?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
ЧЕМ ЕГЭ ВИНОВАТ?
рысь
domestic_lynx
C тех пор, как ввели ЕГЭ… поколение ЕГЭ, ЕГЭ как орудие дебилизации – сколько об этом было и продолжается разговоров! В какой-то момент я и сама поверила в пагубность ЕГЭ. Однако потом мне привелось поближе с ним познакомиться (дочка заканчивала школу) и я поняла, что в оценке озабоченной общественностью этого грозного явления – ЕГЭ – наблюдается древняя ошибка суждения. Настолько древняя, что она даже латинское название имеет «post hoc ergo propter hoc” – “после того, значит, вследствие того».

Очень часто людям свойственно искать причину явлений в том, что им непосредственно предшествовало. Это просто и умственно комфортно: промочил ноги – подхватил простуду; ввели ЕГЭ – народ одурел. На самом же деле очень часто подлинная причина не только не предшествует явлению, а и вовсе лежит в совершенно иной плоскости и отделена от результата временем и пространством. Хуже того: подлинной причиной неприятности может оказаться что-нибудь такое, что в данном сообществе числится священной коровой, которую не моги тронуть и о которой можно высказываться только в почтительно-хвалебном тоне. А потому несравненно удобнее подыскать что-нибудь попроще, поближе и побезопаснее.

Что же такое ЕГЭ, которому принято приписывать совершенно инфернальные свойства? Это довольно прилично организованный экзамен. Для того, чтобы его сдать на высокие баллы (90+), надо иметь подлинные знания. По тем предметам, где искони существовали задачи – это по сути дела обычная контрольная, охватывающая весь курс. Чтобы сдать историю, нужно знать очень много фактов, имён, географических названий, карту надо знать. Главное, что отличает сдачу истории в форме ЕГЭ и то, что было в наше время, состоит в том, что сейчас нельзя просто красиво поболтать. Я историю сдавала и в школе, и вступительные в вуз, и оба раза получила пятёрки благодаря художественному трёпу. А ведь история – это не болтовня, а факты, и ЕГЭ проверяет их отлично.

В последнее время, а последнее оно уж лет двадцать, кто только не пинает наше образование. Преподаватели вузов рассказывают, как приходится объяснять то, что они вроде бы учили в школе и сдавали на ЕГЭ. Работодатели жалуются, что невозможно найти приличного специалиста ни за какие деньги, в чём вроде как виновата уже не средняя, а высшая школа, в которой ЕГЭ пока нет. Увидали нелепую ошибку в прессе – что вы хотите: поколение ЕГЭ. Из телевизора звучит малограмотно-просторечный говорок – вот оно, поколение ЕГЭ! Всё это так, но ЕГЭ тут совершенно ни при чём.

Я бы выделила две главнейшие причины «дебилизации».

1. Исчезновение общего всему народу культурного горизонта. Исчезли общие для всех знания. Одни знают одно, другие – другое, а общая часть этих знаний прогрессивно уменьшается и постепенно сводится к общепринятым рекламным слоганам. Исчезли книги, которые читали бы буквально все. Сегодня, когда все книги вполне доступны, хотя бы в электронном виде, и не надо стоять в очереди в библиотеке или просить у товарища книгу «на ночь», такие общие для всех тексты – исчезли. Есть люди, которые читают, фантастику или фэнтези, есть те, которые любят классику, есть такие, которые просто не читают – это тоже сегодня не стыдно, это плюрализм, детка. «Тоталитаризм» директивно навязывал всему народу определённые знания. Демократия позволила всем разбрестись по своим культурным «делянкам» и там сидеть. Встречая человека иной делянки, мы часто считаем его тёмным невеждой, но таков он только с точки зрения нашей делянки или по старым, «совковым», критериям, а на своей делянке он – дока. Такая же история за границей. Раньше меня поражали культурные французы, не помнящие дат Французской революции, испанцы, не читавшие Дон-Кихота, или итальянцы, позабывшие, кто такой Маринетти. Потом поняла: это – новая норма.


2. Иллюзорная доступность знания (погугли и всё узнаешь) и отсюда широко распространённая даже в педагогических кругах идея, что ничего держать в голове и не надо. А раз говорят «не надо» - на что тебе лишнее «грузилово»?

То ли ещё будет! Сейчас поисковики всё более персонализируются и скоро будут выдавать тебе то, что тебе умственно сродственно и культурно близко. В результате люди будут психически капсулироваться. В перспективе дело будет обстоять так: если ты считаешь, что Земля – плоская (такая идея уже имеется и даже обрела некоторую популярность), тебе не будут выдавать никакой информации, которая исходит из представления, что она круглая, чтобы не травмировать твою хрупкую психику и ни коем образом не «грузить» и не огорчать. Всё ведь должно быть легко и позитивно – верно?

Идеальный потребитель и не должен держать ничего в голове: голова у него должна быть пуста для загрузки туда сведений о новых тарифных планах, условиях потребительского кредита и свойствах новых замечательных товаров, которые надо немедленно приобрести.

Вот где лежит причина возрастающего массового невежества. ЕГЭ – это микроскопическая мелочь. Искать в нём причину огромного явления – детсадовская наивность прогрессивной общественности.


Это вы стобалльникам с кауказа расскажите


Ой, а можно подумать раньше за взятки или по знакомству в ВУЗы не поступали.

(no subject) (Anonymous) Expand
(Suspicious comment)
(Deleted comment)
Личное соприкосновение с некими явлениями позволяет очень часто увидеть, что они отличаются от того, что критикуется на ТВ или Фэйсбуке.
И ЕГЭ ничего общего с "тестами", о которых несмешно шутят юмористы не имеет.
Я лично это точно также понял 4 года назад, когда двоюродная сестра заканчивала школу.

Ничего по сути не изменилось по сравнению с моим окончанием в середине 90-х.
Для поступления в престижные ВУЗы нужно быть умным, ответственным и прикладывать многт труда.
Просто сейчас это выражается в итоге в 90-95+ баллов на ЕГЭ.

А всем прочим как раньше давали аттестаты, так и сейчас. Только ЕГЭ вскрыл тот факт, что многие ученики ничего не знают. Так они и раньше не знали, но этот факт оставался внутри школы.

«ЕГЭ ничего общего с "тестами", о которых несмешно шутят юмористы не имеет»

да что вы говорите?

сайт ЕГЭ (цитируя для особо одаренных и забаненных в Гугле):

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.
Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

«запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов» в виде цифры - это не тест? 😊

Edited at 2017-07-23 03:53 pm (UTC)

За историю сказать не могу, но вот помню пришёл я как-то в родную школу. На родительское собрание к дочери. В почти советские ещё времена. И там училка по арифметике рассказывала, какие задачи дети наши решают — и предлагала родителям решить. Это которые сами совсем уже в советские времена учились. Задач было две:

1. Посчитать чему равно выражение со скобками. Подавляющее большинство высокообразованных советских родителей, окончивших лучшую в мире советскую школу, понятия не имели зачем эти скобки нужны, а также, что с ними делать. Ровно как и что умножать надо до того, как складывать.

2. В углу прямоугольного двора с заданными длиной и шириной стоит прямоугольный же дом с заданными длиной и шириной. Посчитать площадь собственно двора. Её решил я один.

Так что, честно, вот не пойму я, о какой «дебилизации» тут вообще речь? Большая часть населения СССР (процентов 90, наверно) дебилами была ВСЕГДА. Просто у них тогда интернета не было — потому не так заметно.


Большая часть населения СССР (процентов 90, наверно) забыла математику за ненадобностью
а вы их дебилами называете
нехорошо

(no subject) (Anonymous) Expand
на Яндексе был запущен проект сдай ЕГЭ
Я не смог сдать химию, сдал математику и биологию на 65
Там нужно знать реально

Мой муж, выпускник Физтеха, попробовал математику. Говорит: реально надо знать. Я русский сдала очень близко к максимуму, а англ - сначала не поняла, чего они от меня хотят. Историю - на пятьдесят с чем-то, хотя изучала её в рамках юр. образования. Надо знать реально. Другое дело, что они учат только п=свои профильные предметы.

Проблемы образования связаны главным образом с деградацией преподавательского состава, которая проистекает, скорее всего, из-за низкого уровня зарплат для учителей без стажа.

Ещё когда я заканчивал школу (1993) у нас в городе ходил стишок:

Ума нет -- иди в пед,
Стыда нет -- иди в мед,
Если нету в сыне проку -- посылайте его в ДВОКУ (сейчас ДВИ),
если он ни кукареку -- посылайте в БВТККУ.

Неохваченными оставались 2 вуза: БСХИ (сейчас ДальГАУ) и БПИ (сейчас АмГУ). Амбициозные выпускники школ подавали документы в БПИ и МГИ (сейчас АГМА), менее амбициозные -- в БСХИ, ещё менее амбициозные -- в БГПИ (пед). Прошла четверть века, но ситуация продолжает воспроизводиться, в пед идут главным образом те, кто не рискнул идти в политех, мед и сельхоз. Потому что у школьных учителей з/п (плюс возможность получать левые доходы) была ниже, чем у инженеров или врачей.

Результат: большинство учителей в школах в 10-11 классах вместо нормального обучения своим предметам (как целостностям) стараются натаскать на ЕГЭ. Потому что это кажется проще и в постановке задачи, и в оценке результатов. А школьные учителя (в массе, хотя есть и исключения, кто пошёл в пед по призванию, и ещё не сломан забюрократизированной системой) -- люди простые. Чем проще задача, тем охотнее они за неё берутся.

Москва.
Лет десять уже назад пришел в гости к любимому учителю в школу.
Он стал мне предлагать идти в учителя, я посмеялся, сказав, что мало платят.
Он сказал, что средняя зарплата в нашей школе- 70 тыр.

В Москве проблема точно не в зарплатах.

(no subject) (Anonymous) Expand
то есть главный враг - свобода. Ок.

не только.
причина возрастающего массового невежества лежит, в т.ч. в наличии слова "сродственно" в таком поучительно-обличающем тексте.

Уважаемая Т.В.! Ничего менее удачного я от Вас не слышал. Если бы речь шла только об истории... Но Вы выступили с обобщениями. Считаю необходимым Вам возразить.
1. Для 90+ нужны подлинные знания... Гм... А для получения оценки «отлично» в подлинных знаниях не было необходимости? И для получения заветных 90+ нужно отстранять учителя от своего триумфа?
Психоз навязан искусственно. На период ЕГЭ вузы пустеют – всех женщин рассовывают надсмотрщицами по школам. Стыдоба!
2. А по географии в доЕГЭвенные времена карту знать не было необходимости? И не являются ли история в СОЧЕТАНИИ с географией элементами общей культуры члена общества?
3. Преподаватели вузов совершенно правы. Они стали получать человеческий материал, не подготовленный к восприятию профилирующих знаний. Более того, сознание молодых людей искажено заточенностью на успех: не обязательно быть, вполне достаточно казаться. Вот убийственный пример из моей практики. Вопрос на консультации перед экзаменом: «А что из курса нужно обязательно знать, чтобы получить 91 ?!!!»
4. Нет ничего удивительного и в единодушном мнении «работодателей». Я уже говорил об ампутации любознательности методом ЕГЭ. Более того, сокращение сроков обучения усугубляет школьную недоношенность.
Бакалавр – окурок в проруби не по своей вине.
5. Наконец, следствия в Вашем представлении поставлены перед причинами. Дебилизация – цель. А «реформа образования» - основной метод её достижения. «Исчезли общие для всех знания». – Они не исчезли, их преступно отменили. Общий стандарт никак не мешал дальнейшей специализации. Теперь знания у всех разные. Всё путём. Когда «вавилонская башня» стала угрожающе приближаться к небесам, было организовано разноязычие...

Теперь приступлю к изучению других откликов.

сознание молодых людей искажено заточенностью на успех: не обязательно быть, вполне достаточно казаться.

Тут Вы совершенно правы. И это касается не только одних молодых.

русская орфография основывается на традиционном принципе записи - проще говоря, на правилах написания слов, не очевидных для пишущего, так как эти правила обусловлены историческими процессами в языке, которые непонятны современному носителю языка

поэтому для того, чтобы научиться писать по-русски грамотно, мало выучить все правила и запомнить все исключения, как того требует тестовая форма проверки знаний: нужно закреплять эти знания многолетними тренировками по написанию текстов и работами над ошибками, в результате чего вырабатывается моторная память - рука как бы «запоминает», какие буквы нужно выбирать при записывании звуков в слабых позициях (например, безударных гласных) в непрерывном потоке письма

школа же вместо этой работы начинает уже со среднего звена готовить школьника к сдаче ЕГЭ - его «натаскивают» на выбор правильного варианта не за счет моторной памяти, а за счет умения извлекать из обычной памяти правила и исключения

в результате школьник, который может успешно сдать тестовый экзамен, оказывается беспомощным в ситуации, когда приходится писать текст без возможности вспоминать правила, «в непрерывном потоке»

отсюда и катастрофическая безграмотность, постигшая страну в последние 15 лет

А ещё - читать надо больше.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Для представительной ("либеральной") демократии смертельно опасны образованные люди с чётким (неважно каким) мировоззрением - просто потому, что ими невозможно манипулировать.

совершенно прав, поэтому доступ к высшему и элитарному высшему в странах запада достаточно ограничен.

это называется постмодерном )))

ну вот говорят, что столичные родители, озабоченные будущим отпрысков, отсылают их на последние 2 года школы в глубинку, к бабушке в деревню, чтоб отпрыск там насдавал ЕГЭ на баллы, достаточные для поступления в ВУЗ. тренд такой.

А не анекдот ли это? Мне дочка рассказывает о многих своих друзьях, и ни о ком ничего такого она не рассказывала. И никто об этом не слышал - т.е. не просто как анекдот, а о конкретном Васе или Пете.

Очень сильно ошибаешься. Можно смеяться, но даже для "физиков" болтовня важнее заучивания фактов. Помнить все, даже по своей специальности, давно уже просто невозможно...

А к ЕГ главная проблема в том на что он МОТИВИРУЕТ учеников и главное учителей. Об этом еще до его введения орали. Даже получив некий набор знаний, его жертвы абсолютно не умеют их применять. Да и "научное" мышление отсутствует как класс.

Весьма трезвое суждение.

А моя мама рассказывала, что при Сталине учили лучше, чем при Брежневе.
А моя бабушка рассказывала, что в гимназии учили лучше, чем в советской школе.
А еще раньше, у Некрасова "ваш славянин, англосакс и германец не создавать, а разрушать мастера. Варвары, дикое скопище пьяниц." Сейчас забыто, но это критика реформы образования при Александре II.
А еще раньше. "Не хочу учиться, а хочу жениться." Это критика реформы образования при Петре I.
Сдается, что недовольство реформами образования началось с того самого момента, когда это самое образование стали внедрять, чтобы быть не хуже, чем в Европе.

Re: О дебилизации

Вы правы: все недовольны образованием. Я работала среди иностранцев. Все недовольны образованием, особенно итальянцы. Хотя из инженеры, агрономы и т.д. были вполне приличного уровня.

>Исчезновение общего всему народу культурного горизонта. Исчезли общие для всех знания.
Что-то такое есть, но совершенно не катастрофично. Я спокойно общаюсь с умными малолетками не на специальные темы. А дурак - он всегда дурак, и те же малолетки придумали словечко "манямирок". В котором живут недалекие.

>поисковики всё более персонализируются и скоро будут выдавать тебе то, что тебе умственно сродственно и культурно близко.
Когда это произойдет - человек перестанет быть венцом природы. И тут уж ничего не поделаешь.

"манямирок" - это кайф! Я очень люблю их словечки типа "легкотня" и другие.
И да, общаться с ними - наслаждение. Разболтай его - и он расскажет тебе про всё на свете и своё мнение изложит. Успевай слушать.
У меня тут через неделю начинается репетиторский сезон, жду-не дождусь, благо холодное лето 2017 года порядком осточертело, хоть делом позаниматься.

Память грузить надо. А то атрофируется. И очень быстро

Опасно. Можно нарваться - никто не любит, когда грузят.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)