domestic_lynx

Category:

КЕРЧЕНСКИЙ СТРЕЛОК - ДИТЯ БЕЗДОРОЖЬЯ

Отчего это? Оттого что жизнь наша стала до невероятности уродлива, безумна и лжива...
К.П. Победоносцев

Все рассуждают о том, как же это  получилось, что простой парень взял ружьё и расстрелял своих соучеников.  Это ужасно, но, на мой взгляд, вовсе не так загадочно и необъяснимо, как принято считать. Таких случаев будет больше. Керченский стрелок - как выражались в XIX веке, «продукт среды». А ещё типичный представитель (как выражалась наша учительница литературы) современной молодёжи. Он сконцентрировал в себе то, что в скрытой форме есть почти во всех.

Современный молодой человек, вступающий в жизнь, не видит перед собой никакой определённой жизненной дороги. Сплошное бездорожье. Ему радостно возвещают, что так всё и должно быть, и это замечательно: ты можешь идти куда хочешь, всего достичь, завоевать, отведать. СМИ, современный Диавол,  наперебой показывают ему соблазны жизни:  авто, особняки, курорты, красотки – словом, жизнь-праздник. Если у тебя этого нет, ты вроде и не человек вовсе. Даже, может, лично тебе всего этого всего особо и не надо, но ведь хочется себя-то как-то уважать. А за что? За то, что ты хороший электрик? Нынче это не катит, смешно даже. И человек ощущает себя глубоко несчастным. Нищим. Убогим. Ненавидящим мир, который его поманил и обманул, глумливо посмеявшись над ним.  Сейчас огромное число вполне сытых, одетых, живущих в сносных квартирах людей ощущают себя нищими. Ведь нищета – это не совсем объективное явление – это ощущение острой нехватки. И человек убивает себя – негодного, негламурного, недостойного жизни. Убивает по-разному: кто порешительнее - прыгает с крыши, более робкий  убивает медленно – с помощью наркоты.  Ну, заодно  хорошо бы миру отомстить – как делают все эти «стрелки».

Я давно живу на свете и помню давнюю, патриархально-советскую жизнь.  Она радикально отличалась от жизни нынешней тем, что в ней не было бездорожья. Она давала выходящему из детства человеку дорогу, по которой он мог пойти и прийти к вполне удовлетворительному и уважаемому результату.

Как это работало? А вот так. В детстве я жила в подмосковном городке. Там всё было просто и предначертано: парни шли на станкозавод, девушки – на меланжевый комбинат. Кто поумнее – уезжали учиться в Москву в институты. Некоторые возвращались инженерами, врачами, учителями, другие – уезжали по распределению куда-то ещё. Можно было закончить техникум, можно было заочный машиностроительный институт (работая на заводе), это давало больше возможностей. И эта жизнь считалась - и ощущалась! – нормальной и желанной.  В кино шли фильмы про таких же простых ребят и девчат, а не показывали особняки знаменитостей. По радио звучала песня «Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок» - мы упорно считали, что это про нас написано: очень уж похоже.  Такая жизнь ощущалась правильной и даже единственно возможной. Человек был включён в плотную социальную ткань: коллектив во дворе, в школе, на работе, в армии. Может, для каких-то особо творческих натур это было утеснительно, но для среднего человека – в самый раз.  Он получал поддержку, одобрение (или неодобрение) своим действиям, уважение за успехи.  Причём успехи были понятны и достижимы: получить высшее образование – большой успех, приобрести мотоцикл с коляской – тоже нехило, для женщин – одёжка-обстановочка. Всё это  было возможно и доступно, а что не было доступно – того и не было в поле зрения. Сегодня  нет никакого коллектива – просто отдельные люди, волею случая  собравшиеся вместе. Каждый выстраивает свою карьеру как умеет. А умеет чаще всего – никак.

При этом бедолаге со всех сторон твердят об успехе, что ты-де всё можешь. Сам, один. Ты могучий и главный.  И у слабого человека складывается впечатление, что все приличные люди – уже там, в гламуре, один ты, негодный, ещё здесь.  Сегодня сформировалась подлинная религия успеха, полно брошюрок, американских и наших, про этот самый успех. Работают так называемые коучи – учителя успеха. Проводятся бессчётные семинары и тренинги – всё о нём, об успехе.  Вон и Ирина  Хакамада ездит по городам и весям, зарабатывая  лекциями об успехе. Худого в этих разговорах вроде и нет, кому-то и польза возможна, да вот беда: выдумать что-то, создать с нуля и на этом крепко заработать – могут единицы из единиц.  Большинство – по природе ведомые, им нужна проложенная тропинка. Американская статистика: из ста стартапов сохраняются к исходу первого года – хорошо если один. Остальные – загибаются. Это считается нормой: попробуй ещё раз. Тут требуется громадная сила воли и вера в себя, чтобы всякий раз подниматься, получив от судьбы по морде. У большинства такой воли нет. И тут он вспоминает о нашем фирменном национальном - о справедливости.  И открывает, что жизнь – несправедлива. А раз несправедлива – значит надо «творцу вернуть билет». И возвращает – прихватив кое-кого по дороге.

«Стрелки» - это дети бездорожья. Свободы.  Если жизнь не изменится – их будет больше. Мобилизационная экономика, новая индустриализация способны проложить новые тропинки.

Позвольте предложить вашему вниманию отрывок из статьи К.П. Победоносцева «Болезни нашего времени». Статья написана в 1901 г. Тогда распространилась своего рода психическая эпидемия – самоубийства. Новая свобода, новые вроде как возможности, чьи-то бурные взлёты, дутые репутации – всё это часто оказывается непосильным для простого маленького человека. Об этом и пишет Обер-прокурор Синода, которого принято было считать «реакционером», а на самом деле он был умным и прозорливым, далеко глядящим человеком.  Прочтите – не поленитесь: очень похоже на наши дни.

***

К.П. Победоносцев 

Болезни нашего времени (1901, отрывок)

Все недовольны в наше время, и от постоянного, хронического недовольства многие переходят в состояние хронического раздражения. Против чего они раздражены? - против судьбы своей, против правительства, против общественных порядков, против других людей, против всех и всего, кроме себя самих.

Мы все бываем недовольны, когда обманываемся в ожиданиях: это недовольство разочарования, приносимое жизнью на поворотах, сглаживается обыкновенно на других поворотах тою же жизнью. Это временная, преходящая болезнь, не то, что нынешнее недовольство - болезнь повальная, эпидемическая, которою заражено все новое поколение. Люди вырастают в чрезмерных ожиданиях, происходящих от чрезмерного самолюбия и чрезмерных, искусственно образовавшихся потребностей. Прежде было больше довольных и спокойных людей, потому что люди не столько ожидали от жизни, довольствовались малой, средней мерой, не спешили расширять судьбу свою и ее горизонты. Их сдерживало свое место, свое дело и сознание долга, соединенного с местом и делом. Глядя на других, широко живущих в свое удовольствие, маленькие люди думали: где нам? - и на этой невозможности успокаивались. Ныне эта невозможность стала возможностью, доступною воображению каждого. Всякий рядовой мечтает попасть в генералы фортуны, попасть не трудом, не службою, не исполнением дела и действительным отличием, но попасть случаем и внезапной наживой. Всякий успех в жизни стал казаться делом случая и удачи, и этою мыслью все возбуждены более или менее, точно азартною игрою и надеждой на выигрыш.

В экономической сфере преобладает система кредита. Кредит в наше время стал могущественным орудием для создания новых ценностей; но это средство сделалось доступно каждому, и при относительной легкости его употребления далеко не все создаваемые ценности получают действительное значение и служат для производительных целей: большею частью создаются ценности мнимые, дутые, для удовлетворения случайных и временных интересов, с расчетом на внезапное обогащение. Вследствие того успех каждого предприятия не в той мере, как бывало прежде, зависит от личной деятельности, от способности, энергии и знания предпринимателя: в общественной и экономической среде около дела образовалось великое множество невидимых течений, неуловимых случайностей, которых нельзя предвидеть и обойти. Каждому деятелю приходится вступать в борьбу не с тем или другим определенным затруднением, но с целою сетью затруднений, которыми дело со всех сторон обставлено. Расчеты путаются, потому что данные, с которыми необходимо считаться, ускользают от расчета. Отсюда - состояние неуверенности, тревоги и истомы, от которого все более или менее страдают. Всякая деятельность парализуется таким душевным состоянием, в котором деятель чувствует, что не в силах справиться с обстоятельствами, что воля его и разум бессильны перед окружающими его препятствиями. Энергия ослабевает, человек дела становится фаталистом и привыкает рассчитывать в успехе не на силу распоряжения и предвидения, но на слепой случай, на удачу. Вот одна из причин того пессимизма, которым заражены столь многие в наше время, и отчасти причина другой, общей болезни - практического материализма, - потребности чувственных наслаждений. Чувственные инстинкты возбуждаются с особенной силой в жизни, основанной на неверном и случайном, в тревожной и лихорадочной деятельности.

Те же явления заметны и в других сферах общественной деятельности. Повсюду ее орудием становится тот же кредит, повсюду создаются с удивительною быстротою и легкостью мнимые, дутые ценности, которые иным при благоприятных случайностях приносят фортуну, у других - рассыпаются в прах от столкновения с действительностью жизни. Примечательно, с какой легкостью ныне создаются репутации, проходится, или лучше сказать, обходится воспитательная дисциплина школы, получаются важные общественные должности, сопряженные со властью, раздаются знатные награды. Невежественный журнальный писака вдруг становится известным литератором и публицистом; посредственный стряпчий получает значение пресловутого оратора; шарлатан науки является ученым профессором; недоучившийся, неопытный юноша становится прокурором, судьею, правителем, составителем законодательных проектов; былинка, вчера только поднявшаяся из земли, становится на место крепкого дерева... Все это мнимые, дутые ценности, а они возникают у нас ежедневно во множестве на житейском рынке, и владельцы их носятся с ними точь-в-точь как биржевики со своими раздутыми акциями. Многие проживут с этими ценностями весь свой век, оставаясь в сущности пустыми, мелкими, бессильными, непроизводительными людьми. Но у многих эти ценности вскоре рассыпаются в прах, и владельцы оказываются несостоятельными. Между тем самолюбие успело раздуться до неестественных размеров, претензии и потребности разрослись не в меру, желания раздражены, а в решительные минуты, когда надобно действовать, не оказывается силы, нет ни разума, ни характера, ни знания. Отсюда множество нравственных банкротств, которые происходят в своем роде от тех же причин, как и банкротства в сфере экономической. Трудно исчислить, сколько гибнет сил в наше время от неправильного, уродливого, случайного их распределения, от неправильного обращения всяческих капиталов на нашем рынке. В результате являются люди молодые, но уже надломленные, искалеченные, разбитые жизнью. Иные не выносят тяготы своей и, подобно сосуду, неравномерно нагретому, лопаются: в нетерпении они оканчивают жизнь самоубийством, которое, по-видимому, недорого стоит человеку, когда он привык себя одного ставить центром своего бытия, мерить его материальной мерой, и чувствует, что мера эта ускользает от него, и расчеты его спутались. Другие бродят по свету, умножая собою число недовольных, раздраженных, возмущенных против жизни и общества: беда, если их накопится слишком много, и откроются им случаи выместить свою злобу и удовлетворить свою похоть... 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →