domestic_lynx

Category:

ПРО ШТИРЛИЦА И СОБАЧЬЮ СКАЗКУ

ВЦИОМ дал россиянам возможность «выкрикнуть в цари» одного из любимых киногероев. Уверенно победил Штирлиц. О чём это свидетельствует - помимо всенародной любви к фильму и актёру Тихонову? На мой взгляд о том, что в народе есть мощный запрос на человека кшатрийских добродетелей: сильного, военного, защитника, умеющего действовать в самых сложных условиях. Он предан своей Родине: народ устал от «перелётной элиты», готовой в любой момент улизнуть туда, где лежат деньги и живут дети.

Ещё этот выбор говорит о том, что народ не разделяет ходовых интеллигентских воззрений и не симпатизирует воплям про «кровавую гебню». Штирлиц – по определению, в силу профессии - птенец гнезда низвергнутого в 1991 г. Дзержинского. Для народа иметь разведчика верховным правителем - нормально. Собственно, он и сегодня там находится, так вот народ подтверждает: правильно. Выходит, как ни взбивали многие десятилетия наши прогрессисты пену ненависти к спецслужбам – в народе этой ненависти в наши дни нет. Это хорошо коррелирует с результатами другого опроса: каким государственным институтам граждане доверяют. Сегодня утром я услыхала по радио: доверяют больше всего армии, потом президенту и спецслужбам.

В Штирлице, думается, ценит народ, что он не просто военный. Он умный и хитрый военный. Умеющий не просто победить в открытой схватке, а именно переиграть, перехитрить супостата. В народе бытует мысль, что Запад наших начальников (Горбачёва со товарищи) одурачил, околпачил, обвёл вокруг пальца. Вот и нужен нам «царь», которого так просто не надуешь, который сам кого хочешь заставит плясать под свою дудку.

На втором месте в народном выборе оказался профессор Преображенский из «Собачьего сердца». Это меня, признаться, изумило: я и не думала, что эта повесть Булгакова и фильм по ней – такие популярные. Что же видит народ в этом герое такого ценного, что прочит его в «цари»? Мне кажется, «голосуя» за профессора Преображенского, виртуальный «избиратель» голосует ни много, ни мало – за новую сословность. Во всяком случае, на неё предъявляется некий вполне выраженный запрос.

Кто такой профессор Преображенский? Это «не товарищ, а гражданин, вернее, господин», как сказано в тексте повести. Это человек в сюртуке английского сукна, на животе у него золотая цепочка, в квартире «все ковры персидские», а магазинную колбасу он в рот не возьмёт, поскольку «нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме» - чувствуете аллюзию на известную рекламу, сочинённую Маяковским?

Впрочем, не одну лишь колбасу презирает профессор Преображенский: он презирает новых хозяев жизни, пришедших из социальных низов, чтобы в его семикомнатной профессорской квартире отрезать столовую, где наш герой питается сёмгой, маринованными угрями, икрой - надо полагать, не Моссельпромовского происхождения.

Все эти Швондеры и прочие представители пролетарской общественности, по его неколебимому убеждению, должны знать своё место, т.е. не рассуждать о высоких материях вроде мировой революции, а подметать трамвайные пути и чистить сараи. «Вы ненавистник пролетариата!» - возмущённо бросает профессору Швондер. Нет, он не ненавистник, - разъясняет профессор, - он просто сторонник разделения труда: каждый должен делать своё дело, а сапожник не должен судить «выше сапога», как выразился некогда Пушкин. То, что после революции на первые места пришли «пролетарии», вот это и привело к разрухе, которая, согласно, постоянно цитируемому мему, гнездится «в головах, а не в клозете». И вообще, считает профессор, «вся эта социальная кутерьма – просто-напросто больной бред». Вот так – попросту – он аттестовал пролетарскую революцию и всё, что ей воспоследовало. Не случайно, повесть «Собачье сердце» была строго запрещена при советской власти; помню, как в 1982 г. мой приятель пересказывал мне её, словно сочинения Вольтера в католическом монастыре – одновременно опасаясь и гордясь собственной осведомлённостью.  

За профессора проголосовали главным образом жители столиц и городов-миллионников; скорее молодые, чем старые. Что же, получается, что русский народ, очень мало, как принято считать, склонный к жёсткой социальной иерархии (и это совпадает с моими наблюдениями), вдруг взыскует едва не сословного общества, где швондеры и шариковы – чётко знают свой шесток и своё место – желательно у параши? Вот откуда, выходит дело, растут эти отвратительные, на мой по-советски сформированный вкус, разговоры о «быдле», «ватниках», «наш круг/ не наш круг», «тут такие рожи», «воняет».

А может, всё проще. Люди, слегка приподнявшиеся над полным нулём, очень любят презирать тех, кто остался на той ступеньке, где они были ещё вчера. Это очень известный феномен, свойственный мелкому мещанству; на него, кстати, обратил внимание Гитлер в своей знаменитой книжке. И нашим мелким мещанам профессор Преображенский помогает презирать неудачников, «быдло» и «рожи». Для них он, как сказано в повести, «добрый волшебник и маг из собачьей сказки».

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →