Всё это абсолютно верно, но всё – не в делу. Потому что повышение и придумано именно для того, чтобы желающих стало меньше, а меньше их станет только тогда, когда цены станут достаточно кусачими, чтобы их было жалко платить, и следовательно, чтобы люди оставляли свои тачки подальше. Нащупывается равновесная цена, при которой стоянки окажутся заполнены, но толкотни не будет. Если стоянок опять будет не хватать – повысят цены ещё. А что делать? Земли в Центре больше сделать нельзя. Будут парковаться лишь богатые? Наверняка. Это социально несправедливо? Несправедливо. Но это рынок, детка. Он вообще несправедлив; только четверть века назад мы дружно не захотели в это поверить: нам казалась страшно несправедливой «административно-командная система». Забыли? Будь советская власть – она бы при подобных обстоятельствах разрешила парковаться начальникам, героям труда, ветераном того и этого. И те, кто причитает нынче о справедливости, возмущались бы, что Центр заполнился бюрократами.
Что же делать простому человеку в таких несправедливых условиях? Ответ прост: ездить на общественном транспорте и ходить пешком. Да-да, пешочком: ать-два. Очень полезно. Как когда-то и было. Некоторое время назад я перечитала Куприна – «Юнкера». Там герои ходят пешком, за милую душу. С Арбата на Чистые Пруды, оттуда – в Лефортово. Да, были тогда и извозчики, и конки и даже, наверное, трамваи, но всё это – денег стоило, так что многие предпочитали на своих двоих. Большинство предпочитало. Тогда вообще люди много ходили. Если отлистать книгу истории ещё на век назад, то встретимся с государыней Екатериной II, которая на склоне лет совершала ежедневный моцион около семи вёрст; и ничего в этом не было особенного. Лев Толстой ходил из Тулы в Ясную Поляну – примерно на то же расстояние.
А мы, нынешние, ведём нелепо-обременительный образ жизни. Он не кажется нам абсурдным единственно потому, что наше сознание настолько плотно заполнено чепухой, поступающей из рекламы и интернета, что нам недосуг хоть на минуту задуматься, как именно мы живём. Мы паримся в пробках, едем в фитнес-центры, платим вполне чувствительные деньги, тратим время на всякие там рецепции и души, а потом водружаем свою тушку на беговую дорожку и… И триумфально достигаем примерно того же, что могли бы сделать, не тратя времени и денег, в том числе и на бензин, а также не амортизируя автомобиль, если бы в течение тех же пары часов шли себе да шли с работы до дома.
Но… никто так не делает. Или почти никто. Почему? Да потому что в нашем небогатом обществе автомобиль всё ещё предмет престижа. Вернее, так: его отсутствие – это предмет антипрестижа. Вроде высшего образования: гордиться, вроде, нечем, но если нет – это стыдно. Отказаться от езды на собственном авто – это как-то… неловко что ли. Боязно в глубине души. Чего боязно? Да того самого, страшного и угрожающего – прослыть лохом. Нет, не в чужом мнении прослыть, чужим-то на тебя наплевать, а для самого себя – это самое обидное. Всё это, разумеется, не доводится до сознания, а живёт полностью в зоне бессознательного, но на поведение – влияет. Приехать на работу, ругать пробки – во всём этом есть что-то неуловимо мужественное, успешное. Ну, хоть чуть-чуть – верно? А ежели ты женщина – то ты показываешь, что ты не какая-нибудь там совковая устарелка, а современная авто-леди. Не зря фасон укороченных шуб производители называют «авто-леди» - непрестижным словом шубу не назовут.
Но мне кажется, сама жизнь скоро сделает пешее хождение модным и престижным. А куда деваться-то?
Что это неудобно или даже невозможно – сущая чепуха. И удобно, и возможно, и гораздо здоровее, чем париться в машине. Я знала одного высокопоставленного мидовского работника, который ходил на работу пешком с Большой Бронной. Он прогуливался, точно знал, когда ему выходить, чтобы оказаться в срок на работе – сплошные удобства. Я и сама наладилась ходить пешком от конечной станции метро до самого дома – 3 км. Если бодрым шагом – выходит за полчаса. Недавно я узнала, что 6 км – это как раз рекомендуемая специалистами ежедневная доза пешего хождения. Заметила, что многие жители нашего посёлка потянулись к метро.
Вообще, пример должны показать богатые и властные, которые уж точно и заведомо имеют возможность передвигаться на машине. Чтобы какая-то привычка распространилась, она должна стать модной. А модным при надлежащей раскрутке может стать всё: курить и не курить, заботиться о здоровье и плевать на него, читать умные книги и принципиально их не читать. Так вот передвигаться на своих двоих тоже должно стать модным. Тем более, что это очень просто и полезно.
Недавно в Праге я обратила внимание: многие горожане не пользуются автомобилем вообще, а иные его и не имеют. Чехия – бедная страна? А вот богатая Германия. Мой знакомый, высокооплачиваемый специалист, житель Мюнхена, вовсе не имеет автомобиля. В редких случаях берёт на прокат, а так – общественный транспорт, такси.
Быть при машине – это давно превратилось для многих в невротическую реакцию на жизнь. Мой сын без колёс – как без ног. Но всё меняется и хочется надеяться – в лучшую сторону.
В следующий раз о другом аспекте городского абсурда: о жилье – съёмном и собственном.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →