Category:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СКЕПТИКИ

Есть евроскептики, а есть скептики образовательные. Их идеи недавно изучил ВЦИОМ, о чём рассказано на сайте Piter.tv.

Что же выяснилось?

Большинство россиян считает: не образование - главный фактор для устройства на высокооплачиваемую работу. И для карьеры оно не главное. Уровень образования, - считают россияне, - не влияет на материальное положение человека.

Такое мнение – не новость: так думали и в эпоху «перестройки», и теперь.  Некоторая новость в том, что убежденность в этом существенно возросла.  В 2019 году около 70% россиян не видят влияния образования на материальное благополучие человека. Для сравнения, в 1991 году так высказывались лишь 47% опрошенных. Особенно тверды в этом мнении молодые. При этом они же полагают, что получить диплом – это необходимость для современной России. "Потому, что так принято" - ответили 18% опрошенных. Наличие диплома о высшем образовании – это нынче род социального суеверия: пускай на всякий случай будет.

Специалисты ВЦИОМ отметили ещё вот что: россияне считают, что образование стало менее доступным. Об этом заявили 63% респондентов. Чем уж оно недоступно, если, по данным этого года, для 40% выпускников школы заготовлены бесплатные места в вузах? Мне такая сверхъестественная доступность кажется социальной распущенностью, почти развратом, а кому-то – недостаточной доступностью образования.

Ещё такая загадочная фраза была в отчёте ВЦИОМ: около 65 процентов НЕ думают, что ради получения диплома все средства хороши. Какие такие, любопытно узнать, средства: зарезать старуху-процентщицу? Или, может, систематически изучать трактуемые в вузе предметы?  Или уж совсем экстремизм: постоянно ходить на лекции и семинары? Нет, такие крайности, конечно, недопустимы даже для благородной цели получения образования.

Несомненно, всем социологическим опросам свойствен общий, и, вероятно, неустранимый, недостаток. Вопрошатели и вопрошаемые могут совершенно по-разному понимать предмет опроса. Не будешь же давать длинные научные дефиниции того, о чём спрашивают. Да, он, респондент, ускользнёт, недослушав: зачем ему лишний раз напрягаться?

Что такое, например, образование? Один может подразумевать под образованием диплом. Тогда выходит, что чем престижнее и солиднее вуз – тем лучше ты образован. А если у тебя два диплома – значит ты образован в два раза лучше. Но это не универсальное мнение. Кто-то считает образованием широту кругозора и общую культурность.  А другие не ставят эту культурность ни в грош: им подай умение дело делать.

Но как бы то ни было, опрос показал: молодые люди считают, что учиться в вузе – дело почти что пустое. Из какого-то суеверия ещё стараются одипломиться, благо дело это в высшей степени нехитрое – получить диплом какого-нибудь эколого-филологического или финансово-политологического университета. Таков был общий глас.

Что же делать? В молодёжной среде вызревает мнение, что лучше всего получить какое-нибудь практическое среднее специальное образование, а то и вовсе выучиться употребимому ремеслу.

В знакомой семье, респектабельной и состоятельной, девочку учили в дорогой частной школе, она занималась вполне исправно, даже в олимпиадах успешно участвовала.  Готовили её в юристы, как папа, но в последнее время родители как-то отвлеклись: в семье родился ребёнок, родители затеяли строить дом. И девочка ускользнула от родительского внимания. И, раскинув своим умишком, решила она идти не в вуз, а поступить учиться на визажистку. Родители поудивлялись, да и махнули рукой: наверное, сегодня так и надо.

Некоторые одноклассники моей дочки, и вовсе не двоечники, пошли после 9-го класса в т.н. колледжи – по-старому техникумы и ПТУ, пошли вполне осознанно, и ничуть не жалеют. Сейчас они вполне осмысленные работники.

И мне подумалось вот что.  Может быть, не то или иное образование есть условие жизненного успеха, а дело обстоит почти что наоборот: жизненный успех - и есть признак какого надо образования? Если ты имеешь хорошую работу, приличный достаток, тебе интересно жить и живёшь ты в ладу с людьми и миром – твоё образование – в самый раз. Хорошее у тебя образование. А если ты до седых волос так и не смог найти своего места и только и делаешь, что выживаешь, браня жизнь и начальство, которое не сумело тебе, такому культурному-образованному, обеспечить достойное тебя место – вот в таком случае я бы поостереглась считать образование человека хорошим. Чего-то он явно недоучил и недопонял.

Сегодня в молодёжной среде пробивает дорогу верная, на мой взгляд, мысль: высшее образование нужно далеко не всем. Это лишь одна из многих жизненных дорог. Идти в вуз должны лишь те, кто подлинно к этому предрасположен, и идти надо в настоящие – не имитативные - вузы. Их совсем не много, и все их знают. А прочим выпускникам  – лучше получить практическую специальность. Забавно, что об этом самом я пишу уж лет десять. Хочется верить, что не пройдёт ещё десяти лет, и эта довольно очевидная мысль овладеет массами не только школяров, но и руководителей наробраза. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.