domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

ПРО ЕГЭ

Корпоративный кодекс патриотической интеллигенции предписывает непримиримое отношение к ЕГЭ. Помню, на Московском Экономическом Форуме 2016 г. стояли активисты, раздавали брошюру о пагубности ЕГЭ и предлагали присоединиться к движению за его отмену.

Среди преподавателей вузов ЕГЭ тоже уважением не пользуется. Мало того – пользуется всемыслимым презрением. «Поколение ЕГЭ» - это уже давно мем, вызывающий известный ассоциативный ряд: оболванивание, дебилизация, зубрёжка, натаскивание, тупость. Под влиянием этих разговоров даже сама министр образования, устыдившись, не велела натаскивать школяров на ЕГЭ, что уж совсем странно: а что ж тогда прикажете делать? Если мы не считаем, что хорошая сдача экзамена равно хорошему знанию предмета, то тогда ломается вся конструкция и надо срочно что-то менять: экзамен, или предмет, или министра, или всё разом.

С «поколением ЕГЭ» я так-сяк знакома: это мои молодые служащие. Да, они часто не знают того, что, на взгляд старшего поколения, знать обязаны. Например, одна моя сотрудница забыла, сколько было мировых войн. Они пишут с громадным количеством орфографических ошибок: я то и дело снимаю со стенки объявления, написанные с ошибками – и это то, что прошло через фильтр компьютерного проверщика орфографии. Воображаю, что бы было, пиши они от руки. Но ведь у каждого поколения - свои знания. Нужна ли сегодня безупречная орфография, если её проверяет компьютер? Не знаю. Моя бабушка говорила: «Если я читаю текст, написанный с ошибками, я не доверяю содержанию». Признаюсь: и я тоже. Но вот насколько это верно… Нынешние молодые имеют какие-то свои знания, умения и навыки, прозванные на западный лад «компетентностями».

Словом, до последнего времени у меня не было никакого выраженного отношения к ЕГЭ.

Познакомиться мне привелось по причине личной: дочка кончает школу, целый учебный год готовилась, а теперь вот сдаёт ЕГЭ. И, знаете, ЕГЭ меня приятно удивил.

Прежде всего, для того, чтобы сдать его на хороший балл (90+), как требуется для поступления в приличный вуз, надо подлинно иметь знания. «Натаскаться», т.е. бессмысленно выучить правильные ответы на стандартные вопросы – нельзя.

Вот, например, история. Объём сведений, которые требуются от сдающего ЕГЭ, значительно больше, чем изучали мы, школьники советской поры, объявленной золотым веком нашей школы. Требуется множество фактов, имён, знание карты: это ведь и составляет историю. Вот, к примеру, такой вопрос: «При каком царе была ликвидирована в России внутренняя таможня?» Я, человек изучавший историю государства и права в контексте высшего юридического образования, этого не знала, а школьникам предписывается знать. Или отмена крепостного права. По истории государства и права в вузе мы проходили менее подробно именно юридическую сторону дела, чем сегодня спрашивают на ЕГЭ. Иногда даже сомневаешься: а так ли важно знать эдакие подробности. Например, как звали командира войска шведов, противостоящего Александру в Невской битве 1240 г.? Разумеется, речь идёт именно о высоком балле, а не просто проходном.

Мой муж, окончивший когда-то Физтех с красным дипломом, ради любопытства решил ЕГЭ по математике и физике. Говорит, самые трудные задачи по математике заставили по-настоящему задуматься; они подлинно олимпиадного уровня.
Вообще, предметы естественно-научного профиля лучше всего ложатся на ЕГЭ. Хуже – гуманитарные предметы, языки. Я в юности закончила иняз им.М.Тореза, но когда впервые попробовала ответить на ЕГЭ по английскому, поначалу даже не поняла, чего они от меня хотят. Потом-то, конечно, разобралась. Но всё-таки там очень много субъективного, необоснованного. Мало того, человек, подлинно хорошо знающий язык, может оказаться в худшем положении, чем тот, кто говорит и пишет примитивно, но так, как это требуется.
В экзамен по русскому включены вопросы по культуре речи: это, на мой взгляд, хорошо. Впрочем, культура речи – это скорее не результат школьного обучения, а семейного окружения и чтения.
А вот нужно ли любому школьнику знать по именам разные фигуры речи, вроде литоты, парцелляции или эпифоры – я лично не уверена. То есть об этом не вредно упоминать на занятиях, но гораздо умнее формировать навыки вдумчивого чтения и письма. Этого как раз очень не хватает школьникам. И не мудрено!
Сегодняшний школьник очень мало пишет текстов и даже мало их читает. Раньше как было? Перепишите и вставьте пропущенные буквы, или подчеркните деепричастия, или замените прямую речь косвенной. В любом случае требовалось переписывать, и зрительная память подкреплялась моторной, когда сама рука знает, как писать. Теперь у детей готовые «рабочие тетради», где они вставляют буквы прямо в тексте, соединяют стрелочками нужные слова, а всё целиком не переписывают. Результат многообразен: во-первых, они не запоминают, как пишутся слова – просто слова, не регулируемые никакими правилами, а таких слов в нашем языке видимо-невидимо. В результате моя сотрудница с дипломом учительницы начальных классов пишет слово «будто» как «бут-то». Во-вторых, у них не формируются в голове образцы текстов.
Поскольку всё обучение ориентировано на тесты и заполнение рабочих тетрадей, дети очень мало пишут сочинений, письменных ответов на вопросы. А дальше им велят писать какие-то «эссе», которые у многих вызывают подлинную панику. Приехали жать, где не сеяли!
Дети и говорят мало; в результате выпускник часто не может ничего внятно и вразумительно рассказать. На то и другое уже обратили внимание в министерстве, говорят, будут даже специальные «разговорные» испытания в 9-м классе. Так что ЕГЭ понемногу улучшается, и вовсе не так ужасно, как думает патриотически мыслящая интеллигенция.
А вот что ЕГЭ полностью уничтожил – это общее среднее образование. Нет его больше! Выпускники школы в последнем классе, а наиболее предусмотрительные – и в двух, а то и трёх последних, учат только те предметы, что будут сдавать на ЕГЭ. На остальные просто «забивают». Я была знакома с одной прагматичной мамашей, которая прямо говорила своей дочке: "Брось заниматься чепухой, не трать время". "Чепухой" были физика, химия, биология, по которым дочке не требовался ЕГЭ. И учителя входят в положение: они что — звери, что ли? В некоторых специализарованных школах всю программу по непрофильным предметам проходят в 10-м классе, а в 11-м изучают только профильные.
В наши дни мы всё-таки минимально занимались всеми предметами, по которым были предусмотрены выпускные экзамены. Не будь этих экзаменов — всё было бы, как сегодня. То есть никак.
Вот это положение надо бы сначала просто увидеть. Привести к осознанию факт: общего среднего образования — больше нет. После того, как увидят, можно обсуждать вопрос: что с этим делать? Я уже давно предлагаю ограничить обязательное и всеобщее образование девятью (лучше восемью) классами. А дальше – специализация: техникумы, училища, всякие профессиональные школы, после которых можно пойти работать, а можно – в университет. Зачем тратить народные деньги на симулякр образования и делать вид, что кто-то изучает физику или литературу, в то время как он её вовсе не изучает, т.к. она ему нафиг не нужна? Когда я развиваю подобные идеи, молодёжь меня поддерживает, а взрослые впадают в ступор или предполагают, что я так острю – по-дурацки. На самом деле, тут есть, о чём подумать. То, что видим сейчас, приучает детей сызмальства к симулякрам вместо дела.

Читайте об этом http://www.kp.ru/daily/26688/3712338/
Subscribe

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 474 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…