Category:

ЕЩЁ РАЗ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ

Всякая, даже малая, правительственная инициатива вселяет надежды на возвращение к здравому смыслу. Слишком мы уж устали жить в токсичном тумане вымышленного мира.

Таким шагом явилась объявленная цель – сделать медицинское образование целевым. Чтобы люди учились не вообще, а для дальнейшей работы в больницах и поликлиниках, притом в тех, где они нужны. То есть распределение, то самое советское распределение молодых специалистов, происходит не в момент выпуска, а до начала учения. Это очень верно, и это нельзя не приветствовать. Понимаю, что осуществить это нелегко, но если взяться – то можно.

Уверена: если мы как страна намереваемся двигаться вперёд, надо распространить эту практику на всё без исключения высшее образование. Поступая в вуз, человек должен понимать, где он будет трудиться после выпуска.

Это трудно. Сделать мгновенно и за один сезон – нельзя. Однако надо понимать, в каком направлении двигаться. И двигаться – пускай медленно, но неуклонно. Образование должно стать целенаправленным.

Сегодня оно – беспочвенно, бесцельно и ни на что не направлено. Вернее, направлено на сбор денег с населения. А сбор осуществляется путём удовлетворения невротической потребности родителей что-то сделать для детей. Иначе я не могу объяснить, зачем небогатые люди оплачивают своим едва успевающим оболтусам обучение во всяких финансово-юридико-лингвистических университетах, которые очевидно не приведут ребёнка ни к каким заработкам.

Есть и бесплатные места? Есть, и премного. Это значит, что государство оплачивает те же бессмысленные и беспочвенные места, где готовят тех, кто в принципе не нужен – всех этих бесчисленных юристов-экономистов-филологов-политологов. Забавно: все принялись учиться на экономистов именно тогда, когда было объявлено, что экономикой руководить не нужно, а всё сделает легендарная невидимая рука рынка. А тогда, когда все стали пользоваться Гугл-переводчиком, а на переговорах использовать только английский – количество «точек», где учат на переводчика – возросло в разы. Их и в моё-то время с трудом распихивали, когда был один Иняз, а теперь – это полная безнадёга. Если б на 20 лет был объявлен мораторий на выпуск всех этих так называемых «лингвистов» - никто б и не заметил, столько их уже навыпускали.

Ещё специальность, разросшаяся до размеров гомерических, - журналистика. Что ни барышня, то журналистка; слетаются, как мотыльки на лампу, на мечту о телевидении. Журфаки, которых при советской власти было штук пять на всю страну, теперь в каждой подворотне.

Надо перестать морочить голову молодым и честно закрыть 9/10 гуманитарных мест. Это постыдная обманка для молодёжи: готовят дипломатов, а получаются развозчики пиццы. Обманывать вообще плохо, а детей – вдвойне. 

Нужны ли гуманитарии? Очень нужны. Но их должно быть очень мало, и они должны быть очень качественные. Штучные. Надо сделать так, чтобы их учителя получали достойную зарплату, чтобы они имели время и мотивацию заниматься со своими учениками подлинно индивидуально, потому что специалисты гуманитарного профиля нужны только очень качественные. Средний сантехник – гож, средний специалист по международным отношениям или какой-нибудь межкультурной коммуникации – это несчастный, неприкаянный, никому не нужный, обманутый горемыка.

Кто нам нужен? Ну так, навскидку. Лесничие, например. Специалисты лесного комплекса. Дорожные строители и проектировщики. Если мы хотим осваивать нашу громадную территорию, надо строить коттеджные посёлки. Значит, надо разработать локальную систему жизнеобеспечения этих посёлков: тепло, свет, вода, отходы. Нужны образованные инженеры, способные это делать. Специалисты по переработке мусора нужны.

Словом, нужны мусорщики, а готовят юристов-международников.

Образование в нашей стране не должно быть коммерческим. Коммерческим может быть так называемое дополнительное образование, получаемое уже работающим гражданином. Ну и разного рода курсы – от НЛП до вышивания бисером.

Если у нас начнётся индустриализация, нам и нужно образование индустриализации, а не пенсионерства и пустопорожнего развлекалова. Идеально, чтобы ВСЕ имели рабочее место с самого начала. И это не так уж невозможно! Он учится в ПТУ при заводе, потом, положим, в техникуме. Хорошо учится – его пошлют в вуз, может быть, будут платить стипендию, и он вернётся на свой завод.

Школьник, поступая в вуз, тоже должен понимать, что по окончании он должен будет уехать по распределению лет на пять. Не хочет? Ну и не поступай. Расхотел по окончании? Верни деньги за обучение. В сущности, это то же самое, что нынче платное обучение. Мне кажется, сами молодые люди будут рады иметь гарантию рабочего места с приличной зарплатой.

Что делать с мириадами вузов, которые готовят «специалистов» в пустоту? Прежде всего, перестать их финансировать. Надо радикально сократить гуманитарные специальности (сюда, безусловно, входит экономика). Делать это, разумеется, поэтапно, по возможности мягко, но понимать: нельзя достичь серьёзной цели, никого не обидев и не задев.  

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →