domestic_lynx

Categories:

КАЖДОМУ - СВОЁ


Сегодня принято бояться цифровой слежки за всеми и каждым.  «Цифровым концлагерем» называет дивный новый цифровой мир известный экономист В.Ю. Катасонов. Много говорят, что в Китае уже начали за всеми следить и ставить оценки за поведение, а потом на базе этих оценок  одни получат – пироги да пышки, а другие – тумаки да шишки. Всё это так. 

Но главная опасность, кажется мне, не там.  Слежка, все эти полицейские технологии - идеалы раннего тоталитаризма – это прошлый век. 

Современные гуманитарные технологии + цифровые возможности могут привести  к тому, что и следить особо не понадобится: все будут сидеть смирно-ровно и думать каждый свою пустопорожнюю чепуху. А сильные мира сего будут невозбранно обделывать свои делишки. 

И вовсе не требуется, чтобы все думали одно и то же. Думать одно и то же, думать «хором» - всё это прошлый век. Адре Жид в записках о посещении сталинского СССР отмечал единомыслие простых людей: когда говоришь с кем-то, то кажется, что говоришь со всеми разом.  Так вот   сегодня этого вовсе не нужно. Пускай себе думают разное. За это разноехозяева жизни их зацепят и потянут в нужную себе сторону. 

Сегодня день ото дня углубляется кастомизация информации. Кастомизация (от англ. customer– клиент, потребитель) — это адаптирование имеющегося продукта под конкретного потребителя. Возникло это дело в области материальных товаров и услуг.  Но теперь, с появлением соответствующих цифровых технологий, всё больше охватывает информацию. 

Дело ведётся к тому, чтобы поставить кастомизацию на службу манипуляции. Как? А вот так. 

Чтобы «впарить» ту или иную информацию, надо, в качестве первого шага встать на позицию потребителя. Это классический приём продавца: присоединиться к картине мира покупателя, поговорить о том, что его интересует, волнует, что для него важно. Этому специально учат в сетевом маркетинге и в прямых продажах; и мы в нашей торговой компании этому учим. 

Уже несколько десятилетий существует прикладное психологическое учение – НЛП, первый постулат которого гласит: у каждого своя картина мира. Хочешь воздействовать на человека – присоединись к этой картине, действуй внутри неё и, если надо, понемногу, пошагово сдвигай. Ни в коем случае не противоречь базовым установкам клиента. Изменить, аккуратно и постепенно, эти установки можно только стоя с ним на одной платформе. Всё это торговые психотехники, они отработаны давным-давно, главным образом, в системе прямых продаж и сетевого маркетинга, а через сетевой маркетинг, как я недавно прочитала, в США проходит до 40% молодых людей; так что это вовсе не маргинальные технологии. И не новые.

Новое тут – соединение с цифровыми технологиями. Сегодня или в ближайшее время каждый будет получать свою информацию – в зависимости от состояния собственного сознания и собственной картины миры. 

Как это будет выглядеть? Да очень просто. Тому, кто считает, что Россия поднимается с колен, - пошлют известие о строительстве нового, передового, металлургического завода под Тулой – и это будет чистой правдой: его там, в самом деле, построили. Тому, кому, как  давнему либералу двухсотлетней давности, "Как сладостно отчизну ненавидеть И жадно ждать её уничтожения!»- пришлют сообщения (и тоже правдивые) о том, как всё развалилось или развалится в ближайшее время.   Желаешь подтверждения статистикой? И статистику тебе пришлют такую, которая подтвердит твои взгляды. 

Особенную  ценность приобретают фейковые видео, изготовление которых, как пишут, не представляет технической сложности. Тебе могут прислать видео с участием политических или любых других персонажей, которые будут говорить, действовать, как требуется манипулятору. Движущиеся картинки обладают большей силой внушения, чем статичные; не случайно сто лет назад синематограф, едва возникнув, покорил широкие народные массы. 

В сущности, средний потребитель массовой информации очень мало стремится к истине – он стремится к подтверждению своих взглядов. Об умственном состоянии массовой публики исчерпывающе сказал боярин Шуйский «Борисе Годунове» Пушкина: «бессмысленная чернь /Изменчива, мятежна, суеверна,/Легко пустой надежде предана,/Мгновенному внушению послушна, /Для истины глуха и равнодушна,/А баснями питается она».

Сегодня каждый может получать свои басни, а «бессмысленная чернь» сама идёт навстречу своим манипуляторам. «Читатели газет» любят читать «свои» СМИ и прямо-таки шарахаются от чужих.  Читать чужое - это что-то вроде «ритуального загрязнения», по понятиям традиционной индийской культуры. Логично было бы, напротив,  читать «чужое», поскольку «своё» ты и так знаешь. Но логика занимает малое место в поведении людей. 

Больше всего на свете люди боятся нарушить свой умственный гомеостаз. Поэтому новый уровень манипуляции сознанием пройдёт на ура. Ещё и спасибо скажут. 

Знаменитая «Кембридж аналитика», которая в избирательной кампании Трампа устроила так, что люди получали в соцсетях агитматериалы, адаптированные к их интересам, была  первой ласточкой новой манипулятивной весны. Мы должны быть готовы к прилёту новых. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.