Category:

СИДИ ДОМА!

Я не буду рассуждать о том, что такое эта эпидемия и этот вирус: знаний у меня никаких об этом нет, инсайдерской информации – тоже. Может, это бактериологическое оружие, как говорят одни, может, просто эпидемия гриппа, надутая СМИ до размеров феерических, словно лягушка из сказки, может – дымовая завеса, пущенная хозяевами мира для отвлечения публики от чего-то тайного, а может – то, другое и третье разом. Всё может быть, да это и не слишком важно. А важно то, что жизнь совершенно всерьёз изменилась, люди сидят по домам, один наш знакомый десять дней сидит, даже в булочную носа не кажет. И режим устрожается: Собянин уже цифровые пропуска вводит. И, похоже, вот так враз эти строгости и ограничения не отменят и после прекращения эпидемии.  Мне думается, объявят, что она-де прекратилась, но не вполне и не до конца, что она может в любой момент вернуться, поэтому надо соблюдать правила и ограничения, поскольку ничего не может быть важнее здоровья. 

А озабоченное и испуганное человечество меж тем будет вползать в новую эпоху. 

Несколько лет назад я назвала эту новую эпоху «Средневековьем 2.0». И наступит оно раньше, чем казалось и мерещилось. 

Разумеется, это не может быть повторением того, исторического Средневековья: в истории и вообще в жизни не бывает полных повторений,  но определённые реминисценции, некие стилистические черты на новом витке исторической спирали будут просматриваться. 

Важной чертой нового порядка жизни будут ограничения на свободу передвижения. Не так, конечно, как сегодня, но и того безудержного шатания взад-вперёд по земному шарику – не будет. Кто-то, разумеется, будет ездить, но сравнительно редко и по делу. А простой, массовый человек  будет всю или большую часть жизни проживать в родном углу. Как, собственно, и было  большую часть истории человечества. Мы  помним из школьного курса истории о крепостном праве, но относим его лишь к крестьянам. А ведь и посадским людям  не велено было уходить с их исконного места и бросать своё занятие. Жили они в своих посадах: кто в Садовниках, кто в Гончарной слободе, а кто и Толмачах. Уже в ХХ веке простой человек, желая уехать на более, чем сто вёрст, должен был уведомлять городового. 

Для чего это может понадобиться сегодня? Это упрощает управление. В нашей стране, где чрезвычайно низкая плотность населения, «закрепление кадров» (по советской терминологии) – это единственный способ добиться хозяйственного развития территорий. Отмена советской прописки привела только к гипертрофированному и неконтролируемому росту Москвы  и оголению всей страны. Скоро вся Московская область покроется лесом из многоэтажных монстров. Вирус, спасибо ему, может помочь остановить этот разрушительный процесс. 

Да, нужна материальная заинтересованность в жизни в Сибири или на Алтае, нужны современные удобства жизни, но, очевидно, ничего нельзя сделать, если там нет людей. Есть люди – можно сделать многое, нет людей – сделать ничего нельзя. И ничего подлинно большого и серьёзного нельзя сделать, если люди нынче здесь, а завтра – уехали искать лучшей доли.  Такие люди постоянно ощущают временность своего существования и вкладывать труд в его улучшение не будут. Очень часто человек никуда не уезжает, но и живёт  вполсилы и без радости. Я знакома с несколькими прямо-таки пенсионерами, и они продолжают размышлять на любимую тему: ах, зачем я тогда не уехал? 

А если возможности уехать нет в принципе – ну, значит, надо обустраивать жизнь здесь.  Зная твёрдо, что тебе здесь жить – поневоле будешь об этом месте заботиться. Сама по себе местность или населённый пункт ни хорош, ни плох: таким или иным его делают люди – своим трудом, любовью, заботой. 

Вирус, очень вероятно, изменит тип расселения. Люди перестанут непрерывно ездить. Окажется, что множество функций можно выполнять в онлайн режиме. Затруднения в поездке в отпуск постепенно изменят весь порядок жизни. Из бетонных человейников люди начнут выселяться в загородную местность, заселяя нашу громадную территорию. Это невозможно и утопично? А могли вы год назад представить себе то, что видите сегодня? И не абсурдно ли жить в 20-этажных  бетонных клетках, имея столько пустующей земли?   Разумеется, тут нужен народнохозяйственный план и большая, серьёзная работа. Работа созидательная.  Зачем уезжать куда-то, если тебе хорошо дома? Вот и надо сделать, чтобы дома было хорошо. Задача не в том, чтобы  люди с лёгкостью уезжали хоть на две недели из постылого места, а в том, чтобы нахождение дома сделать желанным и приятным. 

«Что только не было обещано человеку: страна Утопия, коммунистический рай, новый Иерусалим и даже далёкие планеты. Но он всегда хотел только одного: собственный дом с садом», - писал Гилберт Честертон, английский мыслитель и христианский писатель. И он был прав. Именно такая жизнь и нужна человеку. И, возможно, вирус поможет нам, русским людям, её достичь. Он подтолкнёт нас к ней. 

А как же дальние края и чужие страны? Телевизор, интернет поможет многое увидеть. Без ненужной езды и туристической толкучки. 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →