domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

КАК МЫ В КЛАССЕ УБИРАЛИ

Глава Минобрнауки России Ольга Васильева заявила о необходимости вернуть в систему образования работу на приусадебном участке и уборку школьных помещений, прекратив тем самым воспитывать "потребителей".
Идея – хорошая, хотя осуществить её будет – трудно. Почему трудно, скажу погодя, а сейчас о том, как это было в старину – при советской власти, в моё детство.
Да, действительно, ученики сами убирали классы. А коридоры и прочие помещения - уборщицы, которых мы звали по-детсадовски нянечками. (Официально они назывались почему-то «техничками»). Ничего технического в их распоряжении не было, даже пылесоса. Они же руководили процессом уборки классов.
Дело было поставлено очень просто. Каждый день были дежурные. На стенке висел график дежурства. Идея простая: сегодня дежурит первая парта, завтра вторая и т.д. В обязанности дежурного входило стирать с доски, следить за наличием мела и мокрой тряпки. Урок начинался с сакраментального вопроса учителя: «Кто сегодня дежурный?». Мы даже по-английски это проходили в самом начале изучения языка. До сих пор помню: «Who is on duty today?”. Мы соревновались, кто лучше отдежурит, нам казалось, что это важно. Потом дежурный – какая-никакая власть; многим это нравилось. Помню, во втором классе они проверяли с большим пристрастием наличие сменной обуви.
Как решался вопрос замены дежурных в случае отсутствия предусмотренных дежурных – не помню. Видимо, назначал староста класса. Это была отдельная общественная должность – не октябрятско-пионерско-комсомольская, а организационно-хозяйственная.
После уроков дежурные призывали всех поставить стулья на парты вверх ногами. Действительно, убирать так удобнее. Мой муж и сегодня при необходимости подмести и протереть пол поступает именно так. Школьники, понятно, норовили поскорее смыться – тогда дежурным приходилось самим ставить стулья. Дальше один протирал доску, поливал цветы, которые непременно были на подоконниках в каждом классе, а другой шёл к нянечке, получал от неё ведро и швабру с тряпкой. Вёдра-швабры хранились в подсобке – чуланчике, где был водопровод. Наполняли ведро, тащили в класс. Швабра была просто палка, к которой прибита в форме буквы Т поперечная дощечка. На эту конструкцию наматывали тряпку – грязноватую мешковину. Перед мытьём класс мели – иногда веником, иногда щёткой. В начале моей школьной карьеры полы были деревянные, крашеные коричневой краской, потом – линолеум. Линолеум мыть, казалось, одно удовольствие.
Нянечка наставляла: хорошо отожмите тряпку – в этом секрет чистого пола. Начинающие поломойки всегда делают одну и ту же ошибку: устраивают целый потоп. У Агнии Барто есть даже стихотворение, как девочка развела лужу вместо уборки. Правда, убирала она не в школе, а дома. Очень поучительное стихотворение.
Мысли о том, что это не правильно и кто-то может всё сделать за нас – не было. Мы жили в представлении, что бар у нас нет: все должны обслуживать себя сами. В самом деле, за всё моё детство я знала только одну семью, где была домработница. Это было уже в Москве. Очень интеллигентная семья учёных, а дедушка у них был герой Сталинградской битвы, кажется, секретарь Сталинградского обкома партии. Но это была огромная редкость. Моя мама сильно бы удивилась, если бы ей сказали, что для уборки надо кого-то нанимать. А вот мама той девочки, помнится, ворчала: отвлекают детей от дела. Дело – это, понятно что: музыка, дополнительные домашние уроки английского.
Бывали у нас и более развёрнутые уборки, вроде субботников. В конце каждой четверти все оттирали свои парты с помощью принесённых из дому соды, хозяйственного мыла и всякой подручной ветоши. Драили подоконники, шкафы. Для мойки окон приглашали родителей – раза два в год. Школьный участок тоже убирали и благоустраивали сами. У нас были там яблони, цветы. В Егорьевске был большой, очень хороший сад, даже теплицы были.
Словом, тогда школьная уборка, а также работа на пришкольном участке – всё это было делом самым обычным, естественным, вытекающим из общего порядка жизни. Никто и не думал, что это имеет особое воспитательное значение: убирали, чтоб чисто было. Тогда психологически все были равны, было очевидно, что каждый должен участвовать в общем деле. Это не столько советская, сколько общинная психология.
Сегодня – совершенно другая общественная атмосфера. Сегодня у нас полно новодельных «бар», которым низко и оскорбительно заниматься уборкой. Сегодня даже обитательницы панелек в спальных районах зачастую имеют «молдованок» для услуг. Эти новые бары – особенно барственны и особенно привязаны к своему барственному положению. Они – «статусные», у них «уровень». И они не допустят, чтоб их дети возились с вёдрами и тряпками. Они лучше скинутся и наймут ту же «молдаванку». Зря они что ли, обдирая локти и колени, карабкались на свой «уровень»? И те, кто вообще-то не против, чтоб дети убирали, тоже скинется на уборщицу, потому что нет ничего позорнее в наши дни, чем показать себя «нищебродом». Это не гипотетическое предположение – это личный опыт. В школе нашего посёлка, где училась дочка, классе в пятом возникла идея: пусть дети сами убирают класс. Но она не прошла: родители демократическим большинством решили лучше скинуться на доплату школьной уборщице. И это вовсе не богачи!
Между прочим, детям из богатых семей, где они не знают простой работы, было бы особенно полезно убирать в школе. Но что-то мне подсказывает: не будут.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 102 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →