domestic_lynx

Category:

ЕЩЁ РАЗ О БАКАЛАВРАХ И МАГИСТРАХ


Я давно пишу о том, что в нашем наробразе есть штука посильнее ЕГЭ в смысле разрушительности  – это разделение высшего образования на две части: бакалавриат и магистратуру. 

И вот – диво дивное: на этот вопрос обращено высочайшее внимание. Президент Владимир Путин усомнился в целесообразности разделения обучения на бакалавриат и магистратуру, в особенности применительно к подготовке школьных преподавателей по русскому языку, - сообщает РИА Новости.

Тут же и Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая назвала эту систему «миной замедленного действия» и предложила  обсудить вопрос её необходимости в российских вузах.

Обсудить – да, надо. Но тут есть опасный подвох. Наша интеллигенция (любая – либеральная, патриотическая, всякая) имеет неистребимую, вековечную склонность к элементарным мыслям и простейшим слоганам. И очень не любит мысль сколько-нибудь сложную, неоднозначную, из которой прямо не вытекает «кто виноват?» и не следует элементарный слоган в стиле «Даёшь!» и «Долой!». Да, массовый человек везде и всюду мысли элементарно. Именно на него ориентируется агитпроп во всех странах мира. Но у нас неприятность состоит в том, что, похоже, так мыслит и та самая интеллигенция, которая должна по идее создавать смыслы и формировать адекватную картину мира в том числе и для принятия решений властью. На эту любовь к элементарным мыслям («карманным катехизисам») обращал внимание ещё Николай Бердяев в знаменитых «Вехах». 

Так вот, обсуждение, буде оно возникнет, не должно свестись к проклятьям бакалавриату-магистратуре как ядовитому плоду англосаксонского коварства, затеявшему погубить наше лучшее в мире образование. Надо серьёзно разобраться. 

Прежде всего, следует зафиксировать: разделение вузовского курса произвели у нас не потому, что сочли, что так НАМ будет лучше, а просто из подражания и стремления приникнуть к светочам и образцам.  Было объявлено, что эдаким манером наши специалисты будут востребованы за рубежом. Это  глупо в квадрате: во-первых, подлинные специалисты всегда были востребованы, а во-вторых, мы для кого готовим кадры - для себя или для заграницы? Но на это впопыхах никто не обратил внимания. 

Англосаксонская система (положенная в основу болонской) состоит в том, что сначала готовится специалист со средним специальным образованием, а уже на этой базе – с высшим. Сначала техник, потом инженер, сначала медсестра, потом врач и т.п. Прекращая учиться на стадии бакалавриата, человек не остаётся недоучкой, а становится всё-таки специалистом – со средним специальным образованием. 

Континентальная система, которая была и в СССР, принципиально иная. Она построена дедуктивно: от общего к особенному (выражаясь философски). В высшей школе на младших курсах изучаются теоретические дисциплины, а на старших – учат прилагать теоретические знания к практике. Когда у нас разрезали курс – получилось, что бакалавры выпускаются не специалистами, а просто недоучками, у которых в головах блуждает «взгляд и нечто», а профессии-то и нет. 

Каков выход? Их два. 1)  Вернуть всё на прежнее место, т.е. в течение пяти лет готовить специалиста, как это было при советской власти. Это самый простой путь.

2) Более сложный. Постепенно сделать нормой жизни среднее специальное образование. Для большинства производимых в обществе работ именно оно и нужно. Т.е. подавляющее большинство идёт в техникум и становится специалистом со средним специальным образованием. Далее лучшие, способнейшие, имеющие отличные оценки – сразу идут в вуз. Где курс построен применительно к ним – техникам. 

Такое уже кое-где есть. Сын моей сотрудницы поступил в колледж, готовящий мастеров дорожных работ. По окончании лучшие ученики, окончившие на 4 и 5, имеют право без экзаменов и бесплатно поступить в автодорожный институт на трёхлетний курс. Кое-где такая система была и при советской власти. Это очень хорошо. Рабочий, техник, инженер – это отличная профессиональная лестница. Для всех ли специальностей  это возможно? Для практических – да. Для теоретических – вряд ли. Стричь всех под одну гребёнку – не выйдет. Это – повторюсь – путь трудный. Он требует не просто объявить, что у нас теперь бакалавры и магистры, а реально изменить вузовский курс.  Готовы ли сами работники вузов к этому? Не знаю.

Но начинать надо с техникумов. Пускай идут туда после 9-го класса и учатся года четыре. И становятся техниками. И начинают работать.  Уверена: работодатели будут их охотно брать. Бакалавров не берут потому, что те, прослушав теоретическую половину курса,  ничего не умеют. Сами подростки и многие родители, похоже, охотно поддержали бы такой порядок вещей. 

Ну а потом, когда специалисты-техники поймут, что знаний не хватает, что хочется расти – пусть идут учиться дальше. Они и учиться будут по-другому, по-взрослому. Разумеется, если вообще будут нужны какие-то специалисты. Для развоза пиццы – всё равно, чему и как учиться. А таких «специалистов» становится всё больше во всех странах. Но это не от системы образования зависит. 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →