domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:
  • Music:

ПОБЕДИТЕЛИ И ЛУЗЕРЫ

Министр образования Ольга Васильева привела «удивительные цифры, над которыми стоит задуматься, — 40 процентов победителей и призеров олимпиад не набирают на ЕГЭ по профильному предмету более 60 баллов. Над этим надо думать, размышлять. Мы смогли много сделать объективного в ЕГЭ, и то, что раньше было необъективно в ЕГЭ, плавно перетекает в сторону олимпиад. 40 процентов школьников не получили более 60 баллов при сдаче экзамена, ну какие же это олимпийские призеры и лауреаты?»

Васильева удивляется, а я, признаться, не очень. Олимпиады превратились в некую параллельную систему поступления в вузы: со своими особыми репетиторами, подвохами и способами их избежать и т.п. Выпускники разделились на «олимпиадников» и «егэшников»: первые ставят на олимпиады, вторые – на ЕГЭ. Это разные виды спорта: гимнастка-художница может не блестяще проплыть дистанцию. Мамаши выпускников спрашивают друг у друга: «Вы как – по ЕГЭ или по олимпиаде?». Принято считать, что те, которые по олимпиаде, лучше исполняют свой родительский долг жизнеустройства подрастающего поколения.

Циркулирует и такая мифологема: олимпиады – это для талантов, а ЕГЭ – для старательных заурядностей. Но что это за гении такие, которые не набирают шестидесяти баллов? Как мама выпускницы этого года, могу утверждать со всей определённостью: 60 баллов – это, выражаясь по-молодёжному, «ни о чём». Попросту говоря, это очень-очень-очень слабая подготовка.

Эти граждане, будь всё организовано разумно, вообще в вуз-то идти не должны: они не имеют никаких предпосылок для получения высшего образования - ни знаний, ни умения учиться. Из-за них уровень преподавания прогрессивно снижается: преподаватель всегда ориентируется на самого слабого ученика в данной аудитории. Сколько-нибудь внятные представления о предмете – это 90 баллов и выше. Такие ученики что-то знают и, главное, имеют опыт приобретения знаний, какой-то дисциплины, прилежания и т.п.

Мне лично кажется, что раз уж мы втравились в ЕГЭ – на нём и надо сосредоточиться. Совершенствовать его, может, добавлять туда заданий «олимпиадного уровня», как выражаются учителя, улучшать систему подготовки. В общем, вести дело к тому, что ЕГЭ – это всерьёз и надолго.

А что делать с олимпиадами? А ничего не делать! Просто не учитывать олимпиадные достижения. Никто не будет в них участвовать? Ну и пусть не участвуют – меньше суеты будет. Как же юные гении будут демонстрировать свою гениальность? Да точно так же, как прежде: я же не предлагаю отменить олимпиады. Только тогда будет ясно, кто в них участвует, так сказать, по любви, а кто – корыстно. Победителей будут прославлять, может быть, дарить подарки, посылать в какие-нибудь ценные бесплатные поездки, а вуз – это другая песня, это по ЕГЭ.

В конце концов, вузу нужны люди, обладающие базовыми знаниями для получения высшего образования, больше ничего. Гении, или там народные таланты, которые этими знаниями не обладают, для вуза – обуза. Пусть выучит, сдаст ЕГЭ и приходит. То, что я говорю, очевидно, не относится к каким-то особенным творческим вузам. Но там и так есть свой собственный экзамен по творчеству, так что и беспокоиться не о чем.

Насчёт внутреннего экзамена, проводимого вузом (т.н. ДВИ) у меня нет определённого мнения. Моя дочка сдавала его в МГУ: ничего особенного, всё в рамках программы. Вероятно, в таком «дефицитном» вузе, как МГУ, преподаватели хотят в первом приближении познакомиться с будущими студентами. Кстати, дочка считает, что всё было честно и прозрачно. Но нужно ли это – не знаю.

Безусловно, надо отменить нелепости вроде значка ГТО или участия в волонтёрстве. Причём тут волонтёрство? Предметы учить надо.

Ещё важно вот что. Вернее не «ещё», а первостепенно. Учиться в вузах должно быть трудно. Сегодня – легко. Исключения есть, но их мало. И в наше время было легко. Поступив, человек обычно вуз заканчивает, сколь бы мало и дурно он ни учился. Выгоняют крайне редко и обычно просто по причине «утраты связи с организацией», как было когда-то написано в уставе ВЛКСМ (отвлёкся, перестал ходить на занятия), а не академической неуспешности.

Если же учиться будет трудно, если к студиозусу будут предъявляться не игрушечные требования – тогда он ещё подумает, а стОит ли ему идти в вуз, где работают, а не длят счастливое детство. Но для того, чтобы это было реализовано, нужно прежде закрыть все эти частные лавочки по выписке дипломов и сбора денег с населения. Их нельзя закрыть, потому что они частные? Тогда отменить у них «диплом государственного образца» и перевести в статус народного университета культуры – тогда они закроются сами по себе. Не закроются? Ну и отлично! Разве не нужны нам народные университеты культуры по всем отраслям знания?

Поступление в вуз по результатам ЕГЭ, и только ЕГЭ – это просто, логично, понятно и уменьшает общую суету вокруг этого дела. Параллельная – олимпиадная – система только усложняет процесс. В крайнем случае, должна учитываться одна (!!!) олимпиада – всероссийская, но мне кажется, что и это – лишнее.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments

Recent Posts from This Journal

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…