domestic_lynx

Categories:

30 лет МАКДОНАЛЬДСУ

Сайт «Завтра» отметил юбилей, назвав его «постыдным» – 30 лет Макдональдса в России. Не то, конечно, постыдно, что у нас есть Макдональдс: он везде есть, а то, как народ в него ломился тридцать лет назад. Вот этого и устыдился сайт «Завтра»: предали-продали страну за буржуинскую котлету.

К публикации приложены фотографии, сделанные с высоты: очередь, даже для Советского Союза впечатляющая, змеится по всей площади. Забавно, что в тот давний день я эту очередь лично наблюдала, и тоже с высоты – со второго этажа библиотеки им. Некрасова, которая много десятилетий располагалась у начала Большой Бронной.  Я и ещё несколько читателей библиотеки, расположившиеся у окна, - смеялись: многочасовая очередь в закусочную быстрого питания – вот в чём нам виделся юмор ситуации.

А вот негодовать на глупых «совков», дрожавших на морозе, чтобы приложиться к  бургеру с колой, я бы не стала. Во все времена, во всех странах  массовый человек живёт потребительскими интересами. Так он устроен, так создан природой. Исключения существуют, но именно как исключения. А массовый случай – он такой. Потребительский. Можно сколького угодно негодовать, искать тех злонамеренных мерзавцев, негодяев-предателей коммунистической идеи, которые внушили массам мещанские взгляды и потребительские идеалы, можно даже попробовать «Творцу вернуть билет», но… ничего не изменится. Массовый человек будет хотеть потребительских ценностей, будет ими жить, больше всего ими интересоваться. Они же всегда будут у него предметами престижа и самоутверждения. Разумеется, конкретные товары и вообще предметы меняются – со временем, в зависимости от социального слоя, страны проживания. Совсем внизу, в бедности, - это дорогая еда, которую я могу себе позволить. С продвижением по социальной лестнице – одежда, машина, домашняя обстановка, жильё в хорошем районе.

Помню, в стокгольмском музее, знаменитом Nordiska museet, говорили: в XVII веке среди простой публики было страсть как престижно иметь… стул. Сидеть не на лавке, не на пне, не на табуретке, а – на стуле. Так что предметы престижа могут быть очень разные.

При этом еда всегда будет интересной, потому что это основа жизни, близкая всем – от грудного младенца до ветхого старика. Не зря о еде столько разговоров в интернете и по телевизору: что полезно, что вредно, как нас травят, можно ли есть ЭТО или лучше ТО. Включите телевизор в прайм-тайм – и там непременно что-то либо едят, либо, стряпают, либо сравнивают и изобличают фальсификаторов.

Советские люди были очень обделены потребительскими радостями.  Считалось, что главное у них есть, а всяких пустяков, вроде кафешек или фастфуда им не надо.  А хотелось не просто белков-жиров-углеводов, а – потребительских впечатлений. Человек ведь живёт не белками, а впечатлениями.  Этого, главным образом, не хватало.

Вспомните, чем торговали первенцы рыночной экономики, знаменитые КИОСКИ? В основном это были вещи, без которых лучше бы обойтись: жвачка, соки в коробочке, ещё какая-то химическая дрянь, которую надо было разводить в воде для получения шипучего пойла, косметика, китайско-турецкий яркий ширпотреб… Ну и, естественно, выпивка: пиво, спирт «Рояль» - символ эпохи. Это было нужно, желанно, это – шло! И это неоспоримо показало: народ в первую очередь хочет броской дряни, а не скромно-достойно-пресно-полезного. Пресно-полезного он захотел тогда, когда прочно его лишился. Вот этой броской дрянью был для народа Макдональдс. В первую очередь, не котлетой – впечатлением.

Так что не надо сильно корить за то, что продали идеалы за котлету. Так бывало с начала времён, правда, была не котлета, а - чечевичная похлёбка.

Народ ломился в Макдональдс потому, что не было изобилия нашего общепита. Теперь он есть, и Макдональдс – один из многих. Есть и прекрасные наши сети. Кто ездит по дорогам за городом, наверняка обращал внимание на закусочные «Помпончик» - не слишком диетично, но очень вкусно. Началось, кажется, в Ростове.  Общепит – это естественное поле работы мелкого частника; государство скорее построит космодром, чем сеть закусочных. Когда-то, ещё при советской власти, одноклассник моих родителей, ставший значительным партийным работником в Туле, говорил: «Ну разрешили бы частные кафешки – и вся проблема бы решилась». Не разрешили. И народ ломился в Макдональдс.

Шустрые люди подверстали туда любовь к Америке, которую упорно раскручивали. Какая-то заполошная журналистка, как сообщает «Завтра», даже написала, что стояла в той очереди за свободой, а вообще-то очереди всегда ненавидела. Да, Америка тогда была модна и желанна, но ещё желаннее было новое потребительское впечатление.

Большевики вплоть до самого краха так и не поняли натуру массового человека, его истинные потребности. Они пытались иметь дело с каким-то вымышленным «новым человеком» и страшно обижались, что он всё тот же «ветхий человек».

Поднимая из руин наше государство и общество, надо в первую очередь иметь прямой, без сентиментальности, взгляд на вещи. На человека, в первую очередь. 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →