domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

Homo всё-таки faber

Как ни доказывает жизнь, что производить у нас в России - гиблое дело, как ни гнобят бедолагу-производителя, а народ всё-таки производит. Это неистребимо, как стремление петь, или сочинять, или танцевать. Или, к примеру, писать посты в ЖЖ. Производитель в нашей (и, между прочим, не только в нашей) экономике - последний человек. Главный - торговец, ещё главнее - финансист, тот вовсе деньги из денег делает. А производитель - зависимый, гонимый, ан - жив!

На днях были с дочкой в Третьяковской галерее, потом по прямой доехали дометро Новогиреево, где должны были сесть в машину, чтоб ехать к себе в деревню. Дочка натёрла ногу, а тут подвернулся в Новогирееве магазинчик, расположенный в хрущёвской девятиэтажке, под нефантазийным названием "Обувь". Зашли. Оказалось: фирменный магазин какой-то орловской фабрики. Вполне приличная обувь по приличной цене: две тысячи с чем-то. Мягкая, кожаная, на пружинистой подошве. Не гламур, но нормальная, народная, повседневная обувь достойного качества. Купили девчонке две пары.
В той же девятиэтажке обнаружила магазинчик разных необычных вещей, не помню название. Там нашли наш российский шампунь на базе плаценты. Купила - попробовала - прилично.

Люди хотят производить, создавать, выдумывать что-то. Это вообще свойственно человеку, это проявление его творческого начала. А творчество роднит человека с Богом, с Демиургом, Творцом.

Но производство в современной экономической реальности ощущается, как какая-то художественная самодеятельность, "два притопа-два прихлопа" в жэковском клубе. Вроде как я иногда что-нибудь ненароком свяжу или сошью. Так просто - хочется иногда руками пошевелить. Да, дочка мои изделия носит, т.е. всё это не вполне бесполезно, но нужды в этом нет: пошёл и купил. Так и любое российское производство: молодцы, конечно, но проще тот же шампунь купить. Большие мировые марки уже давно наладились разливать в России, так что чего гоношиться-то?

Передовые страны, когда там проходила индустриализация не имели соблазна где-то это всё купить. Того, что делала промышленность, просто физически нигде не было: его надо было изготовить.
Так было в XIX веке во времена классической индустриализации. Даже и в странах второго эшелона индустриализации была такая же история.

В 90-х годах я работала в итальянской фирме, много бывала в Италии и обросла там знакомыми. Дело было в Венето, это северо-восток Италии, Адриатическое побережье. Мне рассказывыали пожилые люди, каково там жилось после войны. Население крестьянское, бедность, народ уезжает за границу от безземелья и бескормицы. Маршак, между прочим, перевёл стихотворение Джанни Родари, автора Чиполлино, про крестьяна, уезжающего в эмиграцию: "Не тяжёл он чемодан-то у бедняги-эмигранта..." Это играло на руку нашей тогдашней советской пропаганде, педалирующей ужасы капитализма, поэтому стишок часто воспроизводился в детских книжках, откудя я его и запомнила. А вот бывая в Венето, задним числом поняла его исторический контекст.
Так вот после войны начались в этой нищей местности маленькие производства, полуремесленные, семейные. Требовалось ВСЁ: одежда, обувь, бытовая утварь, осветительные приборы, розетки-выключатели, мебель. И взять это было неоткуда: во-первых не было денег, а во-вторых не было этих предметов в принципе. Физически не было. Это сейчас трудно представить, но так было. Приобрести нужное можно было единственным путём - произвести. И это начали делать. На мириадах семейных предрприятий. В этой зоне Италии, в отличие от северо-запада (Милан, Турин), до сих пор промышленность мелко-средняя.

Итальянцы - народ одарённый. Среди них много хороших техников и дизайнеров, изобретателей и просто выдумщиков, весёлых торговцев с лёгким налётом жуликоватости. Им нравится не мрачно вкалывать от звонка до звонка, а работать весело, находчиво и с фантазией, уповая на фортуну и собственную оборотистость. Вот именно тогда-то и была заложена основа того самого italian style, с которым сегодня все так носятся. Да, народ талантливый, изобретательный, работящий, к тому же непьющий - это, конечно, сыграло свою роль. Но главное - вещей физически не было. Была реальная, не выдуманная потребность.

У нас во времена сталинской индустриализации был объявлен (по факту) режим автаркии: ставилась задача достичь полного внутреннего самообеспечения. Заграница, куда можно было поехатьи купить, словно бы не существовала. Страна была поставлена в такое положение, что необходимых вещей будто бы не существовало в природе. Их можно было достать одним путём - произвести. И - производили, и было реальное развтитие. Изобреталась, проектировалась, выпускалась новая техника. Тогда товары народного потребления были в загоне, на них просто не хватало ресурса, но дело не в этом.

Речь о самом принципе: когда вещей нет, их производят. Когда их можно где-то купить и не париться - именно так и поступают. То есть покупают и не парятся. Потому что торговля как бизнес неизмеримо проще производства. А не делать - проще, чем делать.

Ползучий отказ от собственного производства начался при Брежневе, когда завелись нефтедоллары. Но это было ещё как-то застенчиво со страхом божьим: покупали целые заводы за границей (Жигули, например, купили у ФИАТа), ноу-хау там всякие. Помнится перед самой Перестройкой я недолго служила во Внешторге. Так там прямо теорию изобрели: это-де новаторская терденция во внешней торговле - покупать не вещи, а целостные производственные комплексы или ноу-хау.

Такая "модернизация" тишком включила механизм отката назад и потери технических навыков. Потому что как отдельный человек, так и народ идёт вперёд, если он нечто делает САМ. А если это сделал кто-то, а он пользуется - его технические навыки, его сновровистость и смекалка усовершенствуются не более, чем, например, мои при покупке усовершенствованной модели стиральной машинки. Ни на йоту они не усовершенствоуются. Собственно, так происходит не только с техническими, но и со всеми на свете жизненными навыками. Ещё древние римляне говорили: "Fames - ars maestra" - "Голодуха - учительница умения", "голь на выдумки хитра", если по-нашему.

Ну а когда сделалась Перестройка и открыли границы и стало можно покупать всё и везде - тогда и произошёл коллапс. Производить стало просто не нужным, лишним. Докучным. Производят лохи или совки, что одно и то же. И этот поворот произошёл в умах ещё в брежевскую эпоху, а на поверхность вышел, воплотился в физическую реальность, когда "всё стало можно". Потому что все изменения происходят сначала в умах, а только потом - в жизни, а вовсе не наоборот, как учил школярский "истмат".

В результате произошёл грандиозный откат. Весь наш народ утратил качество. Квалификацию. Умение. Из народа учёных, инженеров и индустриальных рабочих мы превратились в народ мерчандайзеров, дизайнеров, брокеров и нерасчленённого и неквалифицированного low class' a. Ну и, конечно, омерзительной чиновничьей саранчи.
Ведь навыки промышленного труда - это качество народа. Это его, если угодно, "высшее образование" (не путать с процентом одипломленных в населении - это к делу не относится, это как раз скорее знак упадка). Никакая "экономика знаний" невозможна, если народ не владеет навыками индустриального труда. Это как изучать высшую математику, не освоив таблицу умножения. Как строить дом без фундамента.

Идиотские постиндустриальные конвульсии и детсадовские фантазии об экономике знаний - чушь собачья, в которую не верят даже её записные глашатаи (а они, вероятно, в первую очередь не верят). Может, разве что верят некоторые из ребятишек, которые собравшись толпой на Селигере, орут хором: "Э-э-э-ы-ы-ы!", да и эти вряд ли верят.

Могла ли история повернуться по-другому? Могла. Всё на свете могло было бы произойти по-другому - и в личной, и в народной жизни. Я не верю в глубокомысленный афоризм: "История не имеет сослагательного наклонения": из любой точки пространства-времени ведёт неисчислимое множество дорог и тропинок. То, что реализовалось, - лишь одна из бесчисленных возможностей.

Так вот нашему народу, чтобы развиваться, чтобы умнеть, наращивать смышлёность и умелость - нужно было не открываться Западу, а сделать ровно противопооложное - от него отгородиться. Нужна была именно политика автаркии. Железный занавес.

Да, народная экономическая инициатива была нужна. Она нужна и сегодня, и всегда. И возникновение кооперативов, а по сути мелких частных предприятий было делом полезным и назревшим. Но народную инициативу нужно было канализовать, пустить в труд, а не в торговлю и в махинации. Разумеется, торговля необходима как система доведения произведённого до потребителя. Выстроить сбытовую сеть - дело сложное и почётное - знаю это на собственном опыте. Но прежде надо произвести, а не купить на Западе или Востоке.

Зачем изобретать велосипед, делать то, что кто-то уже наладился делать лучше? Всё равно лучше, чем в Германии (Италии, Китае, Гнконге) не сделаешь?

Такие мысли - знак глубокого упадка сознания и ослабления духа. Пораженческие мысли. С такими мыслями народ сдаётся любому противнику без единого выстрела. Собственно именно так и произошло: мы, если не с радостью, то с облегчением, сдались нашим геополитическим противникам, нас как-то под сурдинку расчленили, что мы и празднуем 12 июня.

Зачем производить, когда кто-то..., когда где-то..., когда проще...? Словом, зачем делать что-то, что другие делают сновровистей, чем ты, а ты это так-сяк можешь купить?

А зачем писать новые книги, когда старые читать-не перечитать? Зачем рисовать картины, зачем вообще становиться художником, если лучше Рафаэля (Рембрандта, Репина) не нарисуешь? А зачем вообще жить - ведь столько народу жило и живёт. Может, уж лучше сразу - на кладбище. И суеты меньше. Собственно, так и происходит: на место русских, которым жить не особо охота приходят те, кому очень даже охота.

Производить - значит жить. И не только в смысле практической потребности в вещах, еде и т.п. Человек стал человеком, когда стал производить. И перестаёт им быть, когда производить перестаёт. Фантазии о нано-технологиях - это типичные мечты русского человека о "бархатных костюмах в будущем, не имея в настоящем даже пары приличных штанов" (Горький).
К счастью, стремление производить - неистребимо. И кто-то пытается это делать. Каждый случай вселяет осторожный оптимизм.

Только вот начальство действует способом обратным необходимому. Если нас наконец примут в ВТО - это будет конец даже слабому шевелению российского производителя. А дело, похоже, к тому идёт. И опять будет восторг от приёма нас, сиволапых, в клуб избранных. Может, визы будут выдавать всем подряд - тогда уж совсем счастье будет...
Subscribe

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…