?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
НОВОСТИ НАРОБРАЗА
рысь
domestic_lynx
Дочка-выпускница принесла новость: в 11-м классе ведут особые контрольные, призванные заменить собою утраченные в пылу внедрения ЕГЭ экзамены по предметам. Сейчас ведь как? Дети учат только те предметы, по которым сдают ЕГЭ. А начальство хочет, чтоб учили всё. Отсюда – предполагаемые контрольные.

Второе известие - круче первого. Оказывается, в недалёком будущем все вузы не будут довольствоваться результатами ЕГЭ, а будут устраивать ещё и свои внутренние экзамены. Некоторые уже устраивают, так вот теперь будут – все.

Третье известие я почерпнула в интервью ректора бывшего Ленинского педагогического вуза в газете «Культура». Ректор считает, что учить надо по-старому – пять лет, тогда получится нормальный специалист. Того же мнения ректор МГУ Садовничий. То есть разделение на бакалавриат и магистратуру, на чём зиждется Болонская система, к которой мы из суеты присоединились, – как-то того, не клеится. Потому хотят под сурдинку вернуться к прежнему порядку. Прямо-то об этом объявить неловко, да и боязно: вдруг спросят, зачем тогда потратили и продолжают тратить миллиарды на всю эту музыку. Потому звучат уклончивые термины: дополнить, улучшить, взять всё лучшее там и тут.

О чём свидетельствуют все эти три известия? О прискорбном упадке государственного мышления. А если уж совсем без околичностей, то мышления вообще. Те, кто вздымал волну образовательных реформ и кто пытается нынче на ходу поправить дело и даже затевает своего рода контрреформы, - все они абсолютно не осознают, что та социальная материя, на которую они пытаются воздействовать – это система. А в системе каждый её элемент обусловлен всеми остальными элементами, и нельзя вот так взять да и вынуть один элемент или заменить его элементом иной системы – и всё будет работать. Не будет! Это было ясно изначально, а теперь подтверждено экспериментально.

Я лично не за и не против ЕГЭ. Это некий способ оценки знаний, а не какая-то мега-галактическая угроза глобального разрушения, как это теперь считается в определённых кругах. У него есть плюсы и минусы. Очевидный плюс – возможность попробовать поступить в пять вузов, не выезжая туда физически. И надо сказать, кое-кому это дало дополнительные возможности. В Петербургском университете, например, количество иногородних студентов увеличилось процентов на 20.

Коррупцию в вузах ЕГЭ, похоже, побороло, хотя те, кто в теме, уверяют, что возможны манипуляции с баллами, а уж если есть дополнительные внутривузовские экзамены – «тут уж поприще широко».

Есть и минусы. Главных я вижу два. Школьники перестали говорить, рассказывать, сосредоточившись на заполнении клеточек. Мини-эссе этот пробел не восполняют. Я давно заметила, что мои молодые служащие не умеют ни о чём толком рассказать. Теперь понимаю: это результат ЕГЭ.

Второй минус – распад общего образования. Выпускники учат только то, что им требуется. А не требуется – не учат. В результате выпускник заканчивает школу со знанием двух-трёх предметов, вместо десятка, как было прежде. Правда, вопрос о том, что лучше: основательно знать два предмета или кое-как - десять, остаётся открытым.

Так что ЕГЭ – не идеально, но – возможно. Кстати, для хорошего балла, близкого к сотне, надо иметь действительные знания и умения. Просто так вызубрить, натаскаться у репетитора – не получится. Так что ЕГЭ, повторюсь, вещь жизнеспособная.

А вот что уродливо и невозможно – это соединение ЕГЭ с вузовским экзаменом. Это элементы разных систем: они не соединимы. Попытки их соединить приведут к тому, что гибрид будет обладать худшими чертами обоих родителей без их достоинств. Как вы себе представляете абитуриента, сдающего внутренний экзамен в пяти вузах, расположенных в разных городах, да ещё и по трём специальностям в каждом вузе? И как будут считать баллы, если 4/5 сдающих сдаёт просто так, на всякий случай, а на самом деле метят совсем в другой вуз. Значит, что – опять возвращаемся к одному вузу, в который надо выезжать? Этим зачёркиваются достоинства ЕГЭ и вся гигантская возня по его внедрению.

Теперь о бакалавриате-магистратуре. Вот эта штука по своей разрушительности стОит десятка ЕГЭ! Деление на бакалавриат/магистратуру – это давнее свойство англосаксонской образовательной системы. Там профессиональное образование начинают сразу, с самого начала. Сначала готовят техника, потом инженера. Сначала медсестру, потом врача. Это и есть разделение на бакалавриат/ магистратуру.

Но у нас-то система «континентальная», в которой сразу готовят специалиста с высшим образованием. Она была в своё время заимствована из Германии. Это дедуктивная система: сначала изучается общее, а потом особенное, сначала изучается теория, а потом учат прикладывать её к практике.

Та и другая системы – живые и возможные. А вот слияние этих систем – это нечто мёртвое и невозможное.

В нашем вузе собственно профессиональная подготовка отнесена на последние курсы. А на начальных курсах, по существу дела, никакой профессиональной подготовки нет: есть только создание теоретической базы для неё. Это не лишено логики: хорошая теоретическая база создаёт полезную основу для освоения специальности. Но – дальше-то надо осваивать специальность! В «континентальной» системе так и происходит: тебе не выдадут диплома, если ты не закончил ВСЕГО курса. А в системе бакалавриат-магистратура – выдадут! Выдадут диплом бакалавра человеку, который прошёл чуть больше половины вузовского курса, т.е. освоил только теоретический фундамент.

У нас, в стране мирового гротеска, и англо-саксонская система приобретает гротескный вид. Вузовский курс, который издавна был построен как дедуктивный (от теории к практике) просто режут надвое. Бакалавр не получает никаких практических навыков и выпускается фактически человеком без профессии. Что он будет делать дальше – неясно. Назвать его недоучкой – это сделать ему незаслуженный комплимент.


Бульдог и носорог – по отдельности отличные звери, но вот смесь бульдога с носорогом – нежизнеспособна.


  • 1
Вашу заметку кто-то хакнул. Обама или Клинтонша....Но скорее...-Наробраз!

Edited at 2017-01-11 03:19 pm (UTC)

Да нет, это она сама.

НОВОСТИ НАРОБРАЗА

UPD. Прошу прощения у владелицы и у многоуважаемой публики.
Я тут попутал рамсы спросонья, "заграничные паразиты" были в посте о новопреставленном Кольке, они все живы-здоровы, как и комменты.

А вот что я хотел сказать.

Мой некоторый личный опыт про вступительные экзамены в СССР и в начале 90-х позволяет мне классифицировать все эти мероприятия таким образом.
1) Чистая самодеятельность - когда какой-то преподаватель, сам без какого-либо сговора с коллегами, пропихивает "своего" абитуриента и получает от него бонусы непосредственно.

2) Организованная деятельность - это обычно когда председателю предметной комиссии коллеги приносят списочек правильных абитуриентов.
Работает по системе "ты - мне, я тебе".
То есть от кого угодно списочек не возьмут, а уважат только того, кто сможет оказать такую же услугу.

3) Прямое указание начальства - "ректорский список".
Ректор дает председателю предметной комиссии список абитуриентов, кто не может завалиться ни при каких обстоятельствах.
Самый форс-мажор бывает, когда такое всё-таки происходит.
Тогда абитуриента запускают пересдавать экзамен в другое время - с другим факультетом, например.
Оригинальную работу, написанную на двойку, из личного дела изымают, как не бывшую вовсе.
Если дело зашло очень далеко и двойку поставили в экзменационный лист, то переделывается заново и он.

4) Некоторых особо ценных абитуриентов, не набравших проходной балл, зачисляли дополнительным приказом позже всех.
И этот приказ не вывешивался нигде, просто лежал в папке с делами.
Кто надо, приходили и спрашивали - есть в списке дочь или сын, и уходили довольные.

Ну вот как-то так.

Прошу заметить, что ни в каких случаях нет указаний "валить" не блатных или не своих (единственное известное мне исключение - евреев таки валили в приличных вузах).
То есть абитуриент, сдавший экзамены хорошо, имеет все шансы.


Edited at 2017-01-11 06:01 pm (UTC)

Интересно... впервые дельный пост от вас!

Но ведь "ректорский список", секретные приказы о зачислении и пр. - это же прямой состав преступления, причем с документами. Почему в позднем СССР (о Россиянии и не спрашиваю) такие дела не разрабатывались прокуратурой и КПК?

Важным элементом советской системы образования была, как это ни странно звучит, хорошая правоохранительная система. Она боролась со взятками, благодаря чему преподаватели если и брали взятки, то с огромной опаской и в небольшом количестве. Как следствие можно было доверять преподавателям принимать экзамены и оценивать студентов и абтуриентов по принципу "я считаю, что это студент достоин, а этот не достоин".

Она боролась со взятками

Я долго смеялся!
Преподов, естественно, чморили за взятки - это неразрешённая самодеятельность.
Все дела обычно делал ректор и его банда (в маленьких вузах), а в больших - декан.
Не обязательно ректору или декану заносили деньгами - способов отблагодарить и в советское время было много.


Прикладной характер образования - основа для выпуска д

В этом году дочка поступила в университет Twente https://www.utwente.nl/en/, название факультета "Креативные технологии", хотя по набору предметов - старая добрая кибернетика. И тихо офигела, как их подгрузили с первого дня практическими заданиями, причем все были более чем привязаны к жизни:
- В составе творческой группы составить мультилингвистический гид по университету, написать соответствующую IT-программу, сценарий, записать клип и т.д. (могу сюда выложить)
- Написать специализированную программу по управлению городским освещением и изготовить её макет.
... ЧТо там было еще, не помню..

А со второго полугодия - вообще по-взрослому - есть конкретный заказ от конкретной муниципальной службы, которую студенты пыхтят - выполняют -естественно под надзором преподавателей, которые играют роль ОТК... Тем кто вложился в срок с удовлетворительным качеством - зачет и премиальные от заказчика...

Не вижу ни единой причины, почему нельзя это же реализовать в российских ВУЗах




>есть конкретный заказ от конкретной муниципальной службы, которую студенты пыхтят

Глядя на то, КАК написаны многие программы и сервисы в текущей версии "государства", начинаешь подозревать, что они УЖЕ пишутся студентами. :(

К слову - ценник на эти дела (зачастую и задним числом) такой, будто Гейтс со Столманном лично кодили всю эту байду на ассемблере. Подозреваю, что вниз, к студентам исполнителям просыпаются лишь крохи.

С уважением.


(Deleted comment)

вот это и была причина коррупции

Вы так думаете?
Сильно, сильно!
Несомненно, диктант позволяет проще оценивать пациента.


http://anlazz.livejournal.com/162039.html

"...В смысле, тот самый «второй лагерь» указанного раскола, который считал своим долгом не просто не интересоваться проектами «первых», но и всячески им препятствовать. И тут стоит сказать две важных вещи. Во-первых, как уже говорилось, к этому «лагерю» относились не только люди, непосредственно имевшие отношение к выделению средств. Если бы речь шла только об этом, то вряд ли можно было говорить о расколе общества – деньги на новые проекты практически всегда и везде дают очень неохотно. (Правда, есть исключения, но о них надо говорить отдельно.) А, во-вторых, стоит понять, что подобное деление вовсе не являлось полным аналогом довольно универсальной дихотомии: «новаторы-консерваторы». Т.е., противниками указанной выше категории людей зачастую оказывались граждане, достаточно прогрессивно настроенные – бизнесмены (купцы), государственные служащие, люди искусства. Более того, часто это были люди, реально любящие свою Родину и заботящиеся о ее процветании.

И поэтому –не желавшие ей перемен. Причем, не только политических – что было бы понятным. Однако «консерватизм» охватывал и иные области – к примеру, группе педагогов, желающих установить в стране всеобщую систему образования (то, что впоследствии сделали большевики) противостояло множество людей, уверенных, что для мужика знание будет не просто лишним – но вредным, ухудшающим качество его жизни. И что гораздо лучше – и для мужика, и для государства – было бы развитие православия, дающего необходимые нравственные скрепы. Еще раз – так думали не только замшелые консерваторы, так считали многие популярные мыслители. Сам расцвет «русской религиозной мысли», случившийся в начале XX века, был, во многом, и построен на указанной максиме: на том, что «плоды Просвещения» оказались не столь уж сладкими, как могло показать ранее. Все эти Флоренские, Бердяевы, Булгаковы или Соловьевы не были какими-то средневековыми фанатиками – напротив, эти люди имели прекрасное образование европейского уровня, обладали знанием о передовых достижениях науки. И – вели речь, к примеру, о «Софии – премудрости Божьей». Или – о Катехоне, и о России в данном качестве.
..."

Давайте начнем "от Царя Гороха", или просто от царей в России. Тогда, во времена самодержавия на Руси, что было важно для власти? Христианство и взимание податей. Лояльность местного населения тоже была не последним делом. Общая вера тому помогала, для взимания податей лояльность тоже была нужна. Взамен предоставлялась защита от внешних врагов, решение конфликтов между соседними народами и военное обеспечение этих решений.

Думала ли самодержавная власть о народном образовании? Да нет, а зачем? На местах были церкви и священники, монастыри. При них те из местных жителей, кто хотел, учились или отдавали детей учиться грамоте.

Советы должны были провести индустриализацию страны, тут без образованного населения никак - всеобщaя грамотность, начальное, а затем среднее, потом профессионально-техническое образование. Причем там, где стране больше всего нужно. Мой свекр рассказывал, что, заметив его способности, после первого курса института ему было сказано перепрофилироваться на изучение свойств материалов, потому что этих специалистов не хватало. Он успешно перепрофилировался, работал впоследствии (в том числе) в проекте "Союз-Аполлон", стал заведующим лаборатории, успешным ученым.

Когда в конце 60-х многие задачи (видимо) показались выполненными, то не был проработан план, как же дальше быть? Двигались вроде как по накатанным рельсам, а когда они коничились, то "тут завертелось".

На том самом пресловутом западе существует проблема переизбытка людей с высшим гуманитарным образованием. Эти творческие молодые люди (а потом уже и не очень молодые) креативят понемногу, подрабатывая на жизнь, чем придется ("What are you doing for living?"), и "не жужжат".

В советские времена, власть посылала по распределению молодежь в места отдаленные и не очень. Где нужны были, туда и посылала. И не было проблем в каком-нибудь селе Анапка на Камчатке с учителем истории, потому что туда поехал по распределению (например) Юлий Ким, ставший потом автором текстов многих песен к кинофильмам, бардом и правозащитником.

Наша страна перешла на модель "получай любое образование, а потом работай, где сможешь устроиться" 25 лет назад. Но судя по умонастроениям, советская модель всё же больше подходит народам России. Что же сейчас должно "нести образование в массы"? Или ещё точнее, что должно доносить до ширнармасс государство?

Свою идею "как нам обустроить Россию". А ее у власть предержащих, по-видимому, нет. Вот и несет государство, что может - и церкви строит народ всем миром (а власть передает здания-музеи РПЦ, "стон об Исаакиевском Соборе стоит по всей Руси Великой"), и в то же время интернет проводит в каждый глухой угол. Однако главные идеи - это человеколюбие и совесть. Всё остальное приложится, так как звезды с интересом смотрят вниз. От них никуда не денешься.

Edited at 2017-01-12 12:54 pm (UTC)

>Всё остальное приложится, так как звезды с интересом смотрят вниз.

Иногда диву даешься, пишет-пишет человек, а потом то ли устанет, то ли жена за картошкой гонит в магазин, и он бац: ахинею по-быстрому сморозит. Что там приложится, какие-такие звезды с пиковым или бубновым интересом.

Странно, что вы решили стереть мой комментарий с конструктивными предложениями приведения вашей внешности в более-менее пристойный и современный вид, но меня при этом не забанили. Нестандартный ход. Все-таки рискну повторить - блефаропластика и круговая подтяжка очень пойдут вам на пользу, а также смена прически и гардероба.


Так то ж были русские хакеры Fancy Bear, а не Рысь Домашняя!

Что-то без огонька, вяло. Ни расстреливать никого не надо, ни на работу гнать из барака, наганом в спину тыкая. Какое уж тут вдохновение...Но немного есть.

"это система. А в системе каждый её элемент обусловлен всеми остальными элементами, и нельзя вот так взять да и вынуть один элемент или заменить его элементом иной системы – и всё будет работать." Хочется набухаться от таких перлов.

"Каждый с каждым" каждый ученик, как элемент, связан с каждым учеником, с каждым, блин, с каждым преподом, с каждой классной доской. Да, каждый с каждым.

"нельзя взять и заменить" Нельзя, нельзя, пусть все остается. То, что любое изменение, любое новое - изменение и удаление (снятие, вообще-то) старого - нет, нет, что вы, все как-то по другому.

"Выпускники учат только то, что им требуется." Да, автор, вы сколько лет тут трибуну трясли - учить, только чтоб умений на хозяйской фирме, или ферме работать, и не дай бог миллиметр лишнего, еще что про себя думать будут. Вот теперь по вашему - опять не так, опять все переделывать. Путин, бедный, уж не знает, какой каприз через полчаса вас накроет, куды ему правительство опять поворачивать, вам угодить.

В целом автор общим стилем "на отъ...сь", извините, Аллборисовну начинает напоминать, только на прямое капиталистическое насилие возбуждается.

P.S. В комментах удивило количество знатоков взяточных технологий и взяточной статистики на экзаменах. Только не понятно - после экзаменов "благодарность" со студентов не тянули или жители ЖЖ к тайне великой сей не допущены? Или это все кто без взяток не сдал / без взяток не приняли?

Edited at 2017-01-14 07:38 am (UTC)

У меня в друзьях по ЖЖ - интеллигентные люди, которые работали в вузах и знают дело не понаслышке.

"О чём свидетельствуют все эти три известия? О прискорбном упадке государственного мышления."
Это, скорее, свидетельствует о злонамеренном вредительстве. А уж "прискорбное мышление" - как следствие полученной деградации.
В науке при постановке экспериментов никогда нельзя одновременно менять несколько параметров, поскольку тогда не понятно, который из них - ключевой, который - второстепенный, а который вообще лишний. У нас же кинулись менять сразу всё и всюду. В результате и получили непредсказуемый результат, который в здравом уме не поддаётся интерпретации.
И ещё у современных водителей руками почему-то есть святая вера в бабло: типа, если чего-то нет (или оно разрушено), нужно просто дать "многа денех", и всё тут же наладится в лучшем виде. Только нужно решить вопрос "кому давать?", который является, по мнению властей, самым существенным. Потому и происходит вся Вами описанная карусель: сначала дают одним - результата нет, дают другим - результат отрицательный, дают третьим - результат страшный. И будут давать до посинения, пока "контроль и учёт" находятся в их ОЧУмелых ручках.
Полная аналогия с изучением иностранных языков - можно давать деньги куче разных мошенников подряд, обещающих "без труда" науськать любого до high level, но пока сам не сядешь на ж...пу и регулярно и серьёзно не начнёшь заниматься, результата всё равно не будет.
У детей не воспитывают вот именно это качество - необходимость ТРУДОМ и ПОТОМ добывать знания, "грызть гранит науки", а пытаются выдать учёбу за игру. Вот и получаются игроманы, а не специалисты.

прилежание и трудолюбие именно воспитываются, причём в семье, и причём до школы ещё.

Так что не надо валить с больной родительской головы на чокнутую школьную.

С Днем Рождения! Всяческих благ!

  • 1