?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
ЧЕМ БЫЛА ХОРОША СОВЕТСКАЯ ШКОЛА?
рысь
domestic_lynx
«Я абсолютно согласна, что советское образование было одним из лучших. И оно опиралось на российские традиции образования», - сказала Ольга Васильева при вступлении в должность министра образования, выразив господствующий в обществе взгляд. Взгляд состоит в том, что советское образование было замечательно прекрасным, не чета нынешнему. А вот в чём был секрет – никто не объясняет.

Я лично училась в советской школе и в престижном московском вузе в брежневскую пору, вот мне и хочется вспомнить, как было дело.

Как-то особенно учили? Ровно ничего особенного. Были хорошие учителя, а были средние, были плохие. Точно, как сегодня.

Советские педагоги были замечательно образованны? И этого не было. Учительницы начальных классов были выпускницами педучилищ, куда поступали после 8-го класса; в пединституте тогда учились 4 года. Были и укороченные, т.н. учительские, институты, не дававшие высшего образования, но дававшие право преподавать с 5-го по 8-й класс, впрочем, в моё время они сошли на нет.

Учебники были получше нынешних, поскольку их не меняли каждый год и писались они серьёзными учёными и педагогами, а не безвестными импровизаторами, как это бывало в школьную пору моего сына в 90-х.

Советские школы были гораздо беднее нынешних. Сейчас говорят о недопустимости второй смены, а четыре смены – как вам? У нас в Егорьевске в 60-х годах именно так и было. И 42 человека в классе.

Так в чём тогда секрет?

Было несравненно более серьёзное отношение к делу у учеников и у учителей. Антисоветски настроенные мемуаристы пишут: всё там держалось на страхе. Нет! Вернее, не совсем так. Был, скорее, не страх, а ощущение чего-то чрезвычайно важного, ответственного, почти священнодействия. Взрослые ходят на работу, где делают важное, а мы, дети, учимся, чтобы потом работать, и это тоже очень важно и серьёзно. «Ребята с первых школьных дней должны учиться лучше / на радость Родине своей, прекрасной и могучей», - эти слова были в нашей «Родной речи» за второй, кажется, класс, и они выражали подлинное ощущение. Вообще, в жизни (а не только в школе) тогда господствовал тон серьёзности, ответственности, взрослости.

Если б сегодня в какой-нибудь школе завелась такая учительница, как была в нас в первом классе, её б немедленно выгнали из школы, а то и в тюрягу бы закатали по ч.1 ст.156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательной организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ним).

Вот представьте себе: когда мы выучили все буквы, нам велели ежедневно писать весь алфавит – заглавные и строчные буквы – и это после полновесного задания. Писать требовалось каллиграфически, макательной ручкой. Орфографический словарь (длинненькая такая самодельная тетрадочка, в которую мы записывали слова) требовалось учить на-и-зусть! Т.е. мы выучивали наизусть бессмысленную последовательность слов – много страниц. Вызывали к доске декламировать: «Ма-ши-на -А, И» (имелось в виду, что эти буквы вызывают затруднение при письме). И никто не вякал. Родители это дело уважали. Вернее, так: они априори уважали всё происходящее в школе, а в детали не входили.

Размываться этот стиль начал на рубеже 60-х-70-х, а дальше пошло-поехало. Сегодня он замещён тоном прикола, иронии, необязательности, пофигизма. Я лично наблюдала, как происходило это размывание на протяжении моего школьного десятилетия. Вообще, все уродства наших дней были заложены в эпоху брежневского застоя.

К концу моего обучения в вузе утвердилось представление: главное не как учишься, а как в жизни устроишься. Всё зависит от связей, от «толстой волосатой руки», а не от твоих убогих усилий. И всё стало необязательным: красиво писать, учить стихи наизусть, знать даты на память, рисовать контурные карты... Тут кстати пришлось модное словцо «стресс», которым все стали пугать друг друга. Уже невозможно было представить экзамены в каждом классе, как в 50-е годы. В те годы образование было зримым и доступным каждому социальным лифтом. Хорошо учишься в школе — получишь высшее образование — станешь инженером, в перспективе каким-нибудь начальником. В 70-х рядовой инженер зарабатывал меньше рабочего, не говоря уж о работниках сферы обслуживания, продавцах и т.п. Так чего ж напрягаться?

Сегодня никто и не напрягается. Небольшой процент выпускников, ориентированных на лучшие вузы, учится всерьёз, остальные – как придётся.

Сегодня больше всего на свете боятся ребёнка потревожить и чем-нибудь затруднить. Ругать строго запрещено. По нынешней педагогической парадигме — надо постоянно хвалить, поощрять, внедрять в умы "позитив", поднимать самооценку и ни в коем случае не "грузить". Ничем.

Можно ли изменить положение?

Можно. Нужно только твёрдо уяснить: улучшить образование, воздействуя только на образование – нельзя. Когда перед обществом возникнут подлинные задачи, когда по-настоящему, а не разговорно потребуются подлинные знания, школа – подстроится. И сумеет выпустить нужное количество годных к делу людей. Было бы дело...

Преимущество советской школы было в ЕДИНООБРАЗНОСТИ ("я знаю, какую страницу перевернули ученики 6-го класса на истории во всех школах страны"). И в том, что стандартный учебник мог для неглупого ученика компенсировать убогость конкретного педагога.

...Ну и самостоятельно образовываться никто не мешал. Читать дополнительный материал. Не было АЖИОТАЖА. "Поступит - не поступит".

А всякие спецшколы были, как правило, не для образования как такового, а для обрастания нужными связями смолоду ("пятидесятисемиты").

Edited at 2018-09-02 01:32 pm (UTC)

Ну, на счёт «всяких» спец. школ не согласен. Я учился в математической спец. школе, и те задачки, которые ученики обычных школ решали на выпускном экзамене, мы решали в предпоследнем классе в качестве разминки перед действительно серьёзными задачами. Повтупив, я увидел уровень московских спец. школ, который от нашего отличался примерно на столько же. Другое дело, что ко второму-третьему курсу от этой разницы ничего не осталось, «а если похмелье одинаковое, то зачем платить больше?»...

×××Можно. Нужно только твёрдо уяснить: улучшить образование, воздействуя только на образование – нельзя.

Безусловно. Образование - оно для чего-то, а не само по себе. Для "самого по себе" школа вообще не нужна - как она никогда не нужна была и мне. ДЛЯ ЭТОГО.

И, разумеется, надо хорошо устроиться, т.е. жить во взрослой жизни, а не "учиться на одни пятерки", "быть вундеркиндом" и проч.
Другое дело - КАК УСТРОИТЬСЯ и ЧТО ЭТО ВООБЩЕ ЗНАЧИТ - "устроиться". Можно и на шее у кого-то устроиться )))))) И даже всю жизнь прожить.

Edited at 2018-09-02 01:49 pm (UTC)

Анекдот в тему: - Вы уже устроились? - Нет, я ещё работаю.

Умный, ПРАВИЛЬНЫЙ пост.

Согласен со всем, кроме оптимизма в конце: "потребуются подлинные знания, школа – подстроится".
Очень сомневаюсь.
Пока господствует парадигма крапивинщины и сухомлизма (эта концепция вкратце изложена в третьем с конце абзаце. Плюс основа основ — ребёнок это ЛИЧНОСТЬ!!! заведомо равная взрослому. А то и куда лучше, чище etc. И спаси господь эту неповторимо-ранимую личность, драгоценное ОНОЖДИТЁ да ремнём по жопе!), школа не в состоянии ни обучать, ни воспитывать.
Ни при каких условиях.

+1
Ни школа, НИ РОДИТЕЛИ не в состоянии.

Edited at 2018-09-02 02:51 pm (UTC)

...Вот представьте себе: когда мы выучили все буквы, нам велели ежедневно писать весь алфавит – заглавные и строчные буквы – и это после полновесного задания. Писать требовалось каллиграфически, макательной ручкой. Орфографический словарь (длинненькая такая самодельная тетрадочка, в которую мы записывали слова) требовалось учить на-и-зусть! Т.е. мы выучивали наизусть бессмысленную последовательность слов – много страниц. Вызывали к доске декламировать: «Ма-ши-на -А, И» (имелось в виду, что эти буквы вызывают затруднение при письме)... - Местный вывих. Но и он ничтожен по сравнению с нынешним введением транскрипций.

Дико извиняюсь, но что такое "нынешнее введение транскрипций"? Почему нынешнее? В каком году Вы школу закончили, что в программе транскрипций не было?

Ругать строго запрещено.

А раньше вызвали папу в профком, накрутили хвост, премии лишили, а потом злой родитель ка-ак выпорет отпрыска солдатским ремнем и ... порядок.

А отпрыск в отместку за ремень начал мечтать о джинсах и жувачке. А отпрыск отпрыска о мерсе и Карибах. Аукнулся папане ремешок-то.

проблема в том, что, если задачи возникнут завтра, даже молниеносно подстроившаяся школа выпустит новых учеников только через 10 лет

Очень хорошее, верное наблюдение. Респект !

То, что по привычке называют советской школой, это обкорнанный вариант прусской гимназии, созданной в эпоху, когда впервые потребовалось массовое среднее, а потом и высшее образование. Грубо говоря, если вы построили завод, на котором будут работать (и приносить вам доход) 10 000 человек, вам потребуется 9000 грамотных рабочих умеющих читать инструкции и чертежи, способных научится обслуживать станки и работать на них, девятьсот техников которые будут руководить рабочими и сто инженеров которые будут разрабатывать и совершенствовать продукцию. Например паровозы. Или электродвигатели. И ни одного, НИ ОДНОГО человека способного думать своей головой. Потому что думающий рабочий, может додуматься до забастовки, а думающий инженер - до социалистической партии.
А как же сделать из здорового человеческого детеныша, существа имеющего огромный и универсальный потенциал, биоробота, тупую квалифицированную приставку к станку или кульману? Зубрежка, зубрежка и еще раз зубрежка. И пороть тех кто плохо зубрит. Теперь однако спрос на массовое производство биороботов ушел в прошлое. Школа в кризисе. Единственная функция которую она пока еще способна выполнять - полицейская. Дети сидят за партой и тем самым лишены возможности хулиганить на улицах.

И как оно, с думающими головами, сейчас на Западе?
Что там СЕЙЧАС готовят из "здоровых человеческих детенышей"? Куда девают их потенциал?

Про "полицейскую функцию" - это понятно.
Ясли, детсад, школы, вузы - это в первую очередь КАМЕРЫ ХРАНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА, пока родители деньги зарабатывают. (Или тратят, только в отсутствие детей.)

Edited at 2018-09-02 03:50 pm (UTC)

(no subject) (Anonymous) Expand
Вы напрасно думаете, что на детей сейчас в школе не орут и дебилами не называют. Еще как называют! Но и сами ученички стали вести себя гораздо наглее, вплоть до избиений учителей и съемки этого на телефон. Уровень подготовки учительских кадров неимоверно упал - учителя и даже вузовские преподаватели нередко пишут и говорят с ошибками. Так что общая деградация страны не могла не проявиться и в школах.

кроме ора, у учителя нет другой возможности воздействовать на ученика. Поэтому орут, а те быстро привыкают и не действует. Поэтому грузишь их всех, дефективных-коррекционных, куда подальше, назад, и работаешь с нормальными.

<И никто не вякал. Родители это дело УВАЖАЛИ. Вернее, так: они АПРИОРИ УВАЖАЛИ всё происходящее в школе, а в детали не входили.>
Вы это сказали, ВСЕ составляющие этой фразы очень уместны. Многие ли об этом говорят? Многие ли об этом вообще думают? Вспоминают ли об этом в яростных спорах об образовании?

И естественно, что вслед за этим, чуть ли не автоматически, у Вас появляется:
<Можно ли изменить положение? Можно. Нужно только твёрдо уяснить: улучшить образование, воздействуя ТОЛЬКО на образование – НЕЛЬЗЯ>.
Да, когда родители снова начнут "это дело АПРИОРИ УВАЖАТЬ", тогда "это дело" снова получит шансы. Каждый должен делать то, что дОлжно. И ребенок, и родитель, и учитель.

В СССР была цивилизация ДОЛГА. Где каждый должен - себе, соседу, государству, обществу.
В нынешней РФ - цивилизация ПРАВ. Где каждый имеет ПРАВО на что то.
А вот с долгами теперь хуже...

Какая изысканная похвала современности!..

>всё там держалось на страхе. Нет! Вернее, не совсем так. Был, скорее, не страх

Хохот в зале. Аплодисменты, переходящие в овации. Ляпнула, и тут же сама испугалась своей категоричности.

"Школа цвета черепа мертвого" - из стишка моего приятеля. Жаль, не помню, что там дальше было.

Сейчас, как и тогда, валом учителей, орущих на учеников и оскорбляющих их. В младших, естественно, классах, в старших страшно. При почти единодушном одобрямсе родителей, ведь с ними по-другому нельзя.

Ну и основной порок совковой школы никуда не делся - это тотальное бабье царство.

Отсутствие серьезности - это ведь не только в школе и не только у нас, это везде. Эпоха постмодерна. Ничего всерьез.
Так что совершенно непонятно что с этим глобально можно сделать.

Несмотря, на наше дремучее замкадье и классическое промышленное направление нашего городка, в нашей школе нас были достаточно сильные преподаватели. Часть из них прошла великую отечественную..

И у нас так было.