domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

ЗАЧЕМ БОРОТЬСЯ С ЕГЭ?

На днях мне предложили заняться общественной работой - присоединиться к движению против ЕГЭ. Выходит, дело уже дошло до прямой борьбы. Признаюсь: я уклонилась. И вот почему.

Во-первых, я считаю, что бороться надо не ПРОТИВ, а ЗА. А вот с этим ЗА у протестующей общественности чёткости нет. Ну, хорошо, отменят ЕГЭ (предположим, что отменят) – и что? Вернутся, к советской системе образования, - говорят мне. Хорошо, а в чём она состоит? Советская система была заточена под определённые задачи – задачи индустриализации. Не случайно она достигла своей высшей точки именно тогда, когда советская промышленность и наука были тоже на взлёте, – в 50-е годы. А потом то и другое начало деградировать. А сегодня у нас какие стоят задачи, под которые выстраивается образование? Можно что-то воображать и предполагать, но с ясностью они, задачи, не сформулированы и плана никакого нет.

Распространено представление, которое от частого употребления приобрело репутацию непререкаемой истины: у нас было прекрасное образование, поэтому мы достигли вершин науки и техники, запустили человека в Космос, чем и напугали Америку, которая срочно стала копировать нашу образовательную систему. Внешне дело, видимо, так и выглядело, но вот причины и следствия в этом распространённом рассуждении переставлены местами. Образование и стало таким, потому что оно решало задачи форсированной индустриализации. Всех учили физике-математике, потому что для индустриализации это было нужно. А, положим, иностранному языку учили кое-как, по остаточному принципу – ровно по той же причине: это было не нужно, в массовом, по крайней мере, порядке.

Сегодня, борясь с ЕГЭ, люди в запальчивости не понимают этой простой истины. ЕГЭ и вообще всё образование не хорошо и не плохо само по себе. Оно может соответствовать или не соответствовать задачам государства и общества. Если задач нет, то образование подлинно превращается в «образовательные услуги», вроде химчистки или маникюра. Точно так нет и не может быть единого критерия образованного человека. Дореволюционная барыня, умевшая прилично писать, говорившая на двух-трёх языках – она как: образованная? С тогдашней точки зрения, да, а с точки зрения, например, 30-х годов ХХ в., - её образованность – бесполезна. А вот инженер, в прошлом рабфаковец, пишущий с ошибками по-русски, а уж по-иностранному – ни бум-бум, он – образованный? Более, чем барыня? Менее? Образованный, чтоб делать – что? Вот тут и коренится нерв проблемы. Тут нет единых и раз навсегда определённых критериев.

Так что бороться надо не против ЕГЭ, а за формирование целей государства и плана их достижения.

Что касается ЕГЭ, надо разделить вопрос на две части. Первое: как оценивать знания: тестами или по-старому. Очевидно, тесты приводят к натаскиванию. Одна моя знакомая, профессор престижнейшего вуза, куда поступают так называемые «стобальники», сетует на прогрессивно снижающийся умственный и образовательный уровень первокурсников. Но ведь и традиционные экзамены не идеальны.

Но тут есть и второй вопрос, и он гораздо важнее первого. Нынешнее школьное образование (сужу по моей дочке-старшекласснице хорошего московского лицея) – абсолютно не даёт никакой системы. Никакой картины мира не даёт. Оно в полной мере отражает то самое «клиповое сознание», которое нынче господствует повсеместно. Сведения, которые получают ученики, никак не связаны меж собой, не образуют никакой картины, это просто рассыпанная мозаика, цветные стёклышки, дребезги мира. Ощущение такое: в старину в школе создавалась система «полочек», на которые укладывались знания. Пусть знаний было поначалу немного, но получая новые сведения, человек знал, куда их уложить. Сегодня этот книжный шкаф рассыпался, и школяр с недоумением сидит перед грудой какой-то схоластической муры, которую ему надо затолкать в голову для того, чтобы попасть в приличный вуз. В этом тоже обвиняют ЕГЭ, но он тут ни при чём. Причина – тотальное бессмыслие жизни, отсутствие цели и внятных ориентиров. Тех самых, которые и создавали «полочки», давали ответ на вопрос, что надо знать в первую очередь, а чего не надо. ЕГЭ – это просто одно из ярких проявлений этого бессмыслия. Не ЕГЭ создаёт бессмыслие, а ровно наоборот.

Тут много вопросов: нам нужны узкие специалисты или такие, которые способны переучиваться и применяться к новым задачам? Выпускник нашей школы должен уметь работать руками или мы ориентированы на то, что работать будут «другие» - условные «таджики»? Вот я в моей компании постоянно сталкиваюсь со впечатляющим косноязычием выпускников не только что средней – высшей школы. Написать простую листовку – неподъёмная задача, чуть что – зовут нашу журналистку, которая выпускает корпоративную газетку. Сегодня в школах ученики, способные связать пару предложений, называются «юными журналистами», это считается каким-то дивным, мало кому доступным искусством. Выступить и что-то внятно и последовательно рассказать – тоже неподъёмная задача: уже вступило в трудовую жизнь поколение, которое только заполняло клеточки.


Поэтому бороться надо не против ЕГЭ, а за то, чтобы общество и государство осознало свои цели и задачи. Пора бы уже, честное слово… А образование – это инструмент решения этих задач, не более того. Советская единая трудовая политехническая школа была инструментом форсированной индустриализации, и она со своей задачей справилась, притом в условиях бедности, малыми средствами.

Если будет поставлена задача индустриализации (только настоящей, а не потешной), надо будет сформировать заказ образованию на подготовку детей и молодёжи. Только тогда будет понятно, что именно должен знать и уметь выпускник школы, что он вообще должен из себя представлять.

Бороться с ЕГЭ – это не просто ставить телегу впереди лошади, это ставить телегу в полном отрыве от лошади и надеяться, что она куда-нибудь приедет.

Мне даже кажется – скажу ужасную вещь! – содержание образования НЕ должны определять специалисты по образованию. Содержание образования должны определять заказчики образования – руководители общества, промышленные и сельскохозяйственные предприниматели.

Они формируют заказ. А специалисты по образованию должны найти способы этот заказ исполнить. ЕГЭ или не ЕГЭ – это, в сущности, дело десятое, это маленький частный вопрос, который решится в свой срок, если мы вообще желаем начать подлинную работу. Вот за начало работы и надо бороться.
Subscribe

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 370 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Запустили в космос потому что тратили все деньги на оружие, гагарин полетел на военной ракете вместо атомной бомбы.
Образование совершенно ни при чем

А как же ракету-то сработали, а тем паче - бомбу?

sl_lopatnikov

5 years ago

freedom_of_sea

5 years ago

Оно конечно,

remo

5 years ago

+1
"Содержание образования должны определять заказчики образования – руководители общества, промышленные и сельскохозяйственные предприниматели."

- Может быть, даже не они.
А какие-нибудь(?) Целеполагатели общества? Государства? Страны?
Классная работка - целеполагатель. Запишите меня первой, если что.

vlad_chestnov

5 years ago

aleks_h

5 years ago

vlad_chestnov

5 years ago

aleks_h

5 years ago

vlad_chestnov

5 years ago

Бороться с ЕГЭ нужно при любых раскладах. В первую очередь, потому что школа начинает подстраивается под тестовую систему, натаскивая на ответы тестов и перестав заниматся полноценным образованием вообще. Если продолжать в том же духе, то скоро можем деградировать до тотальной неграмотности, причем, в самом прямом смысле этого слова.
ЕГЭ - это не единственная, но одна из наиболее просто решаемых, проблем нашего образования.
Если Вы под неграмотностью подразумеваете письмо, то уже достигнуто. Ошибок полно везде, даже в книжках.

kajaleksei

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

kajaleksei

5 years ago

68bis

5 years ago

creaze

5 years ago

john_f_nash

5 years ago

pustoj_zhurnal

5 years ago

john_f_nash

5 years ago

pustoj_zhurnal

5 years ago

john_f_nash

5 years ago

pustoj_zhurnal

5 years ago

john_f_nash

5 years ago

pustoj_zhurnal

5 years ago

john_f_nash

5 years ago

john_f_nash

5 years ago

pustoj_zhurnal

5 years ago

Spammed comment

pustoj_zhurnal

5 years ago

creaze

5 years ago

infodefence

5 years ago

krasa74

5 years ago

infodefence

5 years ago

Ну, экзамены-то можно разными способами проводить.

А если проводить их способом, который как обещание выглядит прекрасно, но технологически не может быть реализован, то образованию настает конец. Русский язык за себя постоит, а математика в школе, например, загибается на глазах.

Вопрос этот фактически политический, некий Ярослав Иванович убедил некого Владимир Владимировича, что так будет прекрасно. А либеральные духовные авторитеты убедили либеральную интеллигенцию, что ЕГЭ - либеральная ценность. И что "во всем цивилизованном мире" - сплошной ЕГЭ (это вранье, как правило есть нечто, имеющее поверхностное сходство).

По-моему, люди, которые сейчас начали новую волну сопротивления, предлагают альтернативы.
Лучше устного экзамена за весь курс и в каждом классе - не придумаешь. Так было до нас. Это нам рассказывала учительница русского языка. В каждом классе и по всем предметам, начиная с 4-го. Своими силами, силами школы. По русскому диктант и контрольная по математике, остальные - устно. Учительница говорила, что, когда отменили - уровень знаний резко понизился.

panikushka

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

kaguti

5 years ago

pustoj_zhurnal

5 years ago

pustoj_zhurnal

5 years ago

Вот, только хотел поправить свой же комментарий, как
"Вы не можете изменить этот комментарий, поскольку на него уже ответили."

Но, как говаривала одна преподавательница, объявляя
(Надо же. Три "я"! И других гласных нет вообще!
Ошибся! "о"-то я и не приметил)
внеочередной зачет, "Радость должна быть неожиданной".

"Ответили" дает больше, чем хотел изменить.


Поэтому - Да! Что- нибудь ...

Содружество целеполагателей

... - это звучит ... и ведет.


Буду думать в эту сторону.


ЗЫ
Вот ведь. Опять отвлекся.
Придется еще раз править первый комментарий.



Блин! в заголовок не поместилось.


(Национальная идея? -->)
... Главные задачи государства -->
Цели образования


Вот как-то так.

А целеполагатели ... они где-то в первом или втором пункте должны сосредотачивать ...

Можно, конечно, и к третьему пункту разработки делать,
но это лучше всё-таки (как было уже где-то раньше отмечено автором) делать конкретным специалистам.

А наличие родителей-педагогов и выученных детей, всё-таки, вряд ли делает специалистом.
(хотя хорошим критиком или хорошим участником мозгового штурма вполне можно быть даже без этого)

ЕГЭ — это вообще хорошая вещь сама по себе.

Даже если у него есть большие недостатки, не надо с ним бороться как с таковым.

Лично я, как чел родившийся в 82-м году и кончивший американское ПТУ (ну и ещё кое-где поучившийся) вижу, что идея ЕГЭ очень своевременная. В том числе, для задач индустриализации.

И ещё я вижу отрицательное отношение к ЕГЭ — и почти во всех случаях очень эмоциональное — от людей, представляющих ценности, которые стоят на пути наших национальных интересов. В т.ч. на пути индустриализации.

P.S. Правда, общеобразовательную школу я кончал без ЕГЭ, и она у меня оставила хорошее впечатление. Не отличное, но хорошее, там было чего испортить.
У меня пятидесятилетний научно-педагогический стаж. Полагаю, что для суждений у меня больше оснований, чем у выпускника ПТУ (хоть трижды американского) ЕГЭ - сознательное преступление против моего народа. Дебилизация.

pustoj_zhurnal

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

68bis

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

68bis

5 years ago

:-)

glaue2dk

5 years ago

Избави нас бог от предпринимателей в заказчиках среднего образования! Уж "высшее" они в 90-е вполне успешно превратили в говно, только сейчас оно в себя приходить начинает. При цикле в почти 20 лет до готового продукта, у среднего образования другого заказчика кроме государства быть, увы, не может.

Или надо всю эту схему ломать и укорачивать цикл.
"инженер, в прошлом рабфаковец, пишущий с ошибками по-русски, а уж по-иностранному – ни бум-бум, он – образованный?"

Вот на этот вопрос я могу ответить совершенно точно.
НЕОБРАЗОВАННЫЙ.

Для любого современного инженера знание английского на уровне "читать и понимать тех.документацию" - обязательно. И знание русского на уровне "писать документацию четко и без ошибок"

Потому что где бы ни было изготовлено любое оборудование - мануал на английском есть всегда. На других языках - как повезет. А на русский в лучшем случае переведут с ошибками, в худшем вообще никто никогда переводить не будет.

А ошибки в "мыльной опере" - пофигу, а вот в том же мануале - совсем не пофигу.

В противном случае получается, например, вот так



Ну, так речь-то, очевидно, про 30-е годы. Сегодня да, без английского никуда...

А про температуру был анекдот такой. Прапорщик на военной кафедрк читает лекцию: масло МВ50 замерзает при -50 градусах... Звенит звонок, прапорщик выходит из аудитории, а студенты приписывают нолик.
- Итак, - говорит прапорщик вернувшись, - масло МВ50 замерзает при -500 градусах.
- Товарищ прапорщик, но физики говорят, что температур ниже -273 не бывает!
- Масло секретное, физики могут быть не в курсе.

fixik_papus

5 years ago

hardsign

5 years ago

zurabob

5 years ago

fixik_papus

5 years ago

zurabob

5 years ago

Песец. И сколько платят?
Я думаю, что Вы немного неверно описали задачи советского образования, как образования нацеленного на индустриализацию страны.
Советская школа явно и неявно имела цель воспитания людей будущего, лучших представителей человечества - строителей лучшей формы организации общества - коммунизма. И в связи с этим советское образование предполагало получение учащимися целостной (или как сейчас моднее говорить - системной) научной картины мира, обретение знаний и навыков пригодных для активного использования, а также подразумевающих возможность расширения в связи с избранной специализацией и вместе с появлением новых достижений науки, а также пригодных для создания новых знаний, т.е. к исследовательской работе. То, что наиболее важным проявлениме деятельности воспитанников советской школы поначалу было решение задач индустриализации, конечно обусловливает впечатление от советской школы, как школы исключительно индустриальной, но все же надо понимать, что это была школа имевшая более широкие цели.
Нужны ли такие люди нынешним властям? Вредны. Потому как начальственная дурь будет для них очевидной. По сути своей люди с таким образованием могут по отношению к нынешним властями быть или заговорщиками готовящими переворот, чтобы самим занять их место или революционерами, стремящимися изменить общественный строй.
Теперь о том, как быть отдельным родителям с воспитанием и образование детей. Обидно, что деткам уготована участь безграмотных, хотя и дипломированных недоумков? Понятно, что обидно. Но важно осознавать следующее:
1. Знания не востребованные практикой окажутся ненужным абстракциями, которые быстро развеются, пещерный человек изучивший сказки о духах природы и квантовую механику к квантовой механике будет относиться как к ненужному бреду, а знания о духах природы сочтет более полезными и худо-бедно будет использовать их для улучшения своей жизни. Потому учить детишек тому, что они не станут применять - расточительство.
2. Быть вне общества, а точнее над ним опираясь исключительно на свою эрудицию (т.е. на широкие, но редко используемые знания) - весьма рисковано ибо общество за такие попытки бьет очень больно. Т.е. обучение детей сверх востребованных обществом рамок - может превратить дитятко в белую ворону, изгоняемую и избиваемую стаей.
3. Наличие знаний порождает желание применять (и проверять) их на практике, а еще желание ими делиться. Это здоровое желание. Потому, если получится дать, собрав с миру по нитке действительно хорошее образование на уровне советской средней и высшей школы - то можно считать, что на выходе получится потенциальный революционер или смутьян, подрывающий основы общественного устройства. Не хочется такой судьбы дитятке - пущай не отрывается от серого унылого большинства и нефиг дергаться и тратить силы и деньги на всякие школы, кружки, репетиторов... Пусть живет как обыкновенный туповаты и суеверный обыватель.
Вот после того, как эти закономерности и возможности осмыслены, можно делать осознанный выбор - против чего и за что бороться.
Вы правы: имелась идея подготовки человека будущего. Но непосредственно готовили будущих инженеров и рабочих, агрономов. Способных "строить и месть в сплошной лихорадки буден".

fixik_papus

5 years ago

az_from_belarus

5 years ago

fixik_papus

5 years ago

az_from_belarus

5 years ago

fixik_papus

5 years ago

zubatov

5 years ago

zubatov

5 years ago

az_from_belarus

5 years ago

fixik_papus

5 years ago

zubatov

5 years ago

Да, но я все же прекрасно помню, как покупались в школе золотые медали и пятерки. Как в институт поступали по блату и за взятки. И сколько по этой причине осталось за бортом хороших, грамотных, но бедных ребят. Система ЕГЭ сама по себе довольно справедлива. Особенно когда ужесточили контроль при сдаче. И сразу снизилось число "вундеркиндов" со 105-ю баллами из СК региона.
Знаете, в моё время, в 70-х, коррупция если и была, то в нескольких козырных вузах, а в обычных учились обычные люди, которым нечем было давать взятки. Мало того, отслужив армию, парень мог попасть и в козырной вуз.
Что до ЕГЭ, то он формирует попугаев и старательных тупиц. Вот, по-вдидимому, в чём его обвиняют. Это верно, но главное не это - вот моя мысль.

putnik61

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

sl_lopatnikov

5 years ago

putnik61

5 years ago

О формах контроля результатов образования.
Тестирование как правило выявляет способность дать правильный ответ на вопросы заданного типа.
В жизни, конечно, такое тоже иногда востребуется.

Но все же в жизни, в практической деятельности знания задействуются совсем иначе - через способность мыслить, строить верные умозаключения и через навык привлекать в решение жизненных задач известные факты из соответствующих предметных областей. Т.е. по настоящему образованный человек - это тот, кто умеет правильно включать и применять свою "думалку". А оценить "думалку" можно по настоящему лишь наблюдая за ее работой. В этом и смысл экзаменов. А перед этим - смысл работы Учителя. Учитель инициирует и воспитует "думалку", а затем переключившись на роль Экзаменатора оценивает - насколько выращенная им или его коллегой "думалка" хороша. Толковый экзаменатор может повысить оценку за необычный и эффективный подход к решению задачи, даже если задача в результате ошибки-описки будет решена неверно. Толковый экзаменатор срежет оценку за правильно решенную задачу, если ответ получен в ходе неверных рассуждений, но благодаря наложившейся ошибке совпал с верным. Тесты ничего такого не выявят. Тесты кажутся привлекательными в рамках борьбы с коррупцией. Но... если подразумевать изначально, что Учителя являются негодяями и коррупционерами, то изначально нельзя к ним вести детей. Точка.
Для человека, кото
Ваша мысль - правильная. Учителя в большинстве нормальные люди, любящие свою работу.

fixik_papus

5 years ago

rosa_de_lux

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

milandra

5 years ago

rosa_de_lux

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

az_from_belarus

5 years ago

fixik_papus

5 years ago

rosa_de_lux

5 years ago

az_from_belarus

5 years ago

орбис

5 years ago

"Содержание образования должны определять заказчики образования – руководители общества, промышленные и сельскохозяйственные предприниматели. !!!!"

СТО РАЗ ДА!

Неистово плюсую!
Неистово жму руку!

seva_riga

5 years ago

68bis

5 years ago

seva_riga

5 years ago

68bis

5 years ago

seva_riga

5 years ago

68bis

5 years ago

real_ist

5 years ago

seva_riga

5 years ago

real_ist

5 years ago

seva_riga

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

real_ist

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

real_ist

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

real_ist

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

real_ist

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

real_ist

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

sl_lopatnikov

February 21 2016, 17:44:07 UTC 5 years ago Edited:  February 21 2016, 17:45:34 UTC

"Содержание образования должны определять заказчики образования – руководители общества, промышленные и сельскохозяйственные предприниматели.

Вот именно ими современное образование и определяется. Потому что промышленным и сельскохозяйственным предпринимателям нужны "квалифицированные потребители", чтобы не могли отличить говно, которое им впаривают, от не-говна. А руководителям общества, нанятым промышленными и сельскохозяйственными предприниматеями вообще нужны только пингвины, ибо это, как тонко заметил "предстоятель" - идеальное общество.

Так что, полагаю. ЕГЭ - это как раз то, что и заказано.
За пингвинов обидно. Я их видела в Южной Африке - красивые звери.

Видимо, да, ЭТО и было заказано. У нас найти приличного агронома - целая эпопея. Директор школы говорил, что приличных учителей просто выковыривает, как золотые песчинки. Специалистов днём с огнём не сыщешь.

sl_lopatnikov

5 years ago

domestic_lynx

5 years ago

fixik_papus

5 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…