domestic_lynx

Category:

НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ ЭПОХИ

Накануне нового учебного года все гадают, как он начнётся: онлайн? Офлайн? С энтузиазмом подхватили  незатейливую мысль колумнистки ‘The New York Times’ Нелли Боулз,  онлайн – это для бедняков, а престижная публика выбирает живые сервисы. 

А как по-другому-то может быть? Всё, что становится общедоступным – автоматически перестаёт быть  престижным, и фокус престижа смещается на то, что доступно не всем. Когда большинство было селянами и работало в поле – иметь загорелую физиономию – это было «фи». А когда большинство стало работать в закрытых помещениях – загар стал признаком дорогостоящей праздности. Престижным стал. Ровно так же и гаджеты, и онлайн сервисы.  К качеству и эффективности это отношения не имеет – только дороговизна и недоступность. 

То, что сегодня происходит в образовании, гораздо значительнее и шире всех этих горячих дискуссий про онлайн и офлайн. Та или иная система организации учебного процесса – это техника. А суть  гораздо масштабнее. И состоит она в  тектоническом сдвиге образовательной парадигмы. Короновирус и все сопутствующие ему ужимки и прыжки – это просто проявитель, возможно, катализатор этого сдвига. Слома прежней парадигмы. 

Мы упорно не хотим этого замечать. Нам кажется, что всё это ошибка, происки врагов и достаточно вернуться к доброй советской школе, как  морок развеется и всё будет чрезвычайно хорошо, как говаривал герой Ильфа и Петрова.  

Меж тем сегодня мы присутствуем при умирании системы массового стандартизированного образования. Эта система – порождение индустриального общества. Человек в таком обществе – это деталь громадного механизма индустриальной цивилизации, деталь, которая должна работать определённым, предусмотренным проектировщиком образом. Как ни визжали прогрессисты по поводу сталинских «винтиков» - это неоспоримый факт, в котором нет ровно ничего оскорбительного. Огромная фабрика, организующая трудовое взаимодействие необозримого трудового коллектива – вот метафора и одновременно идеал индустриального общества. И образование было заточено под него. Образование – это всегда инструмент для формирования того человеческого типа, который требуется в определённую эпоху. 

До индустриальной эпохи массового стандартизированного образования не было. Знания и умения, накопленные в обществе, безусловно, передавались новым поколениям, но способы этой передачи были разные, не всегда формализованные. Преобладало индивидуальное обучение. Любопытно, что сам феномен урока, работы одновременно с целым классом изобрёл чех Ян Коменский в XVII веке. До этого учили индивидуально, даже если ученики сидели в одном месте. 

Сегодня мы видим распадение прежде стройной системы на огромное количество фрагментов, разных траекторий. То, что многим кажется, чем-то случайным – на самом деле может оказаться проявлением новой парадигмы. 

Например, домашнее образование. Оно занимает всё большее пространство. Публикой овладевает идея: хочешь чему-то подлинно научиться – учись частным образом. Школа всё больше становится просто площадкой для тусовки и средством социализации, чем прежде был двор. Активизировались мамы и бабушки: многие сами взялись за обучение детей.     

Мне кажется, гораздо умнее учить своих внуков, чем заниматься какими-то высосанными из пальца «активностями» в рамках программы «Московское долголетие». 

Знаменитый педагог Ушинский когда-то написал свою  «Азбуку» не для школы – он посвятил её русским матерям; в предисловии он писал, что нет ничего полезнее и увлекательнее обучения собственных детей. 

Я лично учила своих детей иностранным языкам, при этом я не педагог – ни по диплому (по диплому я переводчик), ни по роду занятий. И ничего – справилась. Сын в 15 лет делал ровно то, что делает выпускник переводческого факультета Иняза: переводил на встречах и переговорах с иностранцами. 

Я встречала отца, который работает на дому программистом. Он с увлечением учит своему ремеслу двоих сыновей, надеясь вырастить из них хороших профессионалов. 

Не все же это могут! Некоторые не умеют! А и не нужно, чтобы нечто делали ВСЕ. В том-то и штука, что резко возрастает разнообразие способов жизни и способов обучения.  

Если так дело пойдёт, то образование в перспективе станет частным делом семей. А что же государство? Думаю, оно будет давать семьям те деньги, которые предназначает на образование каждого ребёнка, а родители решат, каким учителям их уплатить. Маленькие школы, частные пансионы – всё это было когда-то и, согласно гегелевской триаде отрицания отрицания, может возникнуть снова. 

Увольнение начальника московского наробраза г-на Калины – имеет символическое значение. Ночь особенно темна перед рассветом. В последнее время стандартизация обучения достигла своего апофеоза: ЕГЭ, отсечение лишних слов в сочинении, громадные школы-комбинаты, дипломы непременно государственного образца. Всё это видится мне как предсмертная ремиссия стандартизированного образования. Больной всё равно умрёт. И родится что-то новое. Оно уже растёт, как молодые берёзки среди развалин. Надо только увидеть и поддержать. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.