Category:

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО И КРЫЛОВСКИЙ МИШКА

Продолжаю о выступлении Ольги Четвериковой об «электронной школе». 

Замена учителя на дивайс – это однозначно «нет».  А вот электронное портфолио – дело, на мой взгляд, недурное.

Сегодняшние бумажные портфолио, которые ведут школьники и часто студенты – это симулякр, говоря по-современному, и показуха, выражаясь по-советски. «Творческие достижения» школьника в нынешнем их виде – это чаще всего достижения взрослых: родителей, учителей. Теперь никто не заботится, чтобы дети делали ЭТО сами; есть даже теория, что совместное с родителями «творчество» укрепляет семейные узы и продвигает семейные ценности.

Вот как это функционирует в реальности. Дочке моей сотрудницы – первокласснице, было задано нарисовать плакат, пропагандирующий здоровый образ жизни. Мама, педагог по образованию, придумала сюжет, а папа, профессиональный художник, исполнил. Плакат занял первое место на каком-то  конкурсе и, надо понимать, улучшил показатели школы, формирующие какой-то там рейтинг.  Это, конечно, дурь. 

А вотучёт всех оценок по всем предметам за все годы – дело вполне полезное. Потому что сегодня многие школьники при поощрении родителей учатся только по «нужным» предметам, а на ненужные – «забивают». Возможно, было бы полезно иметь какой-то интегральный показатель школьной успеваемости, составленный из текущих оценок по всем предметам. Тут открылось бы много нового и интересного. 

Нужно ли учитывать достижения во внешкольном образовании и  деятельности? Да, это полезно. Собственно, неэлектронным способом это делали и раньше. Моя знакомая поступала в областной пед на факультет, готовящей учительниц начальных классов. Экзамены сдала неважно, но сам декан обратил внимание на то, что девочка несколько лет ежегодно работала вожатой, в том числе в пионерских  лагерях – и её приняли: такие люди нужны. Что ж дурного, если всё это будет в электронной форме? 

В вузе была бы полезна система отслеживания текущегообучения студента, например, посещения лекций, семинаров, оценки за текущие контрольные. Хорошие показатели по этим «нудным» параметрам свидетельствуют о серьёзности намерений и планомерности занятий студента. Работодателю это может быть очень интересно, ему же хочется получить серьёзного работника, склонного к систематическому труду. Потому что подлинные знания достигаются не предъэкзаменационными бдениями, а регулярными занятиями. Регулярные занятия нельзя имитировать, а вот экзамен можно. Вспоминая свой опыт обучения в двух, можно сказать, элитных вузах, могу сказать, что на   экзаменах получала нередко оценки выше, чем были реальные знания: грамотная речь, убедительные интонации, интересные примеры… - пятёрка, конечно, пятёрка!  Такие студенты были всегда; в знаменитой повести И.Грековой «Кафедра», написанной опытным вузовским преподавателем,  таким был персонаж Олег Раков. 

Совершенно очевидно, что подобные инновации студенты будут категорически отвергать под вывеской свободы и прав человека. Но работодателю посмотреть доступное портфолио претендента было бы полезно. 

Борцы с «электронным концлагерем» боятся, что с помощью «цифры» учеников разделят на «спасённых» о «обречённых на вечные муки», т.е. направят по разным образовательным траекториям. И ничего с этим в дальнейшем сделать будет нельзя. Это настолько страшно, что вспоминаются осуждённые в 30-е годы педология и даже троцкизм. 

Мне кажется, если бы кто-то сумел увидеть, к чему способен ребёнок и направил его по соответствующему пути – этот человек сделал бы большое благодеяние всему человечеству. Ещё Аристотель говорил, что счастье человека заключается в полноте использования его способностей. К этому, похоже, и стремилась педология.  Но, к сожалению, пока тут больших достижений нет. Способности к музыке, рисованию проявляются рано, а к чему-то другому – гораздо позже, но это не значит, что попытки их определить и направить ребёнка по верному пути – опасны и бессмысленны. Очень полезны и осмысленны! Но нужны серьёзные исследования. И помочь в них могут данные, полученные от огромного числа школьников. «Цифра» в перспективе может позволить отследить судьбы школьников и ответить на такой, например, увлекательный вопрос: влияют ли школьные успехи на общую социальную успешность человека? Если да, то как? 

О.Четверикову беспокоят попытки передать образование в руки «бизнеса». Ну, сколь я могу судить, бизнес не очень-то к этому готов и стремится. При этом идея не так однозначно плоха. Иметь гарантированное рабочее место – это золотая грёза всех нынешних студентов, которые нынче учатся «в никуда». В лучшие времена Советского Союза заводы имели свои ПТУ и техникумы, областные политехи готовили инженеров для областных предприятий; были прямо-таки ведомственные вузы, например, МИИТ принадлежал железной дороге. 

Разумеется, базовая школа, а также образование по теоретическим наукам – может контролироваться только государством. 

«Цифра» может  помочь в образовании, только не надо, по нашему милому обычаю, второпях  «гнуть дуги» наподобие крыловского медведя.  

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.