domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

ЗАКРЫЛИ ПОЛОВИНУ ВУЗОВ!

Газета «Коммерсантъ» извещает: с 2014 по 2017 год количество вузов и филиалов в России сократилось на 1097 (с 2268 до 1171, данные на январь 2018 года). С 2014 по 2017 год по итогам проверок возбуждено 2850 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций, которые были оштрафованы на общую сумму 48,3 млн руб.

Иными словами, в России прикрыта практически половина образовательных богаделен, которые размножились, как сорняки без хозяйского пригляда, после торжества демократии и прав человека. Теперь наиболее одиозные экземпляры прикрывают.

Цель – «завершить очистку высшего образования от вузов и филиалов, которые не дают качественного образования», так гласит документ Минобразования, на который ссылается «Коммерсантъ».

Мне это очень приятно узнать: уж лет десять я пишу о том, насколько разрушителен процесс поголовного «одипломливания» населения. Когда-то я, помнится, предлагала чохом закрыть все заведения, которые торопливо наклепали с 91-го года. Но, видимо, это было бы неполиткорректно, и пошли бюрократическим путём проверок, отзывов лицензий и т.д. Ну что ж, был бы результат. Давно пора закрывать все эти самоделочные заведения, имеющие целью продажу дипломов населению с пятилетней рассрочкой. Их существование не просто бесполезно – вредно. Оно отвлекает молодёжь от получения полезных навыков и внушает многим ложный взгляд на себя. Уже сегодня мы находимся на первом месте в мире по охвату населения 25-64 лет высшим образованием, согласно рейтингу Организации по сотрудничеству и развитию. У нас таких граждан 53,5%. В вузы поступает 94% выпускников средней школы. При этом общая умелость и трудовая квалификация народа неуклонно падает.

Так что мало ещё вузов закрыли! Правда, надо не только закрывать, но и открывать. Техникумы и ПТУ, куда и должна поступать основная масса выпускников 9-го класса. Мне кажется, мысль о благотворности среднего специального образования начала просачиваться в массы, и впереди идут сами выпускники. Только вот не хватает техникумов и ПТУ.

Что касается вузов, то они, безусловно, должны быть качественными. А некачественные – не нужны, тут Министерство право, не согласиться невозможно. И преподаватели должны быть уважаемыми и высокооплачиваемыми людьми. Если вузов будет мало – денег на профессорскую зарплату найти будет легче. И, соответственно, преподавание в вузе и научная работа окажутся привлекательным делом и желанной карьерой. Звание профессора снова должно стать почётнейшим.

И вот что ещё надо осознать. Борьба против некачественного образования – это не то же самое, что борьба, положим, против продажи некачественной картошки. Продавцов плохой картошки надо выявлять, штрафовать, закрывать, в конце концов, их магазины. И тогда покупатели будут получать только качественную картошку, которая снабдит их надлежащими углеводами, крахмалом, витаминами и всем, что содержит «правильная» картошка.

С образованием дело обстоит сложнее. Образование, хоть и считается у нас услугой, - дело более сложное. Процесс образования – двусторонний, и ученик – это активный, быть может, главнейший элемент системы. Это не просто птенец, сидящий в гнезде и разевающий клюв, – он должен обладать способностью получать образование. Не случайно, видно, родилось старинное студенческое присловье: «Ему давали хорошее образование, но он его не взял». Чтобы получить образование, надо изначально обладать определённой подготовкой, трудолюбием, привычкой учиться (оставим в стороне способности). Так вот, в большинство вузов, даже и тех, к которым нет никаких претензий у начальства, попадают студенты, которые просто не способны «взять» качественное образование. Преподавай у них хоть Ломоносов с Менделеевым – всё будет не в коня корм, потому что у них нет изначальной школьной подготовки и привычки к систематическому учению.

Откуда я это знаю? Этим летом моя дочка поступала в вуз, сдавала ЕГЭ и всё прочее. И я, наблюдая этот процесс, с хрустальной ясностью поняла простую вещь: школьник, сдавший ЕГЭ на 90+ (лучше 95+), подготовлен прилично и способен поступить в ведущие вузы и там успешно учиться. Меньше 90 – знания слабоватые, а меньше 80 – это забубённые троечники. Учи их хоть Гегель с Резерфордом – образование они «не возьмут». И не надо пенять на ЕГЭ как таковой – лучше посмотреть, на сколько баллов сдан этот всеми обруганный тест. А ведь в массовом вузе принимают с баллами слегка за 70 – это очень-очень слабая подготовка. И преподаватель, как бы прекрасен он ни был, вынужден подлаживаться под уровень своих студентов.

Можно ли помочь делу? Мне кажется, нужно идти по пути дальнейшего закрытия вузов. Студенческих мест должно быть радикально меньше, чем теперь (до 20% от количества выпускников школ), тогда их займут более качественные абитуриенты. Им можно преподавать на более высоком уровне и с них серьёзно спрашивать.

«Лучше меньше да лучше» - этот ленинский принцип применим ко многим сферам жизни, и к высшему образованию – в первую очередь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →