domestic_lynx

Category:

ПЕРЕКУЮТ ЛИ МЕЧИ НА ОРАЛА?

«Российские оборонные предприятия должны учиться производить и гражданскую продукцию. Диверсификация, то есть расширение ассортимента, ОПК – это ключевая, стратегическая задача», - заявил Владимир Путин на совещании в Сочи.

В 1991 г. был у меня, можно сказать, личный опыт такого рода. Тогда я работала в итальянской фирме, поставлявшей производственные комплексы для пищевой промышленности. Тогда в России была страшная мода на всё маленькое: мини-тракторы, мини-переработочные модули. Даже, если кто помнит, стиральные машинки были в моде – «Малютка». Думали: вот будут фермеры и у каждого фермера своя переработка. «Гигантоманией мы уже переболели!», - так говорили.

И вот мы показали нашим товарищам странное итальянское изделие – мини-фабрика, монтируемая в прицепе грузовика. Собрал урожай (зарезал свинью) – переработал – едешь дальше. Всё это, конечно, гладко на бумаге, а в жизни - и на дороге колдобины, и упаковки у волшебной мини-фабрики не предусмотрена, но все пришли в неописуемый восторг. В те времена многие люди находились словно под кайфом: чудилось, вот-вот наступит какая-то совершенно новая, невиданная жизнь, не имеющая ничего общего с прежней. Мне кажется, именно поэтому и не жалели в то время разрушения жизни прежней – всех этих устарелых заводов, НИИ, совхозов. Этот «кайф» был своего рода анестезией.

Тогда бушевало слово «конверсия»: холодная война кончилась – пора перековывать мечи на орала. Мой свёкор был крупным руководителем в военно-промышленном комплексе. И вот мы с ним и моим итальянским начальником, стали искать возможности выпускать такие штуковины на каком-нибудь заводе ВПК. Помню, даже возили в Италию трёх директоров огромных оборонных заводов. Те с усмешкой смотрели на полукустарные фабричонки, которые изготовляли эти мини-фабрики: советскому ВПК такой пустяк – раз плюнуть. Но при близком рассмотрении выяснилось: мочь-то он могут, но себестоимость получится – аховая. Дешевле купить в Италии. Какой-то резон в производстве на заводе ВПК есть, если гарантирован большой и постоянный сбыт, а в этом никакой уверенности нет. Так и заглохла наша прогрессивная инициатива.

Я ни в коем случае не утверждаю, что делать что-то подобное нельзя вообще. Всё зависит от конкретных условий, от людей, готовых работать ради успеха дела, от активной промышленной политики государства. Надо закрывать ввоз тех товаров, которые с успехом делаются у нас.

Но полезно помнить, что опыт конверсии в целом был скорее отрицательный, чем положительный. И в Америке тоже. Удобнее производить на предприятиях, которые изначально заточены на гражданскую продукцию. К ней другие требования: иногда ниже, иногда выше, чем к продукции военной.

И кто будет заниматься маркетингом? ВПК привык, что его дело произвести, а что произвести – ему скажут.

Наверное, предприятия ВПК могли бы выступать в качестве изготовителейизделий по заказу тех, кто их придумал и продвигает на рынок. Сегодня центральная фигура – это владелец марки, который заказывает то, что ему нужно у безвестных изготовителей, рекламирует, продвигает на рынок. Но чтобы быть изготовителем – надо делать быстро и дёшево. Сумеют ли? Нет ответа.

Попытки производить потребительские товары на предприятиях группы А, как выражались в советское время, предпринимались с начала 50-х годов и даже отразились в знаменитом романе 50-х годов  Галины Николаевой «Битва в пути». Речь о тракторном заводе.

«— намечается широчайшее развитие производства предметов народного потребления. /…/

— Наш завод, — продолжал Вальган, — включается в общенародное дело. Мы организуем дополнительные цехи ширпотреба — будем выпускать кровати, сковороды, печные заслонки…

Обсуждение продолжалось. Намечали место для цеха кроватей, намечали людей. Когда обсуждение подходило к концу, кто-то слабо пискнул в углу. Это прокашливался Шатров. Прокашлявшись, он заговорил ломким голосом:

— Я не могу согласиться… Ведь у нас в программе гусеничные тракторы, колесные тракторы, гусеничные тягачи, топливная аппаратура, двигатели внутреннего сгорания! И все, от втулок до моторов, мы делаем сами. — Он дернул шеей, словно пытаясь освободиться от воротника. — А вы еще ширпотреб! Ну, я слаб, я не смогу. Ну, придет другой, сильный конструктор. Тут Леонардо да Винчи и тот не сможет…»

В советское время на каждом машиностроительном заводе был цех ширпотреба. У меня до сих пор живут три кастрюли из нержавейки, сработанные одним из станкостроительных заводов. Заводы чёрной металлургии делали чугунные сковороды и эмалированные кастрюли. Потом они не выдержали иностранной конкуренции, но в дальнейшем многие возобновили производство. Чего им не хватает, на мой взгляд, это хорошего маркетинга, т.е. понимания того, что нужно рынку. Возможно, они относятся к гражданской продукции как к чему-то побочному и второстепенному. Да и не привыкли они следовать переменчивой моде, удовлетворять мимолётные и дурацкие, на их взгляд, причуды капризных домохозяек.

Словом, дело это трудное, на быстрый и лёгкий успех надеяться не приходится. 

П

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.