domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Categories:

ЭКСПО-2010: СТАРУШЕЧИЙ МАРАЗМ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Не знаю уж что было на всемирных промышленных выставках 100 или чуть меньше лет назад (например, когда возили в Париж «Рабочего и колхозницу»), но то, что происходит сегодня, вызывает мысли о скором Апокалипсисе. И не надо его бояться. Если в 21-м веке так называемому цивилизованному человечеству нечего показать и рассказать о себе кроме ЭТОГО, длить его, человечества, существование смысла не имеет. Это – маразм, в самом прямом медицинском смысле. Притом маразм не стариковский, а старушечий. Наверное, это политкорректно, чтобы никакого, храни, господи, сексизма.

Идей никаких. Вообще. Впечатление такое, что орудует сплочённый Интернационал Распильщиков Бюджетов. Никто (по крайней мере, из белых народов) не надеется что-то сделать, чего-то достичь – только просто попилить, и на том спасибо. Вообще, великий «попил» – это результат тотального отсутствия цели. Наша страна – это родина мирового гротеска, поэтому у нас и «попил» такой бескрайний и открытый, как бесконечная русская равнина. Но и в других местах он тоже, надо понимать, не отсутствует. Потому что, повторюсь, ни с какой иной целью сляпать и выставить на общее обозрение это уродство – невозможно.

В российский павильон – длинная очередюга. Нас – вообразите! – китайцы до сих пор зовут «старшим братом». Это нам сказал пекинский гид; может, впрочем, хотел подслужиться. Как знать… Что же сподобился поведать старший брат младшему, отстоявшему на жаре немалую очередь?
А вот что.

Павильон у нас оформлен под Цветочный город – это из «Незнайки и его друзей», ежели кто запамятовал. И Незнайка тут как тут – продаётся мягкая кукла в голубой шляпе. Вокруг сплошные пластмассовые цветочки-лепесточки всех расцветок и размеров. Кое-где прилажены экранчики, на которых мелькают слайды, изображающие российские виды, играющих деток и прочий местный колорит. А так всё ромашки-колокольчики, выполненные в эстетике детсадовского утренника.
Причём тут Цветочный город? А вот причём. Слоган мероприятия Better city for better life – отсюда и город, придуманный писателем Носовым лет семьдесят назад для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Вообще-то, замечательный писатель Носов придумал кое-что и получше. Как аллегория современной российской, да и всеобщей жизни, гораздо лучше бы подошёл Остров Дураков из «Незнайки на Луне»: было такое дивное место, где народ развлекали мультиками и аттракционами, и постепенно превращали в баранчиков, с которых состригали шёрстку на продажу. Интересно, понимал ли сам Носов, что создал глобальную аллегорию современной постиндустриальной цивилизации?
Но Остров Дураков - это следующий шаг. Пока же мы в Цветочном городе. Во всём прослеживается лозунг дня: никого ничем не затруднить и не дай Бог не «загрузить». Главное – транслировать «позитифф» - как и полагается в хосписе.
Из достижений российской науки и техники представлена фотка ледокола «50 лет Победы» и модель будущей плавучей атомной станции. То есть достижения советского прошлого и туманного будущего. Из настоящего – ничего. А что вы предлагаете? Ну? Придумайте хоть какое-нибудь достижение! Ну хоть фиговенькое какое… Нет его.
Про «50 лет Победы» - всё ясно. 50 лет справляли в 1995 году, значит, проектировали и строили ледокол ещё в заскорузлом совке, когда экономика по-деревенски называлась «народным хозяйством», а его успехи мерялись тоннами чугуна и пудами пшеницы, а вовсе не индексами доу-джонса и насдака, а про разруливание финансовых потоков никто и слыхом не слыхал. Тогда «атомщик» звучало гордо, а в финансовый вуз шли троечники, там и учили четыре года, а не пять, потому что чего там надо для заведующей сберкассой (персонал-то там был и вовсе без «верхнего»).
Так что ледокол – привет из прошлого.
Что же касается плавучей АЭС, то тут впору вспомнить словцо Горького про то, что у нас любят «рассуждать о бархатных костюмах в будущем, не имея в настоящем даже пары крепких штанов». Штанов в самом деле нет, задница голая, а плавучая АЭС – чистая утка. Она, собственно, и прозвана «хромой уткой атомного ведомства»: колупаются над нею много лет и вряд ли достроят, т.к. питерский завод, куда её якобы должны отбуксировать на достройку, вот-вот закроется. Вестимо, для модернизации: переоборудования под элитное жильё и офисы. Модернизация, весьма вероятно, состоится: ведь там на первых ролях сын губернатора Матвиенко.
Ещё говорят, что «утку» для транспортировки на достройку придётся распилить на части. И зачем нам такие хлопоты, скажите на милость? Избави, боже. Зачем пилить какую-то дурацкую посудину, когда пилить бюджеты гораздо сподручнее? Что и делают с большим успехом.
Милая девушка-стендистка из Хабаровска прошелестела соотечественникам что-то про ледокол. Мы в ответ расспросили про Хабаровск. Говорит, китайцы уже пришли. И твёрдо обосновались. Много их, очень много. Даже государственные должности занимают. И то сказать: если нам ничего не нужно, то приходят те, кому нужно. Вот такие ромашки-лютики.
А ведь вообще-то тема «город будущего» - полезная тема. Очень полезно на очередном витке истории задуматься над тем, как и где жить современному человечеству. Россиянам, в частности. Ведь живут люди нездоровой, неудобной жизнью, в эстетически уродливой среде. Такая жизнь совершенно не соответствует техническим возможностям человечества. Уже сто и даже больше лет назад разросшиеся к тому времени огромные города ощущались уродливым недоразумением. Именно тогда родилась идея города-сада.
После нашей революции 17-го года, в самый разгар разрухи, развернулась дискуссия о «новом быте» - так это тогда называлось. Как обустроить жизнь, достойную «победившего пролетариата»? Где должны жить люди? Разрабатывались концепции «соцгородков», обсуждались проекты домов и главным образом целостных поселений. Многие новаторские идеи в урбанистике принадлежали советским архитекторам-конструктивистам. Почему бы не рассказать об этом хотя бы и на выставке? Наверное, чтобы никого не «грузить», чтоб было как-то попроще и попозитивнее. Понятнее опять же: «сама садик я садила, сама буду поливать». Старушачий такой идеал: геранька на окошке, и чтоб не слышать ничего затруднительного и тем паче огорчительного.

В павильоне США – тоже цветочки пластмассовые. Но не в натуре, а в кино. Там вообще всё просто: экспонатов нет вообще. Сначала народ запускают в большой ангар и долго на все лады говорят с экрана по-китайски «здравствуйте». Это слушают стоя. Потом народ перетекает в другой ангар с длинными лавками, где показывают видовое кино про счастливую жизнь в Америке: красивые пейзажи, экологические ветряки, много разноцветных деток, рисующих умилительные каракульки, чёрненькая девчушка, желающая стать доктором и помогать людям… В начале кино – Хилари Клинтон с голубым бантиком, а под конец – Барак Обама как воплощение глобального позитива.
Но это не всё. Дальше давали нечто «художественное». На вид – чистая самодеятельность, но, видимо, это тоже какой-то неведомый мне тренд и бренд. Похоже на глубоко довоенный фильм – с картонными декорациями. Изображают декорации замусоренный двор-колодец. Девочка решает озеленить двор и сажает пластмассовый цветочек. Не сразу, но со временем к ней присоединяется весь дом. Побеждает дружба, позитив и экология.
Это сюжет проходной советской пионерской повести 40-60-х годов: «В Орле, в Ленинграде, в Рязани, в Клину пусть каждый посадит сирень или сосну. Пусть лучше и краше, сама как весна, становится наша родная страна. Ты выбежишь с книжкой читать в холодке, твой младший братишка с игрушкой в руке…» и т.д. Мысль старинная и правильная. Но до чего же убого исполнили её американцы! При этом в детсадовской эстетике.
Детсадовская эстетика – это впадение в детство, последняя стадия маразма. Впадение в детство по старушачьему типу – цветочки. По стариковскому – были бы коняшки и игрушечные сабельки.

И это всё, что великая нация имеет сообщить «городу и миру».

Мы странно породнились с американцами на почве пластмассовых цветочков. В этих цветочках просвечивает нечто кладбищенское, не находите? Продают такие у нас возле кладбищ…

К счастью, следующее помещение в американском павильоне, напротив, внушает оптимизм и веру в будущее. Там продаются сувениры: ну там кепки, майки, ковбойские шляпы почему-то романтического розового цвета. И всё строго «made in China». Не перевелись ещё работники в мире. Когда развитые и просвещённые народы дружно отправятся в свой политкорректный хоспис, из которого путь один – на кладбище с пластмассовыми цветочками, - они, рабочие и крестьяне, по праву займут место маразмирующих тунеядцев. «Лишь мы, работники всемирной великой армии труда владеть землёй имеем право, а паразиты никогда» - звучит изумительно свежо. Такая вот неожиданно оптимистическая мысль приходит при посещении Экспо-2010 в городе небоскрёбов и трущоб Шанхае.

Да, вот ещё забыла. Украинский павильон. Поскольку это моя, можно сказать, историческая родина (бабка из Волынской губернии) – решила зайти, благо очереди там не было практически никакой; вероятно, средний китаец не знает, «что это за географические новости» - Украина. Впрочем, и моя бабка тоже говорила, что украинскую нацию «большевики придумали», а на самом деле мы все – русские, только некоторые великорусы, а есть ещё белорусы и малороссы, но все мы – русские. Такая у меня была тёмная бабка, неподкованная по национальному вопросу. Вот и гимназию кончила, и на высших женских курсах в Питере поучилась, а – так тёмной и померла. Очень жаль, что не может она увидеть павильон ридной Украины.
Самое интересное в нём – фасад. На фасаде – схематическая карта, относящаяся к шести тыщам лет до Рождества Христова. И показано там, как расселялись с территории современной Украины древние укры по всему земному лику. Дошли эти героические укры и до Персии, и бог весть докуда, в одно только место сроду не совались – на северо-восток от своего благословенного эпицентра. Ну вот – ни ногой. За все шесть тыщ лет! И то сказать, чего туда соваться – в леса и болота, к злым москалям в пасть. На это разве что современные гастарбайтеры решаются. Смелые люди, сразу видно: наследники героических укров. И трудолюбивые, почти как китайцы: у нас полпосёлка ими построено.
В самом павильоне – тоже пластмассовые цветочки, подсолнухи. Предлагается борщ по цене, за которую мы в городе обедаем вчетвером в китайском ресторане. Кстати, такая же история и в российском павильоне: цены ломовые, кваса нет (говорят, трудно довезти), зато есть кока-кола и пирожки вроде ровно те, которые в Москве продаются в метро и подземных переходах.
Город будущего в украинском павильоне как-то спущен на тормозах. В качестве отписки стоит какой-то макет в том стиле, в каком в 60-е годы изображали будущие поселения на Луне.
Ну и ещё строят недоделанные глиняные кринки. Написано, что время от времени проводят мастер-класс по их изготовлению. Такой вот креатифф создали украинские товарищи.
Ну что тут скажешь? Современное человечество скучно самому себе. Это даже не заслуживает высокого имени декаданса – это старческий маразм. С кладбищенскими пластмассовыми цветочками.
Subscribe

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments