Category:

ЭЛЕКТРОННЫЕ ИГРУНЫ

Борьба с «цифровым концлагерем» в образовании, возглавляемая Ольгой Четвериковой, содержит в себе заметную пользу и менее заметный вред. Суть, напомню, в том, что в московских школах сейчас проводят широкомасштабный эксперимент под названием «Электронная школа». Уже сформировалась довольно упорная оппозиция этой начальственной инициативе. 

Мне кажется, надо более чётко выделить аспекты продвигаемой  руководством наробраза «Электронной школы», и говорить отдельно о каждом. Так будет яснее. 

Таких аспектов, по меньшей мере, два: 1)обучение он-лайн и 2)цифровое портфолио ученика. Начнём с обучения он-лайн. 

Это полный вздор. Сакраментальный вопрос: глупость или измена? – тут, как мне кажется, неуместен. Тут нет «или» - тут всё вместе: глупость, ведущая к измене. Измене самим принципам образования, т.е. формирования мировоззрения, базовых понятий, умения рассуждать и понимать. А это, в свою очередь, насаждает и поддерживает глупость, делая её нормой жизни. 

Но пока этого ещё не произошло, надо со всей определённостью заявлять и повторять:главная фигура в образовании – это учитель, преподаватель, профессор. Он учит ученика не только арифметике, матанализу или иной какой мудрости. Он – воспитывает, даже если такой задачи перед ним не ставят, и он сам об этом не думает. Он воспитывает своей личностью, своей деятельностью. Ведь воспитание происходит не тогда, когда проводятся воспитательные мероприятия, а всегда, постоянно. Дурь и презрение к знанию – тоже воспитывается. Как и любовь к знанию. 

В школе нашего посёлка была учительница начальных классов, чьи ученики – все! – вырастали книголюбами. Большинство приобрели самые рядовые профессии, но все – читали, и до сих пор читают. Она приохотила их к книге, потому что любила читать сама. 

Дети инстинктивно тянутся к учителю, как к высшему авторитету, иногда просто влюбляются в первую учительницу, считают её самой умной, красивой, знающей. Надо приложить специальные усилия, чтобы этого не было. 

Мой муж, выпускник ныне знаменитой 57-й школы, до сих пор вспоминает своего учителя физики. Таким же учителем для молодого рабочего часто становился мастер производственного обучения. Счастлив тот, кто встретил такого человека на жизненном пути. 

В вузе специалистом можно стать только тогда, когда у тебя есть учитель, с которым можно обильно общаться, который передаст тебе не просто сведения (которых, в самом деле, полно в сети), а множество не формализованных, часто не формулируемых, но реально циркулирующих в профессиональном сообществе приёмов мышления и действия. Образование – это то, что передаётся от человека к человеку. 

Есть два подхода к образованию – западный и восточный. Западный предполагает, что учитель учит чему-то конкретному: физике или иностранному языку.  Каков учитель как личность – не существенно, лишь бы дело знал.  А восточный подход состоит в том, что ученик живёт рядом с учителем и копирует всю его жизнь, пытается впитать его философию, его отношение к миру. Это более длинный путь, но и более действенный. В сущности, любой настоящий учитель – это немножко восточный гуру. Это в первую очередь воспитатель. Он воспитывает профессиональный подход к делу, профессиональную этику, если угодно. 

Знаменитая «система физтеха», которой принято гордиться как неким советским образовательным достижением, есть ни что иное, как совместная работа ученых и студентов, продолжающаяся в течение всего периода обучения. Так должно быть везде, где желают подготовить подлинных специалистов, а не просто занять праздную молодёжь.

Что делать, если специалистов в данном вузе нет или их недостаточно, и вообще всё это очень сложно, дорого и громоздко? Ответ прост: закрыть эту богадельню а слушателей распустить по домам. И перестать врать, что их чему-то учат, и они станут профессионалами. Прослушивание лекций по монитору никого специалистом не сделает. Да и не будут их слушать люди, не имеющие привычки к умственному труду и какого-то базового образования. 

При этом  выкладывание лекций ведущих учёных –  хорошее дело.  Я  постоянно их слушаю, но ведь не стала же я ни историком,  ни географом. Точно так посещение зоопарка или планетария не делает тебя ни зоологом, ни астрономом, хотя занятие это, безусловно, полезное, особенно в сравнении с сидением «в контакте» или чтением известий из жизни звёзд. 

Отдельная песня – игровая форма обучения. Да, кое-чему можно научить, играя. Но далеко не всему. При этом игруны не формируют в себе способности преодолевать трудности, читать сложные тексты, напрягаться, продираясь через нудный и  не прикольный материал. Сейчас ведь как? Пока по фану – играю, надоело – бросаю. Если это подлинно игра – такой подход нормален. Если дело – он не годится. Он делает человека безвольным социальным инвалидом, зависимым от милостей «старших». 

Превратить учителя в диспетчера, включающего надлежащие программы, - это запустить программу дебилизации. Надо делать прямо противоположное – поднять роль учителя. 

Деньги, отпущенные на наробраз, надо вкладывать  в учителя,  повышая его зарплату и снижая нагрузку. И не нужны никакие  электронные доски и прочая мура. Хороший учитель научит, имея только устарелой конструкции доску, мел и тряпку, а плохому что ни дай – толку не будет. 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →