Наше школьное дело - дурь мегагалактического размера.
Вы только подумайте: сначала добавили один класс. Спрашивается: зачем? Жили мы с десятью классами -и ничего, и спутник запустили, и паритета с Америкой достигли, и, как гворят, было у нас образование лучшее в мире. Это когда было 10 классов. Нет, теперь надо зачем-то одиннадцатый. Это сколько ж денег стоит? Считал кто-нибудь? Прибавьте сюда ещё недополученный труд всех этих великовозрастных недорослей в течение целого года - жуть получится.
Идём дальше. Вот моя дочка учится в 4-м классе. Знаете, сколько у неё учителей? Шесть! Это напоминает древний итальянский анекдот о карабинерах, которые всегда ходят по трое: один умеет читать, другой писать, а третьему просто приятно побыть в обществе столь образованнцых людей. Но тех - только три, а наших - шесть. Считайтке: главная учительница, которая читать-писать, потом английский, рисование, народная культура, физкультура, информатика.
Как вам это?
Преподавание в НАЧАЛЬНОЙ школе всего этого кагала означает только одно: у нас никто ничего не умеет.
Вообще.
В начальной школе должна ВСЁ это преподавать одна выпускница педучилища. (В скобках прописью: од-на!). Которая в это училище поступает после 8-го класса и учится там три, ну, ладно - четыре года. И учится там не болтологии, как это принято в нынешних вузах, а ремеслу, т.е. это всё преподавать ученикам начальных классов. Более ничего не требуется.
Если она этого освоить не способна - значит, она дебилка и её надо было в шесть лет направить в школу для дураков.
Вменяемый человек освоить это может. Ничего мудрёного тут нет. Если, конечно, осваивать. Если болтаться по улицам или сидет "в контакте" - тогда, конечно, мудрено.
Дальше в 19-20 лет дивчина должна начать работать и постепенно понемногу совершенствоваться.
Скажете - невозможно одному человеку одолеть эту бездну премудрости? А как же сто лет назад девицы после гимназии проходили так называемый "педагогический класс" (один!) и получали диплом т.н. домашней учительницы, дающий право готовить в гимназию и прподавать в начальной школе? Как им это удавалось? И требовалось ещё и два языка знать - французский и немецкий. И - о ужас! - географию! И было тем девица лет по 17.
Нашу великую советскую среднюю школу, которой мы при случае ностальнически гордимся по неимению других предметов гордости, создали выпускницы сначала гимназий (примерно до войны), а потом педучилищ (40-60-е г.г.). Для начальной школы большего, чем педучилище, не просто не нужно - вредно. Как для преподавания курса молодого бойца не требуется архистратег и военный теоретик, а требуется - сержант. Военный теоретик не просто излишен для этой цели - он вреден, он загубит всё дело. Нужно быть наробразовским недоумком, чтобы этого не понимать.
Теперь смотрите, что получается. Наробразовские недоумки сначала невесть с каких фигов раздули цену всей этой образовательной канители до гигинтских, неподъёмных и к тому же совершенно не нужных и вредных размеров. На оплату этой болезненной фантазии у государства денег нет. Теперь родителям предлагают раскошелиться и начать оплачивать их идиотизм. То есть они будут придумывать ахинею, а родители - платить.
И - ничего, словно так и надо.
Теперь давайте разберём, кому нужны эти 11 классов. Говорят, программа насыщена, не укладываются и т.д. при этом вузовские препы говорят обратное: с каждым годом подготовка выпускников всё хуже: не знают элементарного. Так может, перетрясти программу, оставить главное, а остальное просто вычеркнуть? Всё равно толку нет.
Ещё говорят: во всём мире университету предшествуют аж 12 лет учёбы, надо нам сделать, как во всём мире, чтобы нас приняли в болонский процесс и в семью европейский народов. "Во всём мире", т.е., скажем, в Германии и в Италии, действительно, принято очень долго учиться - до 25 лет, а то и дальше. Это намерено сделано: чтобы подольше не выплачивать им пособия по безработице, чтобы переложить на родителей бремя содержания недорослей. Вот и весь вам болонский процесс.
А вообще-то он нам зачем нужен? Чтобы наши выпускники могли беспрепятственно уезжать на Запад и там работать? К чему мы вообще стремимся: чтобы они работали на родине или чтобы уезжали? Вы подумайте на досуге, тётеньки и дяденьки из наробораза.
Но с этой публикой разговаривать бестолку: фактический кругозор и государственный смысл авторов образовательной реформы находится на уровне копщика канав вручную. На преподавание в начальной школе уж точно не тянет.
ЧТО НАДО.
1. Изучить и восстановить систему образования 50-х годов: компактную и дешёвую. Восстановить советские учебники: ни в евклидовой геометрии, ни в орфографии, ни в классической механике, ни в основах органической и неорганической химии с тех пор изменений не произошло. Всё абсолютно свежо и актуально. К тому же внятно изложено.
2. Учить всех строго одинаково по единым программам по 8-й класс включительно.
3. После 8-го класса - разделение на тех, кто идёт в ПТУ, техникумы или готовится к высшему образованию.
4. До 8-го класса производить тщательный мониторинг способностей учеников. Способностей в двух аспектах: просто ум и сообразительность и предрасположенность к какой-то определённой деятельности. Психологи, которых нынче пруд пруди, должны разработать простые и дешёвые методики определения способностей. Отлавливать, отцеживать умных и способных! Собирать их вместе, организовывать для них особые классы. И хватит жевать соплю, что дети все талантливые, все гении, что-де Ньютона или кого-то там ещё в школе числили недоумком - чушь всё это.
Сегодня реально никто талантливых детей не ищет. Вот я смотрю - прошли какие-то олимпиады - и что? А ничего. Ну, кто-то победил, кто-то нет - и всё, как прежде, никакой реакции.
5. В начальной школе учатся у одного учителя, который должен уметь всё, что надо. Это огромная экономия.
6. Не менее 80% выпускников 8-го класса идёт в средние учебные заведения, где получает полезные трудовые навыки, вместе со средним образованием и приступает к труду.
7. 20% выпускников 8-го класса, зарекомендовавшие себя как умные выше среднего, получают подготовку, нацеленную на университетское образование. 20 - это максимум, лучше 10. Вот на них не надо жалеть усилий.
8. Высшее образование должны получать не более 10% получивших среднее. Тогда это будет в самом деле высшее образование, а не симулякр, как сегодня.
Это будет экономно и эффективно. Но для этого нам нужен иной наробраз.