назад - мне идёт. Причём всегда носила. Сохранился платок, который повязывала в 3-м классе.
А вот немцы, напр., многие имеют народные костюмы. Помню. наш поставщик как-то раз разгуливал по выставке в этом костюме. Другие немцы смотри с одобрением. Я бы с удовольствием ходила ну не в полном смысле в костюме, но в чём-то похожем.

перерождение элит произошло «в силу торжества рыночных отношений и, соответственно, рыночных идеалов»,

Этого достаточно, чтобы однозначно утверждать: Делягин несет ахинею. Рынок - не означает капитализм. План - не означает социализм. Это обычный перестроечный невежественный бред.

Делягин несет ахинею

Тов.Лопатников,
обычно я с вами ругаюсь,
но в данном случае согласен на все 100%.

Так много букв

Столько всего написано, что переварить невозможно.
Но Делягин - это не голова, это хорошо известно.


На рубеже 80-90-х годов ВСЁ, приходящее с Запада

С проклятого "Запада" Россия начала брать пример со времён Петра Великого, а вовсе не с 80-90-х годов.
То есть импорт технологий и мозгов шёл непрерывно триста лет.
Всё это время Россия была отсталой.
А уж в XX веке разрыв увеличился нереально из-за коммунизма.



Edited at 2016-02-02 05:53 pm (UTC)

Re: На рубеже 80-90-х годов ВСЁ, приходящее с Запада

>разрыв увеличился нереально

То-то я смотрю Гагарин первый в космос полетел, а Шепард отстал, только подпрыгнул

и думать своей головой, без оглядки на западных учител

Да, и наступать на те же грабли в стопиццотый раз?

Уважаемая Рысь!
Не вступая с Вами в спор, хочу отметить, что для обобщений у Вас довольно ограниченная система взглядов. По советским меркам, Вы родились с серебряной ложкой во рту и в люди Вас вывели за руку по ковровой дорожке. Отсюда столичный синдром и искажённые представления об элитарности и престиже. Это не упрёк, уж так «над Вашей судьбой расположились планеты».
Из Вашего престижного вуза вышли Вы, а из мало кому известного Ленинградского военно-механического института – братья Уткины. Вы свою специальность отбросили во имя личного имущественного успеха (престижа). А братья создали стратегическую железнодорожную ракетную систему. Не думаю, что они бедствовали, но о «Ламборгини» и Кипре они вряд ли задумывались.
Об элитарности я уже говорил, а престижность вуза определяется не студенческим контингентом (Институт благородных девиц), а совокупностью специальностей и соответствующим качеством подготовки (провинциальный, по столичным понятиям, Николаевский кораблестроительный).
И ещё два слова о разновидностях интеллигенции. Гуманитарная составляющая безответственна в буквальном смысле слова (от того, что у артиста, философа или поэта запой, никакие трагедии не разыгрываются). Отсюда брожение умов, фронда, позёрство... Окружение, состоящее из индивидуумов, коллективом не является.
У технической - производственный срыв всегда сопровождается оргвыводами вплоть до высшей меры. А труд – коллективный. Даже теоретики нацелены на решение конкретных задач.
Перечисленные Вами заморочки к технарям отношения не имеют. А их подавляющее большинство даже в наивысших проявлениях интеллекта. Гуманитарная же фронда фронда неизбежно последовательно переживает три этапа: легкомыслие - безответственность - соучастие.




Edited at 2016-02-02 06:09 pm (UTC)

о разновидностях интеллигенции

В СССР и в РФ, соответственно, нет никакой интеллигенции.
Интеллигенция, как таковая, кончилась очень быстро после 1917 года.
Правильное название этих пациентов - пролетарии умственного труда, если следовать марксистко-ленинской традиции.
Это 100% правильно - средствами производства они не владеют, поэтому пролетарии.
Вот так оно получилось.
Да, всякие художники-писатели-артисты - это "творческие работники", но тоже никак не интеллигенция.


Edited at 2016-02-02 07:18 pm (UTC)


Нам на Запад западло!
Ведь оттуда всяко зло
Наползает.

Рысь сказала: - Вот и я!
И дружина где моя,
Каждый знает.


Ведь оттуда всяко зло

Жги!

Только все что Вы пишете забавно....не более того....
Поклонение перед Западом.....70-е годы застоя...
Уровень жизни - вот чему всегда завидовали... Не более того.... Какое поклонение? У нас всегда уровень жизни НАрода, в отличии от Правящей элиты, был ниже плинтуса и поднять его не было никакой возможности - тямы не хватало. Вот поэтому на запад смотрели - как они так..
Вы еще про Православие скажите - по сути религия рабов...терпи-умирай-все ради чего то. Странная у нас страна где тот же Перт 1 который Народ в скотов превратил (крепостное право) Гений!

от Правящей элиты,

Уровень жизни "правящей элиты" был довольно скромным, в общем.
Понятно, что ни в чём себе не отказывали, но запросы были около того самого плинтуса - сшить костюмчик, съездить в Крым на отдых, и поесть-попить вволю.
Вот и всё.



??? remo Expand
есть немало здравых мыслей, но глупо отвергать западный опыт целиком, как в советское время, когда кибернетику и генетику сочли западным мракобесием и лженауками, в результате, адское отставание и вечное плетение в хвосте.
И, опять же, вот на Западе улицы и тротуары чистые, дороги хорошие, давайте теперь назло и самобытно засирать все вокруг, чтобы не как у них. Ну и т.д.
Западные люди все давно придумали, устроили по уму, красиво, глаза радуются, душе приятно. Почему бы не перенять чужой опыт, зачем вечно изобретать велосипед?

Почему бы не перенять чужой опыт

Это же чужое, а значит - бездуховное.

(Suspicious comment)
Еще не дочитал Вашу статью до конца, но уже хочется сказать: спасибо за отличный материал к размышлению!
Кстати, иногда толкаясь в пробке включаю радио "Звезда" и буквально залипаю )) Там есть цикл передач называется "Русский мир", рассказывают о великих открытиях, достижениях, поступках и путешествиях сделанными Русскими, очень много памятников по всему миру Русским людям.

Спасибо, надо будет послушать.

Ну какие элиты? Зачем называть людей, волею случая перехвативших власть, элитой? Насколько я понимаю, этот термин ввели в своё время паразитические сословия, в отличие от трудящихся имевшие доступ к образованию и культуре. Это позволяло им оправдывать собственный паразитизм мнимой "избранностью", но биологически, конечно, никаких доказательств "элитарности" нет и никогда не было.
К чему столько букв ни о чём?

Назовите их "верхушка"

Элиты разных стран всегда чувствуют между собой гораздо больше общего, чем с родным "быдлом". Для них местное население - не более, чем один из видов природного ресурса, которым они владеют.
С точки зрения элитариев, ни о каком предательстве и речи быть не может. Это только "быдло" может предать их - хозяев:) Изначально глупо ожидать от элит какой-то верности интересам старны и народа...
Чтобы не случилось предательства элит - не должно быть самих элит. Единственный действенный способ сохранить народовластие - эгалитаризм.

Элиты имеют свойство самозарождаться в любом обществе. Даже если их перед этим полностью выпилить.
И так будет всегда, пока все люди разные.

Вот ведь как интересно: одну и ту же статью читали, а выводы разные, ну, совсем разные.
Автор привела цитату. Но там не так. Нашла специально газету.
"Самый простой ответ...перерождение элит в силу торжества рыночных отношений..."
"Однако этот ответ даже не претендует на глубину..."
"Элита...имеет к своей стране то же отношение, что охранник к заключенным."
"Как писал Дизраэли...в стране аозникают " две нации".
"Большинство национальных элит переходит ...к управлению...в ИНТЕРЕСАХ. " НОВЫХ КОЧЕВНИКОВ".

Специально выбрала цитаты для тех, кто не читал статью.
Вообще автор , справедливости ради, пишет не о том. Только и статья Делягина о другом.
Увы, автор, надеюсь, не обидится(!), так и не вышла за пределы Садового кольца. А жизнь куда разнообразнее за ним, Садовым.
И не было там низкопоклонства особого. Была гордость , не поверите, Татьяна Владимировна, за Спутник, за Белку и Стрелку, за Гагарина, за Уланову ( да, в области балета...), да много можно перечислять...
Уж, простите, тоже поделюсь. Когда в Бонне, в муниципалитете, чиновник, услышав, что тут советская гражданка, попросил меня дать ему ПОДЕРЖАТЬ паспорт, и с каким благоговением он его рассматривал(!), да плевать я хотела на их цацки... Хоть и жили мы с Вами где- то рядом.
А вообще всем лучше прочитать статью, в том числе и великому профессору из Штатов. Самому.

Не спутник, а спатник. Спутника никто в мире не знает.

Белка, Стрелка, Лайка и Страйка - гордость Русской Нации!

КМК, западничество - обратная сторона медали "ДухЫовности" - эдакого любования собой-неповторимым на горных высях без конкретной цели и назначения. То ли посуду помыть, то ли в танчики резануться. Люди выбирают западничество не потому, что у них принципы обострились и трубы горят, а стремясь к осязаемой цели, если рай опять отодвинулся.
В католичестве, казалось бы, все просто: преобладает догмат материального с Девой Марией при младенце. Там вполне себе мерседесы, одинаковые газоны и Лондонский Сити. У наших "иностранцев" к жизни на западе есть доходчивая инструкция: будешь поклоняться материальному - и все у тебя будет! И они не вспоминают, что это не христианство, а язычество в чистом виде, и получают развал во всем.
В православии Бог-Отец и догмат преобладания духовного. С вектором безгрешия к жизни загробной. Те, что, стремясь к духовности, таки решили примкнуть, впадают в обломовщину, не решаясь хоть что-нибудь сделать. Нет, на базовые потребности хватает, а с остальным - увы (ролевики-хикикомори и здесь могут удивить, но не о них речь) Пока духовное было тождественно душевному, баланс развития держался. Как только забылось _душевное_, завалилось и все остальное. Криво проработанные церковные догматы плодят заблуждения, а ведь там нет мелочей. В итоге люди долго вспоминают, как звучит Первая заповедь, выдавая "Не убий" и не понимают, чем Ветхий Завет отличается от Нового, подставляют щеку, когда надо бить в кость и ненавидят обидчика до конца своих дней. И теряют веру. Раньше войны и эпидемии не давали расслабиться, но потом обыватель вздохнул, и обнаглел)А потом, откуда ни возьмись, плодятся спецдачи, горбачевы и венедиктовы с домом2)Не надо считать их патологией, это нормальная часть системы саморегуляции на выбраковку. Стресс когда-то тоже считали Злом.

Раньше войны и эпидемии не давали расслабиться, но потом обыватель вздохнул, и обнаглел)

Очень верно!

я-бы не назвал это явление предательством. идеалами жили, может, павки корчагины. остальным был не чуждо человеческое, и клятвы, которые они обязаны были давать по рангу службы были не настоящие. так и нарушение их - основ не потрясало. взять того-же жукова. его залет, по большому счету, по-человечески все поняли.

да, ментальность русских отличатся от соседей, так уж сложилось. и врят-ли поменяется. ну нету суетливости, рождающей айфоны. вместо этого рождается то тополь-м, то кубиты к квантовым компьютерам, то калаш, то вакцина от эболы. любая из них - Вещь. может, на чей-то взгляд, маловато в той вещи элегантности и шику, ну так затем и заграница полезна, что на безделицы богата. пущай трудятся, создают усладу для глаз. когда Вещь в загашнике, отчего не порадоваться...

Н-да, но они неокрепшие умы этими цацками-пецками, стекляшками-побрякушками совращают. А тем тянут весь мир в пропасть.