domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

ИННОВАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ НА ОСТРОВЕ ДУРАКОВ

Под неумолчный гул разговоров об инновациях, нано- и прочих сказочно передовых технологиях наш народ неуклонно дуреет.

В самом простейшем, нефигуральном смысле.

Вернее в двух смыслах.
Во-первых, его, народа, фактическое образование неуклонно ухудшается и уменьшается, т.е. он всё меньше понимает законы природы и общества, а также умеет что-то делать руками. С каждым годом утончается прослойка людей, фактически имеющих профессию, т.е. умеющих что-то делать гораздо лучше, чем это будет делать первый встречный, который прошёл мало-мальский инструктаж и кое-как "наблатыкался" (словцо Пелевина). Дипломов-то у нас навалом, университетов - в каждой подворотне. Я даже удивляюсь, всякий раз, когда вижу тётеньку, продающую дипломы в переходе метро: кому они ещё нужны? Вроде уж все одипломились - ан нет, есть ещё спрос. Так что я не о дипломах - я о фактических знаниях и умениях. Вообразите: вот исчезли все дипломы, испарились - кем бы мы были? Ну, все эти бессчётные экономисты, юристы, психологи, менеджеры?
А тем, чем они являются уже сегодня - никем.

Но это про знаия. А многознание, как известно, уму не научает. Это изрёк ещё отец эллинской мудрости, Гераклит. И правильно изрёк. Бывает: хоть невежда, а ум имеет. Знаний нет, а соображаловка работает.
Как у нас с этим? А ровно так, как и со знаниями. Дуреем. Соображаем всё хуже и хуже. Это во-вторых.

Давайте перенесёмся, как любят писать в детских книжках по истории, на сто лет назад.
Что знали и умели люди в те времена?

Да уж точно побольше нашего.

Образованная публика.
Не будем трогать каких-то великих людей или там высшую прослойку. Возьмём то, что сейчас называют средним классом: инженеры, присяжные поверенные, гимназические учителя, банковские работники, врачи, офицеры и их жёны. О них многое известно: это герои Чехова, Куприна, Теффи, Аверченко, о них много осталось воспоминаний - словом их жизнь для нас не за семью печатями.

Женщины, как правило, не работали (были исключения, но погоды они не делали - массовая женская работа началась после революции). Но сколько же они всего умели! Умели шить, вязать, вышивать - на непредставимом сегодня уровне. Собственно, дамские рукоделия теплились у нас до перестройки, их вывел китайско-турецкий ширпотреб. Шить-вязать -вышивать умели женщины всех слоёв населения. Это была социальная норма.
А шить-вышивать - не в твиттере чирикать: тут соображать нужно, как ткань разложить, как что к чему притачать; тогда ведь не было готовых выкроек и прочих полуфабрикатов.
Говорят, что развитые пальцы вострят ум. Вполне вероятно, ведь легендарная обезьяна превратилась в человека, когда взяла в руки орудие труда.
Умели дамы музицировать, впрочем, и мужчины тоже массовым порядком умели. Знали ноты и умели играть по нотам, что теперь, говорят, и звёзды шоу бизнеса умеют через два на третий. А за этим всем стоял труд, упражнение, учение. Учение, развивающее ум.
Танцевать умели - определённые, порою и сложные, танцы, а не "трясучку" с "толкучкой", как наши современники.

Все люди образованного класса знали французский и немецкий (английский - гораздо реже, разве что высшая аристократия). Не всегда умели бегло говорить, это умели только те, кто учился с детства у гувернантки-иностранки. Обычно хорошо говорили дворяне, но и интеллигентные разночинцы в общем и целом - умели, понимали, говорили. Это считалось опять-таки социальной нормой, а вовсе не какой-то великой заслугой, как сегодня. Помню, бабушка моей приятельницы, прочитав в её дипломе "специальность - иностранные языки", убеждённо заявила: "Нет такой специальности - иностранные языки. Языки - это просто языки и больше ничего". Старорежимная была бабка. Сегодня люди специально поступают в ин-яз, где пять лет мусолят полтора языка. То есть то, что сто лет назад было просто социальной нормой, сегодня - профессия.

Мужчины, кончившие классическую гимназию, прилично знали латынь и древнегреческий. Я обратила внимание: Чехов, иногда писавший в своих рассказах какие-то латинские слова, их ставил в тот падеж, который требовался в русском предложении. Знал, помнил, выходит дело, грамматику.

Все люди образованного класса умели ... писать. И писали - письма, дневники. Массовым порядком умели развивать ту или иную мысль письменно. Сегодня это тоже специальность - журналистика, PR - менеджмент. Когда начальнику или политику надо что-то написать - нанимают "девочку" ("мальчика"), который излагает начальственное мычание. Объясняется всё это крайней занятостью большого человека. На самом деле - просто массовая функциональная неграмотность. Глубокая, возможно, необратимая. Высшая школа адаптируется: при советской власти при поступлении в вузы писали сочинения, потом - изложения, теперь - диктант. Достаточно написать выше "двойки".
Сегодня даже те, кто потрудился завести блог в ЖЖ, чаще всего пишут мало, отрывисто и мутно, а после пары строчек, вероятно, от умственного утомления, начинают материться.

Способность писать - это внешнее проявление способности мыслить. Тот, кому требуется помощь в изложении мысли, на самом деле никаких мыслей не имеет, или они аморфны и невнятны. Делегирование письма - эквивалентно делегированию мышления. Сто лет назад государственные и негосударственные люди писали сами. Тов. Сталин писал сам. Тогда спичрайтеры просто не были изобретены.
Сегодня мои сотрудники, поголовно с "верхним" образованием, не могут написать внятное объявление, а если что посложнее - бегут к нашей единственной журналистке - издательнице корпоративной газеты.

Ладно письмо - сто лет назад и книжки читали сложные: по всяким там философиям-политэкономиям. Вообразите: Маркс был популярен, Вебер, Зомбарт ... Сегодня и вообразить невозможно, чтобы просто интеллигентный читатель, вовсе не специалист, а так, из интереса, эдакое читал. Сегодня читается только нечто простое и лапидарное. Лучше если в картинках и крупным шрифтом. А высокоумие - это для специалистов. Набирают популярность книжки-картинки: не для детсадовцев - для взрослых. По ТВ передали, что где-то, в Царицыне, кажется, прошла выставка книг, не предназначенных для чтения. Вот это, на мой взгляд, радикальное разрешение вопроса.

Так что знания-умения столетней давности просто потрясают современного просвещённого гражданина. Это о самых заурядных, общеупотребительных, знаниях-умениях.

Специфические, профессиональные знания у людей тоже имелись. У кого какие. У врачей - врачебные, у инженеров - инженерские. Умели делать вычисления - без калькулятора, чертить - без автокада. Любой конторщик, выпускник коммерческого училища, не дававшего никакого высшего образования, мог на счётах вычислять сложные проценты. Вы не помните, что такое сложные проценты? Вот об этом самом я и говорю.

Все эти умения тренировались, оттачивались - и всё это, безусловно, развивало, делало людей умнее и сообразительнее.

Простые люди, почасту не умевшие читать и писать, умели массу всякого-разного. Любой крестьянин столетней давности умел и знал гораздо больше сегодняшнего офисного сидельца. Он умел пахать и сеять, соображал, когда это надо делать, знал массу примет, мог срубить избу, свалять валенки - т.е. владел по сути дела громадным количеством умений и навыков. Промышленный квалифицированный рабочий столетней давности по нынешним критериям владел просто запредельным мастерством.

Сегодня умения в области физического труда - дело редчайшее. Нормальное положение - тотальная косорукость. Ещё и не найдёшь никого. Вот отрасль, переживающая сегодня бум, - строительство. При всех новых, замечательных материалах - позорный уровень отделки, даже и в так называемых элитных домах. Толкутся, толкутся эти, с позволения сказать, мастера, а результат - не то, что умеренный, - убогий. Мы живём в зоне индивидуальной застройки, так у нас водопроводчики, электрики - на вес золота.

Простые бабы сто лет назад все умели стряпать, шить, вязать, штопать. Это всё тоже было социальной нормой, которая не обсуждалась. Это был своего рода "нуль отсчёта". Говорили: "Была бы курочка, а приготовит и дурочка".
Сегодня многие офисные сиделицы не умеют элементарно готовить. Моя дочка недавно побывала в гостях у подружки, чья мама водила их завтракать в "Старбакс": она уже воспарила над плитой и кашей.
Мы, русские, вряд ли лидируем в косорукости. Так называемы цивилизованные страны тоже не отстают. Наш знакомый американец российского происхождения рассказывал, что его сестра, привезённая в Америку в раннем детстве, не умеет готовить вообще. То есть просто не знает, как, например, изготовляется суп: из чего и как он возникает. Покупает всё в супермаркете. Это просто и удобно. На острове дураков из "Незнайки на Луне" - тоже было просто и удобно. Но люди постепенно превращались в баранчиков. Весёлых таких, позитивных баранчиков.

Молодое поколение окончательно добил Интернет. Он поставил вялотекущую дебилизацию населения на промышленные рельсы. Молодёжь, получившая образование в последнее время, не затрудняется даже "скатывать" контрольные и курсовики - их просто скачивают: все "висят" на соответствующих сайтах. Говорят, есть программа для препов: проверяет, скачал или не скачал. Делов-то! Заменил "но" на "однако" - вот тебе и другой текст.
Хуже другое: молодёжь - практически вся - простодушно верит: знать ничего не надо. Понадобится - набью одним пальцем в яндексе - что-нибудь, да вывалится. А что не вывалится - того и знать не надо. Того - нет. И то сказать - чего голову-то загружать? Чай не резиновая. И так столько всего нового происходит: новые тарифные планы, новые шампуни, новые автомобили.

Уходящее (или ушедшее) со сцены поколение, те самые убогие "совки", не отдыхавшие в Анталии, не благоухавшие парфюмом, не "управлявшие мечтой", а управлявшие в лучшем случае "жигулями", те самые совки , жившие в "панельках" "сносимых серий" , все эти "совки" в растянутых свитерах или мосшвеевских неказистых пиджачках, все они вместе со своими тётками, не ведавшими ботокса и шоколадных обёртываний, - все они знали и умели очень-очень много.

Неизмеримо больше нашего.

В воспоминаниях сослуживца моих родителей рассказывается, как молодой специалист, выпускник заурядного Станкина, по распределению приходит на коломенский станкозавод. Там ему немедленно, с места в карьер, велят проектировать какой-то узел. Без автокада, даже без калькулятора. Всего лишь с логорифмической линейкой и просто линейкой. Он, 22-летний парень, приступает к делу, и вскоре его изделие идёт в производство. Это была самая обычная история, рядом с ним был десяток таких же, а по стране - тысячи.

Что делает сегодняшний - средний, заурядный - молодой, с позволения сказать, специалист? Ему поручают ... ну, обзвонить клиентов. Или переформатировать прайс лист. Ощущаете разницу в умственном наполнении этих занятий? Вот именно...
Человек есть то, что он делает. Качая мышцы, он становится сильнее. Напрягая извилины - умнее. Не напрягая - глупее. Всё это на диво элементарно.

Сейчас часто попадаются публикации о том, что всё советское технологическое наследство мы проели: проржавело, развалилось, выработало ресурс. Хорошая статья на этот счёт в "Бизнес журнале".
Это всё верно.

Но это к сожалению далеко не всё, что мы проели.

Мы пустили по ветру те самые кадры, которые, по известному и совершенно справедливому изречению, "решают всё". Мы уничтожили самую суть, сердцевину всякого прогресса - индустриальное сознание. Заводы и фабрики можно разбомбить, но если есть люди, наделённые этим сознанием, они всё восстановят и пойдут дальше. Нет его - ничего не получится. Сегодня индустриального сознания и связанного с ним научного мышления - нет. Народ ориентирован на "изячный" досуг, необременительное времяпрепровождение в вузах с пересадкой в кондиционированные офисы. А ведь industria - исходно значило просто "трудолюбие"; во всяком случае, в трудах средневековых моралистов это значило именно "трудолюбие".

Теперь главное. Мы что, серьёзно намереваемся совершить технологический прорыв с наличным человеческим материалом? С теми кадрами, которые есть?
Или к нам приедут немцы-американцы и всех всему научат?
Кого они научат - офисных сидельцев? Выпускников эколого-политологически-культурологического университета?

Великие открытия и технологические свершения не растут где попало. Они растут на удобренной почве.
Они растут там, где имеется индустриальная среда, где миллионы мыслят техническими категориями, где мальчишки мечтают стать физиками и космонавтами, а не финансистами и чиновниками. Чтобы вырос один мировой чемпион, миллионы мальчишек должны прийти в спортивные секции. Чтобы родился Пушкин, нужна была такая среда, в которой каждый гусар писал девице в альбом стишки. Чтобы один добежал до финиша, на старт ддолжны выйти тысячи, а то и миллионы.
Мечтать об "экономике знаний", как это принято сегодня - это всё равно, что я буду мечтать, что мне приснится вторая таблица Менделева. А что? Менделееву же приснилась - авось и мне приснится.

Если мы в самом деле чего-то хотим - надо немедленно начинать реформу образования. Обратную той, которая идёт сегодня. Для начала понять, что нам надо, каков образ результата. Если хотим прорыва - надо заточить нашу систему на естественные науки и технику. Немедленно прикрыть, прямо в этом учебном году, все болтологические специальности. Сделать это немедленно, без всякой экспертизы - в секунду. Нам не нужны "менеджеры", "политологи", "экономические журналисты" и прочая паразитарная шушера. Поэтому закрыть одним движением всё, что наоткрывали с 1991 г. А остальное сократить раз в десять. Вместо этого - ПТУ и техникумы. Школа - компактная и нацеленная на подготовку квалифицированных рабочих и технических специалистов. За основу взять ту школу, которая обеспечила нам максимальные успехи - школу 50-х годов. Об этом я уж многократно писала, но большинство читателей восприняли это как неуклюжую остроту.

А дело-то серьёзное...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →