Прогуляйтесь по центру, почитайте вывески. Л Етуаль, Рив Гош, Ми Пьяче. Мы вообще где? Или мы уже настолько граждане мира, что все наши соотечественники овладели основными иностранными языками? Так нет же! Когда в нашу компанию звонит по телефону иностранец, начинается беготня по этажам, в поисках кто бы ответил - секретарша может только "Джаст э момент". А секретарша "с языком" - это за отдельные деньги. В чём же дело? В мечте. Мы все мечтаем стать ... иностранцами.
В сознании нашего народа (или в коллективном бессознательном - если кто любит наукообразную терминологию) с незапамятных времён живёт бацилла. Своего рода ментальная зараза.
Зараза низкопоклонства перед Западом.
Иногда болезнь принимает острую форму, доходя до горячки с бредом, как это было в эпоху Перестройки и того, что ей воспоследовало. В то время, помнится, мой сын (тогда ему было лет десять) меня удивил. "Хочу, - говорит, - быть иностранцем". Не пожарным, не космонавтом - иностранцем. Ребёнок впитал общую атмосферу: лучшее - иностранное, значит лучшие люди - иностранцы. Я хочу быть лучшим, значит, хочешь-не хочешь, становись иностранцем. Вполне даже логичо.
Бывают периоды, когда очаг западнизма воспаляется, бывает - болезнь носит малозаметную, хроническую форму, но полностью никогда не исчезает.
Принято считать, что началось это с эпохи Петра I, с его насильственной модернизации. Но ведь и Пётр не на пустом месте возник.
Говорят ещё про географию. Предрасполагающий фактор - двойственное положение России - "между монголов и Европы". Кто-то из умных немцев сказал, что Россия - это запад Востока, а Германия - восток Запада; этим объясняется любовь-ненависть, искони связывающая наши народы. Полукровки часто ощущают острую потребность понять: кто же я на самом деле? Так и мы уж который век всё спорим, кто же мы и на кого нам надо быть похожими, кого "принять за образцы". Принимают чаще всего - Запад.
Классик русской литературы полунемец Герцен писал:
"Мы до сих пор смотрим на европейцев и Европу в том роде, как европейцы смотрят на столичных жителей, - с подобострастием и чувством собственной вины, принимая каждую разницу за недостаток, краснея своих особенностей, скрывая их, подчиняясь и подражая. Дело в том, что мы были застращены и не оправились от насмешек Петра I, от оскорблений Бирона, от высокомерия служебных немцев и воспитателей-французов". (Былое и думы. М Правда, 1983, с.138).
НИЗКОПОКЛОНСТВО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ
Время от времени возникают попытки всё переиграть и сделать наоборот. Борьба с "космопоолитизмом и низкопоклонством" чаще всего оказывается ещё более уродливо-комичной, чем само низкопоклонство. Вообще, анти-что-то чаще всего глупее и пошлее самого явления: антикоммунизм глупее коммунизма, антисталинизм глупее сталинизма. О послевоенной государственной кампании за утверждение нашего национального своеобразия хорошо рассказала И.Грекова во многих своих произведениях.
Борьба с низкопоклонством - обратная сторона того же низкопоклонства. Это то же низкопоклонство только с обратным знаком. Разница лишь в том, что "положительный" низкопоклонник стремится во всём уподобиться Западу, а низкопоклонник, так сказать, "отрицательный", стремится ни в коем случае ничем не уподобиться Западу. Но отправной пункт у обоих один - Запад. Ни тот, ни другой не пытаются жить своим умом, заниматься своими делами и решать собственные задачи. К тому же все кампании носят истерический характер, а истерика не может быть длительной. К сожалению, борцы с низкопоклонстовом вошли в историю как русопятствующие идиоты, и, надо признать, они сами внесли существенный вклад в эту формирование этой печальной репутации. После пароксизма "национальной гордости" и "национального своеобразия" мы снова с облегчением возвратились (и всегда возвращаемся) в лоно привычного низкопоклонства.
Но всё же остаётся вопрос: а почему нашему народу непременно нужно кого-то копировать (или анти-копировать)? Откуда эта неодолимая потребность? Географическим положением этого не объяснишь. Слабовато будет.
"О ВЕЧНО БАБЬЕМ"
В подобострастной любви к Западу, в готовности признать в нём идейного вождя проявляется духовная слабость нашего народа. В психологии есть такое понятие - перцептивность: стремление получить все блага извне, от кого-то другого, внешнего, а не от себя самого. Нашему национальному характеру присуща перцептивность. В ней, а не в географиии - исток нашего западнизма.
Только не надо обижаться и возмущаться. Признать за собой слабость (как индивидуальную, так и национальную) не только не стыдно - необходимо. Это первый шаг к преодолению слабости. Отрицание слабости, напротив, загоняет её внутрь и только её усугубляет. Только признание и преодоление слабости создаёт силу. Сегодня нам очень нужна сила. А основой любой силы, от интеллектуальной до военной, является сила духа. Она правит бал, она - основа всего. Её можно увеличить. Нравственные мышцы можно так же накачать, как бицепсы и трицепсы.
Василий Розанов, сто лет назад бешено популярный, говорил о "вечно бабьем в русской душе". Собственно, с этим выражением он и вошёл в историю: кто ровно ничего о нём не знает и не читал, про "вечно бабье" всё равно слышал. Действительно хорошо сказано и верно. Его современник Н.Бердяев писал, что душа русского народа - женственная, она всё "невестится" и ждёт "мужа", который всё организует и объяснит, как жить. Это чрезвычайно верно. Все наши основополагающие, руководящие и направляющие учения - западные: от ленинского марксизма до гайдаровского фритрейдерства. Налицо неодолимая потребность "отдаться", не жить своим умом.
Историческая легенда о призвании варягов - в высшей степени "бабья" (в розановском смысле): придите и всё организуйте. Может, ничего такого и не было (да скорее всего и не было), но самый факт, что выдумали именно это - о многом свидетельствует. Народная мечта: придёт кто-то умный и сильный, нас, дураков, научит и всё устроит как сам знает. А мы в это даже и вмешиваться не будем. Зачем вмешиваться, когда он и сам всё знает.
Мечта вполне обломовская. Помните, Илья Ильич Обломов доводил свои дела до ручки, и тут появлялся кризисный управляющий немец Штольц и всё разруливал. Можно было и дальше не заниматься своими делами.
Это и есть тайный идеал нашего народа - не заниматься СВОИМИ ДЕЛАМИ. Он широчайшим образом проявляется и на уровне частного существования, и в общей, народной жизни. Именно поэтому у нас не удаются даже вроде и незатейливые вещи: кондоминиумы, кооперативы. Неохота... Пускай нам наладят.
Кстати, прославленное долготерпенье русского народа, его способность переносить непереносимое - тоже, в сущности, бабское качество. Известно, что женщины и терпеливее, и живучее, чем мужчины. Напрячься, добыть, сделать, добиться сносного существования - это более мужская модель поведения. Перетерпеть, выжить, приспособиться - более женская. В каких-то жизненных ситуациях оказывается более полезной одна модель, в каких-то - другая. Когда требуется перетерпеть, а такая нужда в истории - нередкое дело, тут мы на коне, это наша сильная сторона. Когда требуется "строить и месть в сплошной лихородке буден", да ещё не имея погонялы с кнутом или наганом - тут мы немедленно садимся в лужу. И там уютно сидим. Вот как сегодня.
Как только ослабляется давление в историческом котле, как только падает общая энергетика народа, немедленно появляется и овладевает массами мысль: ничего не надо выдумывать - сделаем по западному образцу, и всё получится прекрасно. Это как микроб, который никуда не девается, но особенно мощно размножается в ослабленном организме.
Западнизм в нашем народе - это всегда упадок духа и воли, нежелание взять ответственность за свою жизнь на себя.
"Я ВСПОМИНАЮ ВСЁ СНАЧАЛА..."
Мои личные сознательные воспоминания начинаются с середины 70-х, со зрелого, так сказать, Застоя.
Говорят, в ту пору общество, в частности , молодежь, утратило идеалы. Ничего подобного! Идеал был ясен и крепок: Запад. Тогда редкие люди ездили за границу, но почему-то верили: ТАМ гораздо лучше, там всё сделано правильно и по уму. Такая была, выражаясь языком той эпохи, "чёткая идейная позиция". В житейско-практическом преломлении она выглядела как мечта как можно меньше присутствовать "в этой стране".
Помнится в начале 80-х годов мне довелось недолго потрудиться в Минвнешторге. Там я обогатилась таким речевым оборотом. "Х. уехал в длительную командировку в Италию". - "А сколько он ЖДАЛ?" Находясь в "этой стране", можно было только ЖДАТЬ, ждать истинной жизни, которая начинается только ТАМ.
В те поры похвалой удачливому карьеристу, произносимой со смесью зависти и восхищения, было: "Из заграниц не вылазит".
Реального, так сказать, эмпирического, Запада никто в то время толком не знал, за микроскопическим исключением, но тем беззаветнее была всенародная любовь. Это и понятно: обожать сподручнее далёкое и неведомое - вроде как рыцарь прекрасную даму. Кстати, в той давней распре славянофилов и западников знатоками Запада были скорее славянофилы, чем западники.
Интеллигенция обожала западные книги, фильмы, журналы - всем этим полагалось восхищаться. Это была своеобразная интеллигентская корпоративная норма - восторг перед Западом. И не моги усомниться: заклюют. Свои же и заклюют. Всё, что можно было прочесть плохого или просто не феерически прекрасного о Западе, - всё это решительно отвергалось как мерзкая в своём убожестве совковая агитка, придуманная большевиками, чтобы спрятать от народа земной рай - Запад.
На выставки вроде "Быт и моды Италии" стоял форменный лом, не протолкнёшься.
Помню, как-то подруга раздобыла журнал “Elle", мы его жадно прочли. Мне он показался дурковатым. "Ну тогда тебе надо читать "Работницу", - осадила меня подруга. Я, конечно, постеснялась признаться, что "Работница" кажется мне куда как умнее. Я даже сама, помнится, внутри себя устыдилась своей отсталости и провинциальности.
Я вспоминаю эту чепуху, чтобы воссоздать атмосферу. Такая была атмосфера. Мы все этим дышали. И покойный Гайдар, мой сверстник, дышал. И старшие товарищи Горбачёв с Ельциным...
Сегодня мы квохчем: ах, зачем мы стали насаждать западные модели, либерализм, то, сё... Даже Ходорковский из своей отсидки что-то против либерализма пишет.
А как могло быть по-другому? Что любили, то и насаждали. Ах, зачем, зачем мы подарили Западу Восточную Германию? Полноте, да разве жалко чего-то для любимого существа? "Коль любить - так без рассудка" - это ведь про нас сказано.
На рубеже 80-90-х годов ВСЁ, приходящее с Запада, автоматически объявлялось феерически прекрасным и подлежащим немедленному "претворению в жизнь", как чуть раньше исторические решения очередного съезда КПСС. При этом, обнаруженное в какой-нибудь одной стране - немедленно объявлялось общечеловеческой ценностью и неопровержимым признаком цивилизованности. Суды присяжных или двухступенчатая система высшего образования - всё это объявлялось общечеловеческой ценностью. И плевать, что на самом Западе это скорее исключение, нам не до этих нудных подробностей, нам надо поскорее свалить ненавистный совок и заменить сияющим Западом. "Во всех цивилизованных странах..." - дальше можно было нести любую бурду, возразить никто не смел.
И нечего хихикать - вас, товарищ, это тоже касается.
БЫЛ ЛИ ГОРБАЧЁВ ПЛАТНЫМ АГЕНТОМ ЗАПАДА?
Сразу скажу: я не имею доступа ни к каким секретам. У меня и нет к ним жгучего интереса. Гораздо занятнее делать выводы из того, что может видеть и читать каждый. К тому же мне свойственно думать о людях скорее хорошее, чем плохое.
Так вот о Горбачёве. Распространённое в народе предположение, что он был завербован - вообще-то понятно: слишком много он подарил Западу. Как-то, ещё в начале 2006 г, мне привелось посмотреть документальный фильм про маршала Ахромеева, погибшего при странных обстоятельствах в августе 1991 г. Говорят, генерал слишком много знал про наши чисто военные уступки Америке. Уступки вопреки своим интересам, ясное дело.
И несмотря на всё это, мне кажется, что Горбачёв действовал бескорыстно. Исключительно из нашей традиционной восторженности и радостной готовности распластаться перед Западом. Чтоб ПОХВАЛИЛИ, ПРИЗНАЛИ СВОИМ. Чтоб полоумные западные обыватели махали флажками и орали: "Горби! Горби!" - вот радость-то! Прямо светлый праздничек. Да за это полстраны не жалко! Забирайте!
С Ельциным такая же история: ведь это ж надо, простой уральский парень - и вдруг принимают его на самом Западе, по плечу хлопают, за своего держат.
В этом желании нравиться та же слабость и "вечно бабье".
Это глубоко укоренившийся оборот мысли. Даже не мысли, а чувства, даже не чувства, а чего-то глубоко въевшегося в обмен веществ русского человека. В общем, "поведенческий паттерн" - скажем по-западному, уж извините.
Тургенев в мало читаемой (а зря!) повести "Дым" рассказывает: степной помещик, богатый, с трепетным пиететом входит в "позорную гостиную" какой-то дамы полусвета, шлюхи, если по-простому. "Где же это я? - думает он с восторгом. - У самой Адель!" В общем, повезло парню, жизнь удалась - признали на Западе. Таким степным помещиком (и правда ведь - из степи!) был Горбачёв.
НАС НЕПРАВИЛЬНО НАУЧИЛИ!
Сегодня только ленивый не пинает либерализм, глобальную экономику и прочее фритрейдерство. Ах, для нас это не годится! Нас неправильно научили "чикагские мальчики". Ах, оказывается (оказывается! - у нас всё как-то случайно оказывается) Запад при развале СССР преследовал свои цели. А какие он должен преследовать цели - мои? Или ваши? Каждый должен преследовать свои цели, если он не самоубийца. А цели Запада искони были противоположными нашим, и в этом нет ничего потрясающе нового. Об этом в любом учебнике написано - от "Истории СССР" за 8-й класс до "Гражданской обороны".
Оказывается, для процветания сельского хозяйства развалить колхозы недостаточно. Оказывается, западная фермерская система у нас не действует. Она, оказывается, и у них-то действует только благодаря гигантским госвливаниям и то через пень колоду.
Оказывается, отмена проклятой прописки, исчадия кровавой гебухи, привело не к процветанию свободной личности, а невиданной преступности и перенаселению Москвы. Оказывается...
Ах, какие бяки эти дяди из Мирового банка или откуда они там нас учили.
Дорогие друзья! Ну сколько ж можно? Вас учили те, у кого вы пожелали учиться. Учили в своих (не ваших) интересах. К тому же сами учителя не семи пядей во лбу. Чему умели - тому научили. В конце концов, они так живут, и вроде получается. А получится ли у нас - тут уж сами должны были думать.
Кто именно должен был думать? Интересный вопрос. У меня тут есть некоторые соображения.
В каждом народе есть "думная" прослойка. Она освобождается от грубого труда для того, чтобы думала и снабжала общество знаниями. Истинными знаниями. Её задача - знать. Мой любимый писатель Михаил Веллер придумал хорошее слово - "пониматель". Быть "понимателями" - такова задача интеллектуалов. Которые в очках и яйцеголовые.
У нас интеллектуалов нет. У нас на их месте - интеллигенция. Наша замечательная интеллигенция, печальница горя народного, против которой не смей слова дурного молвить, наше всё.
Только вот наша интеллигенция чрезвычайно напоминает мне дурных, нерадивых служащих. По опыту руководителя компании я давно заметила: если служащий не исполняет толком своих прямых обязанностей, он не просто бездельничает, нет. Он непременно делает массу лишнего: кому-то помогает, во что-то лезет, где-то интригует, даёт дурацкие советы и выдвигает нелепые инициативы. Ровно так и интеллигенция. Вместо того, чтобы наращивать понимание общественных процессов, она страдала, печалилась, жертвовала собой, ну там ещё интриговала по кафедрам и НИИ - смотря по личной склонности. Андропов произнёс, в гроб сходя, загадочную фразу:"Мы не знаем общества, в котором живём". А где же были все эти академии общественных наук, бессчётные НИИ? У самого Андропова, говорят, были в подчинении обществоведы в штатском и с погонами. Ну и...?
Любопытно, что и сегодня никто не отказывается от достижений "цивилизованного человечества". Низкопоклонство неистребимо, и никакие эмпирические факты не способны его поколебать. Инновации в образовании, которые в ближайшее время добьют то, что ещё осталось - один из многих примеров.
Низкопоклонство перед Западом - это слабость, духовная вялость, неготовность думать своей головой и работать своими руками.
Борьба с низкопоклонством - это борьба за личную активность. Низкопоклонство преодолевается мужеством и активной самостоятельностью. Низкопоклонству противостоит личная ответственность, деятельная бодрость с ясным сознанием своего интереса и своих целей. Знаменитая фраза Черчилля "У Британии нет постоянных друзей - у неё есть постоянные интересы" хорошо выражает позицию, противоположную низкопоклонству. Именно такому подходу к делу - самостоятельному и мужественному - нам надо учиться. Безо всякого низкопоклонства.
А что касается технических навыков - не вредно и поучиться. Я слышала по радио, что немцы свои пятиэтажки реконструируют за неделю, приводя в современный вид и надстраивая ещё этаж. У нас попробовали, провозились два года, потом Лужков пожалел жильцов-страдальцев и велел ломать. Вот бы нам того немца позвать... Впрочем, у нас на стройках ковыряются одни таджики.