?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
КАК БИЗНЕС БИЗНЕС-СОБРАНИЕ ПРОИГНОРИРОВАЛ
рысь
domestic_lynx
Недавно по инициативе Центра научной политической мысли и идеологии Степана Сулакшина было проведено Всероссийское бизнес-собрание. Степан Степанович Сулакшин - замечательный человек по своей энергии и трудолюбию. Он собрал вокруг себя сплочённую команду экономистов и обществоведов, которые вдоль и поперёк исследуют наше общество. Они стараются делать это строгими методами, заимствованными из естественных наук. (Сам С.С. - физик, доктор наук).

Хочется верить, что, когда после развала и упадка начнём наконец строить нашу страну - пригодятся и эти исследования. И не просто исследования - Центр Сулакшина предлагает вполне конкретные разработки. Между прочим, когда большевики пришли к власти, они использовали наработки ещё царского режима - тот же план ГОЭРЛО. Крайне важно иметь наготове некие планы действия, потому что, когда требуется действовать, рассуждать и планировать будет некогда. В этом я вижу ценность подобных мозговых центров.

Впрочем, иногда Центр Сулакшина выходит за пределы чисто интеллектуальных штудий. Однажды мне довелось присутствовать на обсуждении создания ни много ни мало - партии нового типа. (Я писала об этом в ЖЖ). Бизнес-собрание - явление этого ряда.

Идея была такая: учёные-экономисты совместно с бизнесменами обращаются к властям и к самому президенту с челобитной: изменить денежно-кредитную политику таким образом, чтобы она не блокировала всякое развитие, как это происходит сегодня.
Казалось бы, элегантный зал гостиницы Рэдиссон-Славянская должен был ломиться от отечественных бизнесменов, приехавших, как говорили в старину, из всех уголков нашей необъятной Родины, чтобы заявить о своих интересах.
А вот и нет! В этом бизнес-собрании было очень мало — кого бы вы думали? Именно людей бизнеса. Устроители разослали десять тысяч приглашений руководителям деловых предприятий разных профилей и размера. Откликнулась сотня человек. Почему? Это не интересно? Вроде бы, крайне интересно и насущно. Тогда в чём дело?

Мне кажется, причина вот в чём. У нас, несмотря на все разговоры, нет предпринимательского сословия (класса, страты — скажите, как хотите).
Те люди, что есть, — классом себя не ощущают. Предпринимательское сословие у нас крайне жидкое и слабое. И бизнес-собрание наглядно продемонстрировало это.

Интеллигент наверняка скажет: они боятся, что их будут преследовать, нашлют проверки, отнимут бизнес. Уверена: причина не в том. Всё-таки не такие они пугливые слабаки, наши бизнесмены. Да и бояться-то нечего: мероприятие респектабельное и лояльное. Просто они не верят, что они — хоть какая-то сила, способная донести свою общую позицию до власти.

И это очень плохо. Наши предприниматели не пытаются организоваться в какую-то внятную политическую силу. Они предпочитают просто находить дорожку к отдельным представителям власти, чтобы "порешать вопросы". И решают свои вопросы, так сказать, в индивидуальном порядке. Не всегда это та самая коррупция, играющая в нашем общественном сознании роль нечистой силы. Иногда это просто неформальное взаимодействие власти и бизнеса: я тебе подсоблю, а ты — дорогу подлатаешь или деньжат на районное мероприятие подкинешь. "На районе" такой тип отношений особенно заметен.

Иногда мне даже приходит в голову, что, возможно, политическая организация, создание партии, это нечто а) западное, б) принадлежащее обществу Модерна, как теперь принято выражаться. То есть нынче устаревшее. А в России и вовсе нужно искать какие-то иные формы жизни. Вполне возможно, то, что кажется неправильностью, отклонением - это и есть зачаток чего-то иного, другой нормы. Но эту мысль ещё надо додумать, это лишь предварительные догадки.

Меж тем, предприниматели — люди важные, притом везде. Это люди, которые крутят колёса хозяйственного механизма. Не невидимая же рука рынка этим занимается. Вот эти люди, как могут, ведут дела: торгуют, строят, что-то производят, пашут землю и растят хлеб и картошку. Наши предприниматели делают это часто плохо, неумело, криво, но — делают.

Я совершенно не принимаю в рассмотрение т.н. олигархов: это не предприниматели - это бояре, которым дали некие ресурсы на кормление в ответ на те или иные услуги. В Средние века главным богатством была земля - ну и давали землю, теперь дают нефтяные скважины или металлургические комбинаты.

Главная функция настоящих предпринимателей — это организация народного труда. Кто-то ведь его должен организовывать? Кто-то должен затевать новые проекты, доводить их до реализации? Это может быть или государственный уполномоченный, или частник. Или различные комбинации того и другого. Ничего третьего я не вижу: сами собой дела не делаются.

Когда мы начнём восстанавливать нашу экономику (а это придётся делать) — какими силами? У меня есть сильное сомнение, что наш предпринимательский класс, такой, как он есть, способен вынести на своих плечах неизбежную новую индустриализацию. И дело не в тех или иных законах. Дело глубже, оно в чём-то внутреннем — в душе и сознании людей.

Когда-то западных предпринимателей к труду толкала протестантская этика: работали, наживали, чтобы спастись для будущей жизни. Сергей Булгаков считал, что роль западных протестантов в становлении промышленности у нас играли старообрядцы. Видимо, это верно: практически все наши дореволюционные промышленные предприятия принадлежали либо старообрядцам, либо иностранцам. Вот к старообрядческой трудовой этике и психологии хорошо бы приглядеться поближе и кое-чему поучиться. Сколь я себе представляю, глава предприятия считался у старообрядцев чем-то вроде главы большого семейства, ответственного за то, чтобы все были выучены, накормлены, приставлены к делу, строго наказаны в случае лени и небрежения.

Когда-то в советских учебниках истории по поводу революции 17-го года писали, что-де буржуазия в России была "слабая" и власть не удержала. Я, помнится, тогда очень удивлялась: как так? Потому, наверное, и запомнила. А теперь, кажется, поняла.

Что же из этого следует? Социализм следует. Выражаясь корректнее — высокий уровень государственного участия в экономике. И вообще в жизни. Государство должно стать главным организатором жизни, в первую голову — хозяйственной. То есть делать надо обратное тому, что происходит ныне: не уходить государство должно из экономики, а наоборот — возвращаться в неё. Без этого никакого развития нам не видать. И ещё вот что: трудового буржуя, частного предпринимателя — надо формировать. Воспитывать. Говорят, что в Китае предприниматели состоят в компартии и их воспитывают, в числе прочего, и по партийной линии, — во всяком случае, на них распространяется партийная дисциплина. Э-эх, у нас бы так…

Нам ещё предстоит сформировать трудовое предпринимательское сословие. Вообще, нам нужно общество, где все люди — трудящиеся, только один трудится в качестве предпринимателя, другой — в качестве учёного, третий — в качестве рабочего. И все — на общую пользу.

Кто-нибудь эрудированный, наверняка, увидит в поселяем абзаце намёк на корпоративное государство. Не трудитесь искать намёки: я в самом деле считаю корпоративное государство лучшим родом общественного устройства.


  • 1
По-моему, Вы придумываете что-то.
Где (если можно - цитату со ссылкой на конкретный пост) автор осуществляет а) пропаганду б) жесткого и в) НАЦИОНАЛЬНОГО гос-ва в) с ПРИНУЖДЕНИЕМ к труду?
Страна у нас МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ. Ни разу, а я давно читаю данный журнал, ну год приблизительно, наверное, я даже в виде намека не видела, чтобы автор же как-то сокрушалась по этому поводу, либо же призывала прямо, как некоторые (есть такие, мечтатели блин) к разделению нашего гос-ва на национальные. Или что-то в этом роде, по другим пунктам. Где это такое? О_О
Жду ссылки, короче.

Про пропаганду - читайте определение.

Про частную собственность и предпринимателей тут вообще все понятно, потому вы и молчите. Весь журнал и этот пост толко про нее и ее благость и есть.

Про жесткость. Тут тоже долго ходить не надо. Чуть не в каждом втором посте слезы о необходимости тяжело работать, нерестраивать и возрождать. Про то какой народ у нас ленивый. Про то как надо поставить барынь, таких как автор, руководить процессом.

Про принуждение к труду. Оно органически получается ввиду нежелания гномиков работать на барыню за копейки и возрождать Рассею. При фашизме экономическое принуждение (кушать надо!) дополняется фактическим принуждением через жесткию пропаганду, террор против активистов, обман трудящихся. Треск автора про возрождение промышленности как раз про это. И розовые слезы оттуда же. Спит барыня и видит как гномики ей заводик строят. А она из окна наблюдает и все о народе думает, о благе его.

Про национальное государство. А оно просто следует из всех предполагаемых решений и лозунгов. У любого рабочего и нашей барыни полностью противоположные интересы. Поэтому для обмана всегда нужно опираться на национальную общность, всхлипывать про православие и уникальную миссию России.

Пока все мягко идет, чтобы не распугать. Чуть повсхлипывать про отсутствие у нас класса буржуазии, про то как все само развалилось или развалили его бездарные директора с либералами, с Чубайсом в компании.

Скажите, а Вы правда в Люксембурге живете?

Да какой там Люксембург-это сервер его там находится.

Думаете сервер? Ну, может и так. А может, это намек на Розу нашу Люксембург?

И намеки у него странные. На конспиративной квартире его точно будет ждать засада.

А, понятно: никаких конкретных ссылок предоставить не можете, а очередные домыслы о позиции автора сами собой вытекают из предыдущих ваших же домыслов. (пожимаю плечами в недоумении)

Или обкурились или объелись и работать не хочется?
Если людей не принуждать к труду,то что по вашему будет в стране?
А если еще с детства учить праздности, космополитизму и либерализму?

  • 1