domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

НА СВОИХ ДВОИХ

Все автомобилисты (а кто нынче не автомобилист?) живо обсуждают повышение цен на парковку в Центре Москвы. В любимом публикой «социально-справедливом» стиле жалеют небогатых обитателей Центра, а также интеллигентную публику, что приезжает в театры и музеи, которые тоже, как на грех, в Центре, обсуждают, как соотносится цена парковки с их нежирной средней зарплатой или пенсией, объясняют, что-де у нас не Лондон, где совсем другие показатели доходов посетителей Центра.

Всё это абсолютно верно, но всё – не в делу. Потому что повышение и придумано именно для того, чтобы желающих стало меньше, а меньше их станет только тогда, когда цены станут достаточно кусачими, чтобы их было жалко платить, и следовательно, чтобы люди оставляли свои тачки подальше. Нащупывается равновесная цена, при которой стоянки окажутся заполнены, но толкотни не будет. Если стоянок опять будет не хватать – повысят цены ещё. А что делать? Земли в Центре больше сделать нельзя. Будут парковаться лишь богатые? Наверняка. Это социально несправедливо? Несправедливо. Но это рынок, детка. Он вообще несправедлив; только четверть века назад мы дружно не захотели в это поверить: нам казалась страшно несправедливой «административно-командная система». Забыли? Будь советская власть – она бы при подобных обстоятельствах разрешила парковаться начальникам, героям труда, ветераном того и этого. И те, кто причитает нынче о справедливости, возмущались бы, что Центр заполнился бюрократами.

Что же делать простому человеку в таких несправедливых условиях? Ответ прост: ездить на общественном транспорте и ходить пешком. Да-да, пешочком: ать-два. Очень полезно. Как когда-то и было. Некоторое время назад я перечитала Куприна – «Юнкера». Там герои ходят пешком, за милую душу. С Арбата на Чистые Пруды, оттуда – в Лефортово. Да, были тогда и извозчики, и конки и даже, наверное, трамваи, но всё это – денег стоило, так что многие предпочитали на своих двоих. Большинство предпочитало. Тогда вообще люди много ходили. Если отлистать книгу истории ещё на век назад, то встретимся с государыней Екатериной II, которая на склоне лет совершала ежедневный моцион около семи вёрст; и ничего в этом не было особенного. Лев Толстой ходил из Тулы в Ясную Поляну – примерно на то же расстояние.

А мы, нынешние, ведём нелепо-обременительный образ жизни. Он не кажется нам абсурдным единственно потому, что наше сознание настолько плотно заполнено чепухой, поступающей из рекламы и интернета, что нам недосуг хоть на минуту задуматься, как именно мы живём. Мы паримся в пробках, едем в фитнес-центры, платим вполне чувствительные деньги, тратим время на всякие там рецепции и души, а потом водружаем свою тушку на беговую дорожку и… И триумфально достигаем примерно того же, что могли бы сделать, не тратя времени и денег, в том числе и на бензин, а также не амортизируя автомобиль, если бы в течение тех же пары часов шли себе да шли с работы до дома.

Но… никто так не делает. Или почти никто. Почему? Да потому что в нашем небогатом обществе автомобиль всё ещё предмет престижа. Вернее, так: его отсутствие – это предмет антипрестижа. Вроде высшего образования: гордиться, вроде, нечем, но если нет – это стыдно. Отказаться от езды на собственном авто – это как-то… неловко что ли. Боязно в глубине души. Чего боязно? Да того самого, страшного и угрожающего – прослыть лохом. Нет, не в чужом мнении прослыть, чужим-то на тебя наплевать, а для самого себя – это самое обидное. Всё это, разумеется, не доводится до сознания, а живёт полностью в зоне бессознательного, но на поведение – влияет. Приехать на работу, ругать пробки – во всём этом есть что-то неуловимо мужественное, успешное. Ну, хоть чуть-чуть – верно? А ежели ты женщина – то ты показываешь, что ты не какая-нибудь там совковая устарелка, а современная авто-леди. Не зря фасон укороченных шуб производители называют «авто-леди» - непрестижным словом шубу не назовут.

Но мне кажется, сама жизнь скоро сделает пешее хождение модным и престижным. А куда деваться-то?

Что это неудобно или даже невозможно – сущая чепуха. И удобно, и возможно, и гораздо здоровее, чем париться в машине. Я знала одного высокопоставленного мидовского работника, который ходил на работу пешком с Большой Бронной. Он прогуливался, точно знал, когда ему выходить, чтобы оказаться в срок на работе – сплошные удобства. Я и сама наладилась ходить пешком от конечной станции метро до самого дома – 3 км. Если бодрым шагом – выходит за полчаса. Недавно я узнала, что 6 км – это как раз рекомендуемая специалистами ежедневная доза пешего хождения. Заметила, что многие жители нашего посёлка потянулись к метро.

Вообще, пример должны показать богатые и властные, которые уж точно и заведомо имеют возможность передвигаться на машине. Чтобы какая-то привычка распространилась, она должна стать модной. А модным при надлежащей раскрутке может стать всё: курить и не курить, заботиться о здоровье и плевать на него, читать умные книги и принципиально их не читать. Так вот передвигаться на своих двоих тоже должно стать модным. Тем более, что это очень просто и полезно.

Недавно в Праге я обратила внимание: многие горожане не пользуются автомобилем вообще, а иные его и не имеют. Чехия – бедная страна? А вот богатая Германия. Мой знакомый, высокооплачиваемый специалист, житель Мюнхена, вовсе не имеет автомобиля. В редких случаях берёт на прокат, а так – общественный транспорт, такси.

Быть при машине – это давно превратилось для многих в невротическую реакцию на жизнь. Мой сын без колёс – как без ног. Но всё меняется и хочется надеяться – в лучшую сторону.

В следующий раз о другом аспекте городского абсурда: о жилье – съёмном и собственном.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • КОМУ НУЖНЫ ФУРРИ И КВАДРОБЕРЫ?

    Что ни день, то новая забота у наших депутатов: обсуждют, надо ли запрещать пропаганду квадробинга. Одни говорят, что немедленно надо, другие – что…

  • ДОЛОЙ СТАРШИЕ КЛАССЫ! Дополнение

    Я не собиралась продолжать тему отмены старших классов, но тут же - по закону притяжения мысли - стали приходить известия на эту самую тему. Вот…

  • ДОЛОЙ СТАРШИЕ КЛАССЫ!

    Ввиду скорого начала учебного года, возобновились слухи об отмене ЕГЭ: мне уже несколько мамаш говорили. Почти наверняка его не отменят: слишком…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 267 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • КОМУ НУЖНЫ ФУРРИ И КВАДРОБЕРЫ?

    Что ни день, то новая забота у наших депутатов: обсуждют, надо ли запрещать пропаганду квадробинга. Одни говорят, что немедленно надо, другие – что…

  • ДОЛОЙ СТАРШИЕ КЛАССЫ! Дополнение

    Я не собиралась продолжать тему отмены старших классов, но тут же - по закону притяжения мысли - стали приходить известия на эту самую тему. Вот…

  • ДОЛОЙ СТАРШИЕ КЛАССЫ!

    Ввиду скорого начала учебного года, возобновились слухи об отмене ЕГЭ: мне уже несколько мамаш говорили. Почти наверняка его не отменят: слишком…