domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Похвальное слово невежеству - 3

Накануне "Дня знаний" - 1 сентября заканчиваю (возможно, не навсегда) разговор об образовании. Спасибо всем моим многочисленным анонимным собеседникам: их комментарии помогли мне точнее уяснить мои собственные мысли и выявить их слабые стороны. Спасибо всем, кто откликнулся.

Теперь по существу.
Я вовсе не такой мракобес, каким, возможно, кому-то показалась. Я не только не против знаний - я целиком "за".
Один из корреспондентов укорил меня в буржуазности: я-де хочу держать народ в темноте и невежестве, чтобы сподручнее было снимать с офисного пролетария прибавочную стоимость. Так вот мне было бы выгоднее, если бы мои работники были более квалифицированны, толку бы от них было больше и, по-видимому, прибавочной стоимости тоже. Поэтому у нас в компании есть целый отдел обучения и развития, а первое сентября мы отмечаем как День знаний и даже проводим в этот день специальную конференцию. Отмечаем мы, представьте себе, и день Учителя - и тоже организуем семинар.

Вообще, по моему твёрдому убеждению, каждый работник, где бы он ни работал, должен непрерывно учиться, повышать свою квалификацию, как говорится "расти над собой". Как могу, я стараюсь, создать именно такую атмосферу в своей организации.

Но знания должны быть не пустопорожними, а вытекать из потребностей дела и воплощаться в дело. Я целииком за такие знания.

Так против чего же я возражаю?
Я решительно против всеобщего одипломливания населения. Против этих уродских образовательных новоделов, которые наоткрывали за последние двадцать лет в каждой подворотне. Настоящие знания и ценные навыки не имеют ничего общего с той пустопорожней схоластической мурой, которая сегодня называется высшем образованием.

Я считаю, что все эти "эколого-политологические", "международно-правовые", "лингвистически-культурологические" надо немедленно перевести в ранг народных университетов культуры. Пускай они существуют и удовлетворяют чью-то высокую жажду знаний, а дипломов - не дают. То есть пусть они не меняют статус человека. Вот тогда-то мы и узнаем, зачем люди не на словах, а на деле идут в "эколого-политологические". Знания, даваемые этими заведениями, останутся на прежнем месте, не будет только диплома. Пойдёшь? Полагаю, девять из десяти благоразумно останутся дома. Тем самым ответят на вопрос: зачем люди идут в вузы.

Некоторые считают: какая разница - давать дипломы или не давать. Ну хотят они быть "верхнеобразованными" - ну дайте им диплом.

Это ошибочная позиция.

Диплом, даже при всей его нынешней легковесности, что-то значит. Да, это всего лишь "бумажка", но ведь мы живём в мире "бумажек", неких социально признанных символов. Брак - бумажка, а сколько возни вокруг этой бумажки: кто-то жаждет "окрутить" кого-то, кто-то, напротив, готов жить в "гражданском браке", а на "бумажку" никак не соглашается... Или прописка (по-нынешнему "регистрация"). Мы недавно продали свою московскую квартиру за ненадобностью и прописались в подмосковном посёлке, где фактически проживаем уж десять лет. Наша родственница пришла в ужас: мы так трагически понизили свой статус - лишились московской прописки.
Так что не надо недооценивать значение бумажек: они реально влияют на самоощущение людей и на их мысли по поводу самих себя.

Так вот о дипломах.

Человек, получивший диплом, начинает воображать себя чем-то отличным от себя же, но без диплома. Он совершенно не задумывается о том, что он такое особенное знает, а паче того - умеет, просто он теперь человек статусный - верхнеобразованный. У него "диплом государственного образца", как пишут в объявлениях, завлекающих в "эколого-политологические". А это что значит? Значит, государство признало его образованным - специалистом. Отсюда деалается вывод: ему кто-то чем-то обязан. Все эти рассуждения, разумеется, происходят на смутно-подсознательном уровне, скорее на уровне ощущений, но смысл их примерно такой: "Я уже не простой, я - с высшим образованием. Значит, я должен занять какое-то подобающее место". В чём состоит это место, как оно выглядит - непонятно, но простую работу выполнять западло. Скорее всего, жизнь заставит её выполнять, но это будет обида. Обида на жизнь, на работу, на начальство или уж сразу на "эту страну", которая не ценит своих специалистов.
В позапрошлое воскресенье на рынке я встретила одного такого и даже с ним поговорила. Он, по его словам, имеет аж два высших образования - что-то военное и экономическое. Он "не востребован", поэтому ему приходится чем-то торговать. Торгует он плохо, без интереса к делу, без любви к покупателям, а без этого торговля не идёт - это я говорю, как торговый работник со стажем. По какой-то неведомой причине мужчина уверен, что кто-то, тоже неведомый, ему чем-то неведомым обязан. И то сказать: выписал "диплом государственного образца" - изволь ответить за базар.

Человек, получивший злополучный диплом оказывается странным образом не в лучшем, а в худшем положении по сравнению с простым неучем. Неуч ставит вопрос так: мне надо как-то добыть средства к жизни. Он напрягает "соображалку", включает свой здравый смысл, берётся за любую работу, пытается делать её лучше - и часто достигает успеха. У него нет априорных представлений о той работе, которую он готов делать и той, которую не готов - потому он выбирает из большего количества возможностей. Дипломированный имеет мало здравого смысла и массу пустопорожних претензий: я - экономист-международник, а они меня -мешки таскать. Нет, в этой стране мне делать нечего, недостойна меня страна.

Странным образом, под влиянием пятилетнего сидения в вузе очень многие лишаются простого народного здравого смысла, замещая его в своих головах какими-то отрывками полузнаний и копеечной наукообразной трухой. Какая-то смесь высоких истин экономикса, матанализа, теории государства и права и того, чему учит Ксюша Собчак с плаката , призывающего поступать в институт корпоративного предпринимательства.
Простой человек действует здравым смыслом, знает своё место и не воображает о себе лишнего. Верхнеобразованный ничего не умеет, но воображает о себе нечто и имеет претензии к миру. Это вредно в первую очередь ему самому, это его тормозит и приводит к фрустрации. Мир кажется ему злым обманщиком: поманил и бросил.

Не дали б ему диплома - куда лучше бы он вписался в жизнь и большему бы научился.
Это я говорю на основании знакомства с огромным количеством молодых и не особо молодых людей.

Для каких-то работ, очевидно, нужно настоящее высшее образование. Получать его должны только те, кто уже в 14-16 лет показали свои способности к умственной работе. Получить его должно быть настолько трудно, что просто так, от скуки, туда никто не должен лезть. Трудно не материально, а интеллектуально. Высшее образование должно действительно означать высокий уровень знаний и способность эти знания не только усваивать, но и производить. Таких людей, я думаю, единицы процентов. Вот столько и должно быть людей с высшим образованием.

А остальные - ПТУ, техникумы и огромное количество разных курсов, школ и т.п.
Кстати, такой подход позволит в массе раньше начать работать: не в 23 года, а в 18-20 лет. Гигантское количество человеко-лет ударного труда сэкономится! А труд, в отличие от пустопорожнего сидения в вузе, поигрывая под партой в телефон, - облагораживает. Нас учили, что труд сделал из обезьяны человека. В настоящее время передовая наука это оспаривает. Но одно неоспоримо: в отсутствии труда человек превращается если не в обезьяну, то уж в свинью - точно. И объективно поголовное высшее образование этому прискорбному процессу много способствует. Пятилетнее упражнение в праздности и пустопорожности приводит к необратимой порче человеческого капитала.
Subscribe

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • ГРЯДЁТ РЕВОЛЮЦИЯ?

    В России явно готовится революция. Цветная или ещё какая – не так важно. Важно, что революция. Поэтому, глядя на школоту Навального, да и…