Category:

КОГДА ОТМЕНЯТ ПЕНСИЮ?

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИТЕЛИ, или 

КОГДА ЖЕ ОТМЕНЯТ ПЕНСИЮ? 

Депутат Ярославской городской думы от «Единой России» Дмитрий Петровский высказался  "против самой идеи пенсии":  "каждый должен сам определять на что и как он будет жить" в преклонном возрасте. Об этой идее депутата рассказал сайт «Завтра». 

Признаюсь сразу: я согласна с депутатом Петровским. 

Но мысль его осуществить нельзя. По крайней мере, здесь и сейчас, сегодня, при нынешнем состоянии умов и положении в целом. Про политику говорят, что она -  искусство возможного; так вот отмена пенсии - вещь совершенно невозможная. Не вообще невозможная, а в нынешних, повторюсь, условиях. 

Меж тем большую часть своей истории человечество прожило без пенсии. 

Массовая пенсия как общественное явление, имеет стаж ... ну лет сто максимум, а  на самом деле - меньше. А человечеству, как нас учили, 40 тыщ лет, а в последнее время археологи  открыли,  что и больше.  И строили империи, и возводили пирамиды, и плыли в утлых судёнышках через Атлантику, и трубадуры пели, и мастера возводили и Кёльнский собор, и Храм Василия Блаженного, и конституции сочиняли, и революции затевали - и всё без пенсии. Как жили-то?

А просто. 

Стариков кормили дети. Притча такая была,  кажется, индийская. Человек покупает три каравая хлеба. Зачем три? Один - съест сам, другим - возвратит долг, а третий - даст в долг. Понятно - отдаст долг родителям, а сам одолжит - детям. Так жили веками и тысячелетиями.

Старики говорят: не хочу-де сидеть на шее у детей.  Но ведь на самом деле ВСЕ неработающие старики - и это нормально – «сидят на шее» тех, кто в данный момент производит блага, которые эти старики потребляют. Государство создало неимоверно сложную и дорогостоющую систему распределения этих благ в виде пенсии и всяких там квот-льгот. Можно обсуждать конструкцию этой машины, но следует всегда помнить:в любом случае источником благ является сегодняшний труженик. Коллективный ребёнок коллективного пенсионера. Он его содержит. Так не проще ли, чтоб каждый содержал своих стариков, а не коллективно-безличных?

А ещё в старину на старость – копили. Недавно, прибирая книжки, наткнулась на любимую в детстве, зачитанную до дыр: Александра Бруштейн «Дорога уходит в даль» - художественная автобиография, даже имена не изменены. Рубеж XIXи XXвеков. Гувернантка-француженка, живущая в России, каждый месяц вкладывает в банк немного денег. Прикидывает: ещё немного, и смогу уехать на родину и скромно дожить до конца дней.  Но уезжает раньше: надо воспитывать осиротевшую племянницу. Хозяин дома, где жила француженка, советует: дайте непременно племяннице какую-то профессию – и она обеспечит вашу старость. Вот так рассуждали люди, когда не было пенсий. 

Вообще, то, о чём человек должен заботиться сам, и то, что решают за него некие высшие силы (правительство, начальство, родители, воспитатели и т.д.) – это дело чистой привычки. Обычая. Традиции. Вот, например, замуж раньше выдавали,а теперь приходится самой искать себе мужа. Маета-то какая! Но ничего, привыкли  и не жалуются. И не хотят ничего менять: с какой это стати кто-то будет указывать, за кого мневыходить замуж и когда?  

Но поставьте на место «выходить замуж» «выходить на пенсию» - и всё разительно меняется. По общему мнению, именно государство, начальство должно решать и знать, когда мнезаканчивать работу, сколько ядолжна отчислять на старость, и вообще обязано всех согреть и накормить. Если не может – значит плохое, злое, несправедливое. 

Но ведь возможен и иной подход к делу: человек прекращает работать, когда может. Накопил – ну и хватит. Американская мечта – “retireyoungandrich” – уйти на покой молодым и богатым. Поди плохо! 

Есть  замечательный рассказ Андрея Платонова, написанный в 20-е годы – «Государственный житель». Герой, безработный, религиозно верит в государство, которому стопроцентно передоверил свою жизнь.«Ждите движения государства, оно все предвидит», «Тебе надо жить и ожидать, пока государство на тебя оглянется»- вот его символ веры.

В чём-то мы все «государственные жители» - хотя и постоянно недовольные тем, как о нас печётся государство. Впрочем, почему «хотя»? Именно потому и недовольны, что очень уж на него полагаемся. Как малолетка на папаню-маманю. 

Всякий  намёк на то, что кто-то может позаботиться о себе сам, принимается за личное оскорбление. Как это позаботиться? У нас зарплаты – одни заплаты, а вы – позаботиться! 

На самом деле, многие и заботятся, только молчком. У нас в станице живёт около трёх тысяч человек, а в бывшем совхозе работает от силы двести. Других мест работы, кроме магазина и бензозаправки – нет. Значит, чем-то они занимаются, зарабатывают. Народ не так беспомощен, как иногда любит представляться, а статистика очень плохо отражает реальность. 

А что же государство? Оно должно заботиться о производстве новых ценностей, о строительстве новых заводов и фабрик, о создании рабочих мест с хорошими зарплатами для молодых. Будут они – люди смогут и себя прокормить, и на старость отложить, и старикам помочь. Не будет их – как ни латай тришкин кафтан – всё равно всем не хватит. 


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.