То есть как нет? Даже сам президент признаёт: есть. В газетах пишут, по телевизору показывают эту самую коррупцию - а вы:нет. Да каждый гражданин знает: взятки берут повсюду, без подмазки шагу ступить нельзя - вот вам и коррупция.
Да, взятки берут.
А коррупции нет.
Это в Италии коррупция пополам с героическим судьёй Ди Пьетро и операцией "Чистые руки". А у нас - никакой коррупции, и нечего примазываться к загранице.
Что такое коррупция?
Буквально значит - "порча". Порча чего? Государственного аппарата. То есть был вроде как здоровый аппарат, но испортился. Сильно испортился или чуть-чуть - не суть важно. Всякая порча - это отклонение от правильного функционирования какого-то аппарата - хоть технического, хоть государственного. Ошибка иными словами. Сбой. Нарушение. Вроде нарушения ПДД: повернул где не положено или на красный свет проехал. Нарушил, одним словом. Вот и чиновник тоже иной раз может корыстно нарушить, от чего в госслужбе может возникнуть сбой. Вот такой сбой в работе государственного аппарата и называется коррупцией.
Теперь представим такую картинку. Вы приезжаете в какое-нибудь островное государство, на Кипр, положим, и видите леденящую кровь картину: нарушают все. Сто процентов. Все едут по встречной. Кошмар! Ужас! Погибель! Однако приглядевшись, вы кое-что смекаете. Они вовсе не нарушают: у них так положено. У них просто правосторонее движение. Живут они так.
Ровно то же самое происходит и с нашей коррупцией! Если взятки берут все и везде, если "решение вопросов" - платное и по-другому не бывает - это значит... Правильно понимаете! Это значит приватизация госслужбы. На каждом рабочем месте создана маленькая или побольше частная лавочка, которая оказывает некие более или менее ценные услуги населению. И оно, население, покупает эти услуги, расплачиваясь звонкой монетой. У кого монет побольше - покупает много услуг и качественные, у кого поменее - соответственно и услуги пожиже. Что ж, в магазине и на рынке точно такая же история.
Собственно чиновники всё именно так и понимают. Никто не идёт на госслужбу ради своей официальной зарплаты (про идейные соображения просто смешно говорить, потому и не будем). Официальный оклад жалования - это нечто наподобие небольшой фиксированной зарплаты, которую иногда платят торговым агентам: эти деньги погоды не делают, главный заработок - процент с продаж. Так и у чиновников: главный заработок - оказание частных платных услуг населению.
Это плохо, ужасно, невозможно, постыдно, нетерпимо, это необходимо немедленно сломать! Это, наконец, невидано, ни в одной приличной стране... ну, знаете, что в подобных случаях говорят.
Но давайте посмотрим на ситуацию не моралистически, а исследовательски: как это устроено и работает? И почему оно сложилось именно так? Ведь у всего на свете есть какая-то причина, верно?
Известен ли в истории государственный аппарат, действующий на частной основе? Конечно, известен. В Средневековье это было заурядным делом, самым обыкновенным. И в России это было. В истории такая приватизация госслужбы называется "система кормления". Центральная власть была слаба, содержать аппарат на местах и контролировать его работу - руки не доходили, не было сил и средств. И вот великий князь посылал воеводу "на кормление" в какую-то местность. Там государев министр ("министр" по-латински и значило "посланец") так-сяк наводил порядок, представлял интересы престола, а за труды собирал с подведомственного населения сколько мог выколотить. И это работало! Со скрипом, со стонами, но телега ехала вперёд. Вполне возможно, по-другому просто было невозможно. Обыватели прямо платили чиновникам за отправление государственных обязанностей. Отсюда разные пословицы и присловья типа "Подъячий любит калач горячий".
Мне запомнился народный рисунок, помещенный в учебнике истории Средних веков для 6-го класса, по которому я когда-то училась. Там были изображены средневековые обыватели, которые несут взятки судье: бочонок мёду, кульки с чем-то съесным. Составители учебника, наверное, хотели показать, как угнетались народные массы при феодализме, но на самом деле такое приношение тогда воспринималось как совершенно нормальное. Судью содержало население, находящееся в его юрисдикции.
Недаром в русском языке было два термина, обозначающего сбор денег с населения за исполнение государственных функций: "мздоимство" и "лихоимство". Мздоимство - не грех, это нормальная плата за услугу, а вот лихоимство - это уже превышение разумной и освящённой обычаем платы. "Не по чину берёшь", - говорил гоголевский градоначальник. Вот это и есть лихоимство.
Хорошо ли это работало? Наверное, не очень. Потому и было впоследствии, когда центральная власть укрепилась, заменено другой системой: с населения власть собирает налоги и на них уже содержит аппарат. Но для такого порядка вещей нужна сильная центральная власть. И не только. Это вообще некий новый исторический этап.
Что у нас сегодня? У нас крайне слабая центральная власть. Наверху у нас - добрая бабушка, которая искренне хочет, как лучше. Она постоянно рассказывет, как нужно правильно жить и работать, раздаёт направо-налево разные "поручения", но никто в это всерьёз не верит. Заставить внуков делать так, как она хочет - бабушка не в состоянии. На то она и бабушка: сил нет, здоровье не то.
Слабая, не уверенная в себе, центральная власть фактически возрождает систему кормления. Вернее не так. Никто её сознательно не возраждал. Никто не принимал решения: "Возродить систему кормления!". Вполне возможно, и слова-то такого никто не помнит. И то сказать, историю государства и права проходят на первом курсе юрфаков, а когда тот первый курс был-то... К тому же этот поуучительный предмет у студентов считается лишним и пустячным. Система кормлений возрождается сама. По причине слабости центральной власти.
Центральная власть фактически отдаёт процесс управления на откуп местной чиновничьей шушере - вот смысл того, что происходит.
За это они должны так-сяк поддерживать какой-то минимальный порядок. И он поддерживается. Криво-косо, но поддерживается. По улицам ходить всё-таки можно: тебя не убьют и не ограбят средь бела дня. За это спасибо милиции. Не будь её совсем - грабили бы. Движение как-то регулируется: не будь ГИБДД - было бы ещё хуже. И скорая помощь не всегда вгоняет людей в гроб, а иногда и помогает. Школа плохо, но ведь учит же! Всё это суть государственные услуги, за которые мы платим из своего кармана непосредствнным подателям этих благ.
Эта система стоит крепко. Комариные укусы вроде облав на гаишников или там на оборотней в погонах (кстати, где они? какова из судьба?) - ей нипочём. Народ систему принял, приспособился к ней, обвыкся, обтёрся, что бы там ни болтали народолюбивые "шелкопёры-либералы" (выражение того же городничего).
Она, система кормления, - легитимна, если употреблять слово "легитимный" не в смысле "законный", как это принято в наших не шибко грамотных СМИ, а в исконнном значении. Так вот исконное значение слова "легитимный" - это "соответстующий народному правосознанию, господствующему представлению, как оно должно быть". Эта система народом принята и освоена. Народ умеет ею пользоваться. Взамен он всенародно уклоняется от уплаты налогов. И, в общем, прав: либо то, либо это.
В последнем АиФ длинная статья, как народ стонет от коррупции. Вестимо стонет. Он уж тысячу лет стонет: "Покажи мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стронал".
Стонет-стонет, а "вопросы решает". Сунул гаишнику - и поехал. Сунул училке - и в порядке. Ну, это на низовом, базовом, так сказать, уровне.
Повыше - своя песня. "Бизнес стонет от всевластия чиновников!" Да не смешите вы, господа писатели! Бизнес имеет ОДНУ, ровно одну проблему - отсутствие денег.
Как следствие отсутствия продаж.
Если у тебя есть продажи, у тебя есть деньги. А есть деньги, ты можешь купить - всё. Любые товары и услуги. В том числе и услуги чиновников. Откуп от любых проверок - не дороже денег. Можно на абонементное обслуживание у проверяльщиков встать - это уж как кому удобнее. Чиновники они тоже клиенториентированные, опять же свою выгоду блюдут: разорить клиента им не с руки.
Это знают все. И все этим пользуются. И хотят продолжать пользоваться. Конечно, хотелось бы платить меньше. А вам на Выхинском или Алтуфьевском рынке не хотелось бы платить меньше за картошку и огурцы? Вот именно.
За приватную плату чиновникам по факту разрешается сильно недоплачивать официальные налоги. Их и недоплачивают. Вернее их платят в карман "слугам государевым".
Это грязно, мерзко, аморально. Совершенно верно! С какой стати попадают в карман чиновников деньги, предназначенные сиротам и вдовам? Совершенно с вами согласна!
Но, как заметил ещё в позапрошлом веке мудрый Густав Лебон, "Народы не властны в своих учреждениях".
Глубокая мысль! "Учреждениями" в старину называли не конторы, как сегодня, а государственно-правовые институты. Государственную структруру нельзя вот так взять и устроить по уму. Она имеет что-то общее с природными явлениями: они вырастают на почве народной жизни, они - плоды его истории, они - эманация народной души.
Что же, наши мерзкие чиновники-коррупционеры - эманация народной души? К сожалению, да. Взяткодатели и взяткополучатели - это неразрывный симбиоз, это близнецы-братья, один без другого невозможен. К тому же всем пылающим высоким гражданским негодованием дерзаю напомнить: мерзкие чиновники - это наши соплеменники. Они учились с нами в школе, они жили и живут в нашем дворе (если ещё не наскребли на особняк), они учились с вашим сыном на факультете государственного и муниципального управления (очень популярная специальность среди абитуриентов и их родителей). Так вот они - это мы. Только слегка пошустрее.
Можно переломить ситуацию и сделать государственные услуги бесплатными для населения, т.е., выражаясь на привычном языке наших СМИ, "искоренить коррупцию". Да, в принципе можно. Говорят, при Сталине взяток не брали. Ну так ему пришлось расстрелять несколько генераций своих чиновников прежде чем он создал добросовестный и дееспособный государственный аппарат.
Да, без массовых расстрелов чиновников ничего не выйдет. В Китае что - из природной кровожадности что ли расстреливают? Нет. Расстреливают потому, что по-другому не получается. Надо именно расстреливать. притом в убедительных количествах, чтоб поняли, что это всерьёз. При этом неободимо лишать родственников прав состояния. Если проштрафившегося чиновника расстреляли - всё: родня лишается имущества и, главное, прав, жизненных перспектив. Потому что угроза увольнения от должности действует совершенно противоположным образом. Если есть всего лишь угроза лишиться должности - чиновник стремится поскорее "набраться", пока не отогнали от кормушки. Что и происходит сегодня в России.
Вас это шокирует? Это ужасно, невозможно, море крови, детки плачут, мировое сообщество возмущается. Ну тогда будем жить, как жили. Как, собственно, и живём.
Лично я очень мало кровожадна. Мне в моей компании даже бездельника уволить жалко, терплю всегда до последнего, воспитательную работу какую-то проводить пытаюсь. Куда, думаю, он пойдёт, такой никчёмный? Но в государственной жизни и вообще в любом большом деле прежде всего требуется прямой взгляд на вещи. Если мы хотим достичь вот этого - нужны такие-то меры. Мы готовы их принять? Тогда - делаем и доводим дело до конца. Не готовы? Тогда перестаём об этом думатьи говорить. Всё на свете имеет всою цену. В том числе и перестройка государственной системы. Важно понять: речь не об искоренении отдельных, хотя бы и многочисленных, недостатков. Речь о принципиальном изменении системы. в самых основах. оно нам нужно? Похоже, что нет.