domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

ОТРЕЧЁМСЯ ОТ СТАРОГО МИРА?

Увидела знаменитый горельеф Вучетича на ВДНХ, изображающий самый главный сюжет сталинского ампира – первомайскую демонстрацию трудящихся. (Кстати, всем советую посмотреть: здорово сделано. )


В те времена многие романы заканчивались описанием демонстрации или хотя бы массового праздника. А уж сколько их было в живописи – думаю, без счёта. Между прочим, в главном подъезде высотки на Котельнической на стене нарисована она – первомайская демонстрация. Что с нею сталось после всех ремонтов – не знаю, я видела её довольно давно. Первомайская демонстрация была и символом единения народа и одновременно просто праздником, отдушиной в череде тяжких трудовых будней: работали-то тогда не так и не столько, как нынче. Ну и ещё праздник весны: во всех северных странах люди радуются, что дожили до солнышка, до травки. Даже в не особо холодной Швейцарии справляют праздник, когда коров впервые после зимы выгоняют на пастбище. Так что не случайно первомайская демонстрация была концентрацией ликования, чистой радости. Вот об этом и горельеф Вучетича.


Горельеф этот не истребили полностью просто по недосмотру уничтожителей, а вообще-то его закрашивали, заколачивали, кажется, фанерой – чтоб скрыть от глаз, будто и не было его вовсе. Произошло это в хрущёвские времена, когда на смену сталинской имперской красивости пришёл аскетичный «суровый стиль», быстро соскользнувший в бесстилье. И вот теперь горельеф открыли, отчистили, и восстановили: оказалось, что и повреждён-то он был не слишком.


Но я не про восстановление и восстановителей, я про то, давнее, уничтожение.

Вопрос: зачем?

Что-то тут было, конечно, от иконоборчества: победившее направление уничтожает святыни побеждённого. Есть тут и подсознательная зависть к силе и славе и желание опять-таки стереть следы этой самой славы. Что-то вроде сноса советских памятников в Польше и на Украине.


Но это не полное объяснение. Ведь при Хрущёве идеологическая парадигма радикально не поменялось да и первомайские демонстрации не отменили: точно так же ходили, радовались, флагами махали. И Вучетич вовсе не впал в немилость. Ну, изменился художественный стиль – велика беда!


Мне кажется, причина тут не внешняя, не политическая или идеологическая – она коренится в душевной глубине русского народа. У нашего народа есть саморазрушительная потребность – зачёркивать своё прошлое. В 20-е года был даже почти официальный агитпроповский термин – «проклятое прошлое» - это, понятно, про то, что было «при царе». Такой же подход был к Сталину – после его развенчания на ХХ съезде. Вечно мы кого-нибудь или что-нибудь скидываем с «корабля истории»! И саму историю мы принимаем пятнами, фрагментами: это берём, а от этого отрекаемся, тут играем, а тут не играем, а здесь вроде как и вовсе не мы были. А вообще-то хорошо бы начать с начала, - мечтает русский человек, - с чистого листа. Начать, как убежать куда-нибудь за Дон или за Урал и зажить вольной праведной жизнью.


В таком жизнеощущении есть что-то детское: первоклассник вырывает страницу с кляксой или даже забрасывает несчастливую тетрадь за шкаф. А может быть женское: женщины гораздо чаще, чем мужчины, ненавидят своих «бывших» и хотят зачеркнуть прошлое. Впрочем, мизантроп Шопенгауэр утверждал, что женщины и дети имеют сходный склад сознания.


Этот детски-женский подход свойствен всему русскому народу. Вот совсем недавно, у всех на памяти, в Перестройку пытались зачеркнуть всю советскую историю. У меня в сарае лежат журналы той поры: очень поучительное чтение. Прямо вот так хотели: взять и вырезать ножницами проклятое советское прошлое и сшить напрямую тринадцатый год с девяносто первым. И это подход не злонамеренной пятой колонны, вашингтоноского обкома или совковых агитпроповских недобитков – таков душевный склад и умственный облик русского человека. Он и о своей собственной маленькой жизни почасту думает и чувствует точно так же: тот же позыв зачеркнуть, объявить прошлое небывшим или, как минимум, фатальной ошибкой, начать сначала. С нуля.


А много ли достигнешь, начиная всякий раз с нуля?


Мне думается, мы сможем бодро двинуться вперёд, когда научимся уважать и принимать всё прошлое, всю историю целиком. Просто потому, что она наша и потому что - была. Об истории нужно размышлять, вникать в подробности, стараться понять, почему получилось так, а не иначе, что, кстати, у нас не особенно любят. У нас любят «морализировать над историей», как заметил ещё сто лет назад Николай Бердяев. А вместо размышления у нас торопливая смена картинки - с хорошей на плохую и обратно.


Со склонностью морализировать над историей близко связана наша лёгкая готовность каяться за какие-то якобы преступления прошлого – хоть Ивана Грозного, хоть Сталина, хоть вообще всей нашей «ужасной» истории без разбору, хотя на самом деле русская история в смысле кровавости ничем не отличается от любой иной, но мы не любим вникать в подробности. А вот американец Патрик Бьюкенен в нашумевшей книге «Смерть Запада» говорит, что наметившаяся в Америке тенденция каяться за что-то в прошлом (за геноцид индейцев, например, или за привоз рабов-негров – не за Ливию и Югославию, разумеется) – это признак упадка и вырождения. И, знаете, какая-то правда в этом утверждении есть.


Вообще, самые удачливые в истории народы никогда от своего прошлого не отрекаются – напротив, носятся с ним, лелеют. И всё как-то умеют обернуть себе на пользу, к своей славе. Никому не приходит в голову объявить Робеспьера или Наполеона кровавыми маньяками, к чему они вообще-то подавали многообразные поводы. Так нет же: ими гордятся, уважают.


Немцы прокляли всё, что связано с нацизмом? Мне кажется, тут больше дисциплинированного подчинения воле победителей, чем зачёркивания истории. А частным-то порядком многие вешают на стенку карту Германии образца 1939 г. Немцы, кстати, величайшие барахольщики и собиратели всякого и всяческого антиквариата. Есть и рынки и специализированные магазины всякой старой дребедени. Хочешь – можешь купить открытки, которые солдаты посылали с Восточного фронта, хочешь – кукол начала ХХ века. В пристрастном собирании простых бытовых реликвий – тоже уважение к истории, к прошлому. У нас этого нет. Этому нам предстоит ещё учиться, учиться и учиться.


А пока не научились – всё идёт по-старому. Вот недавно улицу Большую Коммунистическую, что на Таганке, переименовали в Антикоммунистическую – ул. Александра Солженицына. Точно так в 1924 г. Протопоповский переулок перекрестили в Безбожный – абсолютно идентичный подход.
Слава Богу, Мавзолей не снесли, а только тряпочкой занавешивают…
Subscribe

  • МОЙ СОБЕСЕДНИК ИВАН ИЛЬИН

    Размышления при просмотре фильма ТВЦ «Иван Ильин: о сопротивлению злу силою» 19 янв. 2025 г. У всех людей, склонных к чтению, с годами складывается…

  • РАБОТАТЬ? НИ-НИ! Часть 2-я.

    Это продолжение предыдущего текста. Для полного понимания этого текста следует прочитать предыдущий. ПУП ЗЕМЛИ Духовная составляющая безделья -…

  • РАБОТАТЬ? НИ-НИ!

    С а т и н. Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна, — я, может быть, буду работать... да. Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 100 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • МОЙ СОБЕСЕДНИК ИВАН ИЛЬИН

    Размышления при просмотре фильма ТВЦ «Иван Ильин: о сопротивлению злу силою» 19 янв. 2025 г. У всех людей, склонных к чтению, с годами складывается…

  • РАБОТАТЬ? НИ-НИ! Часть 2-я.

    Это продолжение предыдущего текста. Для полного понимания этого текста следует прочитать предыдущий. ПУП ЗЕМЛИ Духовная составляющая безделья -…

  • РАБОТАТЬ? НИ-НИ!

    С а т и н. Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна, — я, может быть, буду работать... да. Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь…