domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

НОВОСТИ НАРОБРАЗА

Дочка-выпускница принесла новость: в 11-м классе ведут особые контрольные, призванные заменить собою утраченные в пылу внедрения ЕГЭ экзамены по предметам. Сейчас ведь как? Дети учат только те предметы, по которым сдают ЕГЭ. А начальство хочет, чтоб учили всё. Отсюда – предполагаемые контрольные.

Второе известие - круче первого. Оказывается, в недалёком будущем все вузы не будут довольствоваться результатами ЕГЭ, а будут устраивать ещё и свои внутренние экзамены. Некоторые уже устраивают, так вот теперь будут – все.

Третье известие я почерпнула в интервью ректора бывшего Ленинского педагогического вуза в газете «Культура». Ректор считает, что учить надо по-старому – пять лет, тогда получится нормальный специалист. Того же мнения ректор МГУ Садовничий. То есть разделение на бакалавриат и магистратуру, на чём зиждется Болонская система, к которой мы из суеты присоединились, – как-то того, не клеится. Потому хотят под сурдинку вернуться к прежнему порядку. Прямо-то об этом объявить неловко, да и боязно: вдруг спросят, зачем тогда потратили и продолжают тратить миллиарды на всю эту музыку. Потому звучат уклончивые термины: дополнить, улучшить, взять всё лучшее там и тут.

О чём свидетельствуют все эти три известия? О прискорбном упадке государственного мышления. А если уж совсем без околичностей, то мышления вообще. Те, кто вздымал волну образовательных реформ и кто пытается нынче на ходу поправить дело и даже затевает своего рода контрреформы, - все они абсолютно не осознают, что та социальная материя, на которую они пытаются воздействовать – это система. А в системе каждый её элемент обусловлен всеми остальными элементами, и нельзя вот так взять да и вынуть один элемент или заменить его элементом иной системы – и всё будет работать. Не будет! Это было ясно изначально, а теперь подтверждено экспериментально.

Я лично не за и не против ЕГЭ. Это некий способ оценки знаний, а не какая-то мега-галактическая угроза глобального разрушения, как это теперь считается в определённых кругах. У него есть плюсы и минусы. Очевидный плюс – возможность попробовать поступить в пять вузов, не выезжая туда физически. И надо сказать, кое-кому это дало дополнительные возможности. В Петербургском университете, например, количество иногородних студентов увеличилось процентов на 20.

Коррупцию в вузах ЕГЭ, похоже, побороло, хотя те, кто в теме, уверяют, что возможны манипуляции с баллами, а уж если есть дополнительные внутривузовские экзамены – «тут уж поприще широко».

Есть и минусы. Главных я вижу два. Школьники перестали говорить, рассказывать, сосредоточившись на заполнении клеточек. Мини-эссе этот пробел не восполняют. Я давно заметила, что мои молодые служащие не умеют ни о чём толком рассказать. Теперь понимаю: это результат ЕГЭ.

Второй минус – распад общего образования. Выпускники учат только то, что им требуется. А не требуется – не учат. В результате выпускник заканчивает школу со знанием двух-трёх предметов, вместо десятка, как было прежде. Правда, вопрос о том, что лучше: основательно знать два предмета или кое-как - десять, остаётся открытым.

Так что ЕГЭ – не идеально, но – возможно. Кстати, для хорошего балла, близкого к сотне, надо иметь действительные знания и умения. Просто так вызубрить, натаскаться у репетитора – не получится. Так что ЕГЭ, повторюсь, вещь жизнеспособная.

А вот что уродливо и невозможно – это соединение ЕГЭ с вузовским экзаменом. Это элементы разных систем: они не соединимы. Попытки их соединить приведут к тому, что гибрид будет обладать худшими чертами обоих родителей без их достоинств. Как вы себе представляете абитуриента, сдающего внутренний экзамен в пяти вузах, расположенных в разных городах, да ещё и по трём специальностям в каждом вузе? И как будут считать баллы, если 4/5 сдающих сдаёт просто так, на всякий случай, а на самом деле метят совсем в другой вуз. Значит, что – опять возвращаемся к одному вузу, в который надо выезжать? Этим зачёркиваются достоинства ЕГЭ и вся гигантская возня по его внедрению.

Теперь о бакалавриате-магистратуре. Вот эта штука по своей разрушительности стОит десятка ЕГЭ! Деление на бакалавриат/магистратуру – это давнее свойство англосаксонской образовательной системы. Там профессиональное образование начинают сразу, с самого начала. Сначала готовят техника, потом инженера. Сначала медсестру, потом врача. Это и есть разделение на бакалавриат/ магистратуру.

Но у нас-то система «континентальная», в которой сразу готовят специалиста с высшим образованием. Она была в своё время заимствована из Германии. Это дедуктивная система: сначала изучается общее, а потом особенное, сначала изучается теория, а потом учат прикладывать её к практике.

Та и другая системы – живые и возможные. А вот слияние этих систем – это нечто мёртвое и невозможное.

В нашем вузе собственно профессиональная подготовка отнесена на последние курсы. А на начальных курсах, по существу дела, никакой профессиональной подготовки нет: есть только создание теоретической базы для неё. Это не лишено логики: хорошая теоретическая база создаёт полезную основу для освоения специальности. Но – дальше-то надо осваивать специальность! В «континентальной» системе так и происходит: тебе не выдадут диплома, если ты не закончил ВСЕГО курса. А в системе бакалавриат-магистратура – выдадут! Выдадут диплом бакалавра человеку, который прошёл чуть больше половины вузовского курса, т.е. освоил только теоретический фундамент.

У нас, в стране мирового гротеска, и англо-саксонская система приобретает гротескный вид. Вузовский курс, который издавна был построен как дедуктивный (от теории к практике) просто режут надвое. Бакалавр не получает никаких практических навыков и выпускается фактически человеком без профессии. Что он будет делать дальше – неясно. Назвать его недоучкой – это сделать ему незаслуженный комплимент.


Бульдог и носорог – по отдельности отличные звери, но вот смесь бульдога с носорогом – нежизнеспособна.
Subscribe

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 197 comments

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…