domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

Как хорошо уметь читать

"Литературная газета" попросила меня высказаться на тему литературы и чтения. Почему-то им захотелась напечатать на эту тему статью именно предпринимателя.
Почитайте и вы, дорогие френды.

«КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ»

БАБУШКА И ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Моя тульская бабушка Александра Игнатьевна была учительницей начальной школы. Вся её жизнь была учительством, она и умерла – работая, ни дня не была на пенсии. С нею я проводила всё летние, а часто и другие каникулы.
Сказать, что это она приобщила меня к книге, приохотила к чтению – нельзя. Как нельзя сказать, что кто-то меня приучил есть хлеб, приохотил пить воду или дышать воздухом. Книги были естественной частью жизни, я даже не подозревала, что можно – иначе. Родился ребёнок, едва начал что-то соображать – приходит пора книги. Сначала читают ему взрослые, ну это понятно, его сначала и в коляске возят, сам-то ходить не умеет. А подрос – читает сам, по-другому и быть не может. «В каждом доме,/ В каждой хате,/ в городах и на селе начинающий читатель/ Держит книгу на столе» - это мы, помнится декламировали на так называемой «Неделе детской книги» - была такая неделя; занимала все весенние каникулы. Так что дело тут не в семейных традициях или в личных свойствах бабушки. Такая была тогда атмосфера в обществе, этим дышали.
А вот что было особенное – это культ Льва Толстого. Бабушка и жила на улице льва Толстого, дом 64. В Туле до сих пор почитают Толстого. Но моя бабушка прямо-таки преклонялась перед его гением. И не просто преклонялась – непрерывно читала и стремилась жить по его заветам. Было у неё собрание сочинений (или просто отдельные тома – по правде сказать, не помню). И она их непрерывно перечитывала и многое рассказывала мне. Помню, сидим мы с ней вдвоём в её деревянном домике, увешанном самоделками учеников, она непрерывно вяжет – и рассказывает, чему учил Лев Николаевич – так она всегда называла Толстого. Потом, уже взрослой, я поняла, что читала моя бабушка не только романы, но и то, что средний человек не читает, – публицистику.
По бабушкиным понятиям, чтение, размышление было делом важнейшим, главным. А быт – второстепенным, пустяковым, просто обеспечение главного. При этом быт был трудным: печку - топи, вода – с колонки (правда, колонка рядом, - радовалась бабушка). При этом бабушка как-то успевала и вязать: я ходила с ног до головы в её изделиях; сегодня они считались бы «авторскими» и «дизайнерскими», а бабушка соответственно «стилистом».
Чему она меня учила? Вернее, чему через неё учил Лев Толстой?
Спрашивай себя каждый вечер: что я сделала полезного для людей? В человеке есть существо духовное и животное. Животное хочет спать до полудня и есть сплошное мороженое, - объясняла бабушка. А духовное велит: вставай и принимайся за дела. Человек должен постоянно учиться и работать над собой. Самосовершенствоваться. Если все люди станут умными, культурными, скромными, трудолюбивыми, то и жизнь вокруг станет прекрасной. А поскольку не все это понимают – много в нашей жизни ещё безобразий, - вздыхала бабушка. Это, наверное, противоречило господствующей доктрине: у нас принято возлагаться на общественные условия, экономическую формацию и ждать добрых перемен откуда угодно, только не от себя. Смесь школярского истмата с нашей традиционной обломовщиной – до сих пор господствующая у нас философия. А вот бабушка, коммунистка, депутат местного совета, заслуженная учительница РСФСР, - учила начинать прежде всего с себя. Умерить потребности, как учил Л.Н., не выпрашивать у родителей новых кукол и нарядов, а больше учиться, читать, помогать взрослым, чтобы потом принести больше пользы людям. От неё я узнала сократовское: «Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть». К сожалению, сегодня царит обратное: мы живём, чтобы «брать от жизни всё» - таков господствующий тренд. Ещё бабушка, вслед Толстому, учила меня как можно меньше пользоваться чужим трудом: что можешь – делай сама: пришей пуговицу, приготовь еду, уберись в комнате, учись делать мелкую починку. Сегодня, когда я по-буржуйски обзавелась кое-какой прислугой, нет-нет да и кольнёт мимолётно: неправильно живу. И тут же вру себе: это я по занятости, а не от лени; опять же рабочее место для гастарбайтеров - Вы уж не судите строго, Лев Николаевич.

«НИЧТО НА ЗЕМЛЕ НЕ ПРОХОДИТ БЕССЛЕДНО»

Сегодня в моей компании я провожу занятия по личностному росту для наших продавцов. Странный перевёртыш: Лев Толстой в лице Константина Левина купцу Рябинину не подал руки, а я – по-старому купчиха – учу торговок работе над собой, используя идеи классика. Какие идеи. А вот. Не живи машинально, веди дневник (мы учимся вести деловой дневник), анализируй день - всё это не просто нужно – необходимо для делового успеха. Только честная работа, истинный интерес к людям и забота о них позволяет создать устойчивое благосостояние – эти мысли постепенно распространяются и «овладевают массами»: наша компания так устроена, что занятия проводят руководители групп и, разумеется, местных «ячеек» нашей компании в городах и весях. По экономическому смыслу это франшизы, но мы их называем РЦК – региональными центрами компетентности. Там не просто продают, но и учат - работе и жизни.
Учат, в числе прочего, и читать. Я постоянно говорю и пишу в нашей корпоративной прессе: хочешь навек остаться мелкой торговкой – можешь не читать книг, довольно аннотаций к товарам. Хочешь стать настоящей бизнес леди, из тех, кто покупает квартиры и дорогие машины - учись, читай, совершенствуйся.
Тот, кто создаёт свой бизнес с нуля, создаёт его силой своего духа, характера, личности.
Профессиональная компетенция это часть духовной силы. Важная часть, возможно, главная, но – не всё. Важен характер, смелость, стойкость. Духовные мышцы можно накачать, как и обычные, физические. В этом нам помогают книги. Разные. Большей частью это не художественная литература, но нередко и художественная.
Любопытно, как эволюционирует круг чтения наших продавцов по мере движения к успеху - перехода от мелкой торговки к предпринимательнице. Начинают с брошюрок, которые издаём мы в помощь нашим продавцам: «Чем вредна ядовитая химия?», «Как продавать наши товары?», «Как сделать презентацию?». Потом переходят к книжкам по психологии, бизнесу. Почитывают книжки по НЛП – нейролингвистическому программированию – модному направлению психологии влияния. Этому этапу соответствует чтение детективов и женской прозы. Говорят, что в том и другом есть какая-то психология, которая им помогает. Некоторые прямо признаются: для расслабления.
Большинство на этом и останавливается. Но кто внутренне готов штурмовать иные вершины – читают более сложные книжки: по маркетингу, управлению персоналом, по той же психологии, но на более высоком уровне. Когда финансовый успех уже пришёл, когда решены бытовые проблемы - некоторые иногда начинают увлекаться вроде бы непрофильным чтением: история, экономика. Это не отдых после трудного подъёма – это переход на новый уровень. Здесь человек пытается вписать себя и свою деятельность в более широкий контекст.
Вообще, чем более успешен человек в бизнесе, тем больше он склонен к «непрофильному» чтению: интересные идеи могут прийти невесть откуда.
Архетип народного сознания: бизнесмены тупы и ограничены – неверен. Разумеется, бизнес – это безграничное море, и плавают там самые разные люди. Я рассказываю о наших – мелко-средних – «дистрибьюторах», как мы их называем. Я говорю о том, что знаю, и не говорю о том, чего не знаю. Я, например, совершенно не знаю людей, которые получили свои бизнесы в порядке приватизации, не знаю мира, где делят бензоколонки, где всё зависит от благосклонности чиновников, о чём много пишут. Я не говорю, что этого нет – просто я живу в другой экологической нише.

Читает ли у нас народ классику? Некоторые – читают. Но обычно оказывается, что такая читательница – учительница литературы в анамнезе или что-то в этом роде.
Оно, может, и к лучшему: наша классическая литература усердно прививала комплекс вины всем, кто занимается бизнесом. Если барышник – значит, плохой. Очень было мало интереса деловому миру.
Вот рассказ Чехова «Случай из практики». Врач вызван к больной – дочери хозяйки текстильной мануфактуры. Выясняется, что хозяйка – вдова, сумевшая «подхватить» мужнин бизнес. В доме вообще нет мужчин, а дело идёт – интересно ведь? Известно (американская статистика): при переходе по наследству выживает только 1/3 предприятий, остальные «загибаются», потому что наследники не умеют управлять. Выходит дело, фабрикантша была женщина хваткая, разумная, волевая. Вот бы и показать, как это всё случилось: вот умер муж, и вот вдова, едва оплакав супруга, засучивает рукава и… Но, как говорится, если бы у бабушки были колёса, это была бы не бабушка, а трамвай. А писатель был бы не Чехов, а какой-нибудь Джек Лондон. Не русский был бы писатель. А по-нашему - нужно ныть. Доктор советует дочке предпринимательницы , молодой девушке, отдать свои капиталы невесть кому и уйти невесть куда. Вот это по-нашему!
Мне рассказывали в Туле, что будто бы сто лет назад в одной из тульских гостиных произошёл такой поучительный разговор. Кто-то сказал: «Вот, господа, граф Толстой учит: надо раздать имущество бедным». На что одна помещица ответила: «Конечно, это же гораздо проще, чем им управлять». Проще, гораздо проще! К сожалению, у нас никогда не было распространено представление о собственности как об обязанности. Отчасти отсюда и дурацкие эксцессы «новых русских».

Наша классическая литература не хотела знать своеобразной романтики Дела. Ей не было интересно показать, как растёт человек, выращивая свое предприятие. Мир бизнеса ей не был интересен, она не понимала бизнеса и бизнесменов и, главное, не хотела понимать. Изумительно, как Бунин мог написать такую нелепую литературщину – «Человек из Сан-Франциско»? Ещё поразительнее, что это вошло в школьные хрестоматии.

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК – БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК

На самом деле то, как меняется человек, выращивая своё дело, борясь с трудностями и препятствиями – интереснейшая тема. И это интереснейшая тема для художественной литературы. К сожалению, я не встречала таких произведений в современной прозе, но допускаю, что я её просто мало знаю.
Странное дело, эти мотивы развивал оплёванный всеми, кому не лень, социалистический реализм. Там были эти темы – борьбы, труда, преодоления. Восхождения.
Я иногда покупаю на книжном развале в нашем посёлке, какую-нибудь книжку 50-х годов, которую я не читала, т.к. в школе её не изучали, а мы в 70-80-е годы такое чтение, понятно, презирали. На этом развале, именуемом почему-то «Пиявкой», можно найти кучу всякого-разного, и всё за пять рублей. Например, я прочла романы Г.Николаевой «Битва в пути» и «Жатва», В. Кетлинской «Иначе жить не стоит» с печатью «Библиотека Кучинской текстильной фабрики». Подумайте: была текстильная фабрика, а в ней – библиотека! Затонувшая Атлантида…
Атмосфера борьбы и труда – очень привлекательна. И очень перекликается с современным предпринимательским духом. То, что герои работали не на свой карман, а, как теперь принято выражаться, «на дядю» – ничего не значит. Им казалось, что - на себя. Они работали так, как если бы работали на себя. А трудности и победы – везде одинаковые. Это только сочинителям детективов кажется, что в мире чистогана все заточены строго на деньги. Фикция экономического человека не проходит даже в экономической науке, а про жизнь и говорить нечего. В жизни люди руководствуются далеко не только и не столько экономическими мотивами. Например, в бизнесе очень сильна коллизия Моцарта и Сальери: многое затевается просто из зависти к таланту.

Как человек духовно растёт, выращивая свой бизнес, как он становится сильнее, крепче, умнее – и богаче! – всё это захватывающе интересная тема.

Мы и сами понемногу пытаемся своими силами рассказать такие истории. От нищеты и полной беспросветности – к респектабельной жизни хозяйки пусть небольшого, но бизнеса. Это не выдумки – это правда. Мы постоянно печатаем такие рассказы – реальные! – в нашей корпоративной газете. К 10-летию компании мы даже собрали их в сборник «100 историй успеха». Очень вдохновляющее чтение для новичков.
Однажды на нашей профессиональной выставке «Intrclean» а Амстердаме я говорила с группой бизнесменов. Речь почему-то (уж не помню, почему) зашла о корпоративной прессе. Я рассказала, что в нашей газете мы постоянно публикуем истории наших дистрибьюторов. «Как бы я хотел прочитать эти истории! – тут же вдохновился один американец. – Мы, американцы, очень любим success stories – истории о том, как маленький человек становится большим человеком».
А в России такие истории как-то не ценятся. Среднему человеку они кажутся выдумкой, притом корыстной.
Но у нас в компании истории успеха любят, ценят и перечитывают. Нашим людям это интересно. Да и вообще, на мой взгляд, это интересно.

NON FICTION

Интересно потому что настоящее, невыдуманное, взаправду было. Вообще, сегодня литература как-то распалась: на литературу факта и чистые байки, которые и не стремятся ни к какому сходству с реальностью даже если там и не фигурируют монстры или пришельцы.
Лев Толстой в конце своей писательской карьеры сказал что-то вроде: не могу больше писать ничего художественного.
Прошло сто лет, и многие даже и прочитать-то никакую беллетристику не могут: как-то не идёт. Я лично за последние несколько лет прочитала только один роман: Ирины Головиной «Побеждённые» - о жизни высшей русской аристократии в пореволюционном Ленинграде. Традиционный русский реалистический роман. Пробовала по рекомендации подруги читать что-то женское из «русского буккера» - даже и не дочитала, хотя читаю быстро и много. Скучно. Всё это мрачное нытьё устарело до рождения.
Что читаю? Только non fiction. В последнее время купила три биографии в ЖЗЛ: Бердяева, Луначарского и Сталина. Прочитала пока только про Бердяева, потому что люблю его собственные работы и часто перечитываю. Сейчас перед сном читаю про Луначарского. Не очень давно прочитала хорошую биографию Чуковского (тоже ЖЗЛ).
Экономика, политика – всё это мне интересно. В последние годы перечитала много классики этого рода – авторов, которых все знают, но никто не читает: от Макиавелли до Макса Вебера. Многих авторов я когда-то проходила по предметам «история государства и права» или «история политических и правовых учений», а вот теперь прочитала, так сказать, в натуре. Они, надо сказать, оказались гораздо умнее своих академических толкователей.
Например, «поп Мальтус» (выражение Ленина) писал вовсе не то, что за ним числится.
Из современных политических писателей выделяю, пожалуй, только С.Г. Кара-Мурзу, который единственный и в одиночку научно изучает, как был устроен и почему погиб Советский Союз.
Сходить в большой книжный магазин или на ярмарку – большое удовольствие. Хоть дом у нас и большой, но книжки всё равно не помещаются. Отдаю в местную библиотеку, хотя не всё отдашь: они просят как раз то, что я не покупаю – детективы и женскую прозу.
Недавно перешла на электронную книгу. Удобно таскать в сумке, вытащил – почитал – убрал. К тому же можно что угодно скачать. Таким образом прочитала наконец «Майн камф»: сильная книга, недаром её так упорно запрещают. Сейчас появился ещё iPad, моя дочка в восторге: даже есть имитация листания страниц. Хотя иногда хочется полистать обычные страницы. Но это мне, а дети обходятся электронными гаджетами.

ЧИТАТЕЛЬ – ПИСАТЕЛЬ

Читают ли дети? Лично мои – да. Подруги дочки – что-то читают тоже, правда, чаще какую-то чепуху. Школа их чтением не руководит. В моё детство были какие-то списки по внеклассному чтению, по истории – сейчас вроде бы нет. Плюрализм.

Нужна ли литература в школе? Уверена: необходима. Это должен быть один из главнейших предметов. И вот почему.

На уроках литературы учат (должны, по крайней мере) писать сочинения. Это умение – жизненно важно для каждого, и его надо развивать в детстве. Недаром и в царской гимназии, и в советской школе было выпускное сочинение. Без него просто не мыслилось окончание средней школы. Было сочинение и вступительное – в любой вуз, от технического до циркового. Гремели революции и мировые войны, а сочинение – писали. Почему? Потому что люди понимали: умение излагать свои мысли критически важно для всякого человека, чья деятельность возвышается над уровнем рытья канав вручную.

Более того: способность излагать мысли – это показатель их наличия.

Потому что слово – это материя мысли, другой материи нет. Если кто-то говорит, что он всё понимает, но не может изложить – значит, не понимает. «Понимает, но сказать не может» – это относится к нашим домашним любимцам (как теперь принято выражаться), а не к нам самим. У человека всё проще: либо не понимает, либо может сказать.
Сейчас в рамках общей дебилизации образования сочинение сначала было заменено изложением, а потом диктантом, который оценивался «зачёт-назачёт», т.е. требовалось уметь написать несложный текст выше двойки. Мой сын, во всяком случае, при поступлении в престижный вуз в 2002 г. писал именно диктант.
Результаты – налицо. Сегодня средний служащий не способен ничего внятного написать. Мои молодые офисные сотрудники оказываются иногда перед лицом важного профессионального вызова: необходимости, к примеру, написать внятное объявление для дистрибьюторов. Чаще всего они с этой амбициозной задачей не справляются и идут к нашей профессиональной журналистке, которая делает газету. Она у нас одна умеет не затруднённо писать на родном языке.

Неумение писать приводит к запутыванию и осложнению жизни.
Отечественные предприниматели почти никогда не пишут протоколов своих переговоров – потому что не умеют, не привыкли, им это мучительно трудно. В результате теряется масса энергии для восстановления того, кто что имел в виду. Наверное, письменность когда-то и возникла по причине таких недоразумений.
Договоры, которые у нас составляются, мутны и невнятны. В среднем бизнесе это, как правило, просто слегка адаптированная болванка из сборника гражданско-правовых договоров. То, что пишут юристы, тоже не блещет ясностью. Крайне редко можно встретить внятное изложение того, кто что будет делать и как будет происходить то, о чём договорились стороны.
Я приписываю такое положение не только российскому природному легкомыслию, но и простому неумению. Функциональной неграмотности. А с чего грамотность-то, если сочинения не пишут? (Про скачивание сочинений, курсовиков и дипломов – отдельная тема).

Не существует какого-то особого, отдельного умения – излагать. Мысль рождается в словесной оболочке. Если оболочки нет – это не мысль, а, так сказать, предчувствие мысли. Судить об истинности и ложности такой предмысли – невозможно. Нельзя оценить то, чего пока нет.

Руководитель, который делегирует написание важных, стратегических документов кому бы то ни было, тем самым делегирует процесс мышления. Именно поэтому я все важные, стратегические документы нашей компании пишу сама. От слова до слова. И вовсе не потому, что делать нечего или меня это безмерно развлекает. Просто это относится к тем видам деятельности, которые нельзя поручить никому. В принципе.

Так обстоит дело и в маленькой фирме, и в большом государстве.

Вообще, в деятельности любого руководителя всегда стоит вопрос: что делать самому, а что поручить сотрудникам. Так вот великие государственные деятели никогда не поручали за них писать что бы то ни было. Находили время и силы. Иван Грозный, Екатерина II, Ленин, Сталин – трудно представить себе, чтобы они поручали писание своих текстов безвестным проходимцам. Сегодня это норма. Статьи, выступления государственных мужей пишут спичрайтеры, а те – зачитывают.
Вот наш Президент готовит послание Федеральному Собранию. «Президент уже возвращал на доработку один вариант, а свежую версию он не может прочитать из-за напряженного графика и постоянных командировок, говорят в Кремле», - сообщает в неизбывной простоте «Газета.ру».
Что это значит? Значит, что государственная мысль у нас находится в руках каких-то невнятных секретарш или референтов, которых никто не выбирал. Целая страна живёт по их представлениям и предписаниям. Вас ещё удивляет, что живёт именно так, как живёт? Меня – нисколько.
Говорят, что во всём мире так, это общепринятая практика. Не знаю, кто там что пишет, но моя бабушка говорила: «Лев Николаевич повторял: «Огромное количество дурных дел и даже преступлений делается благодаря одной фразе: «Все так делают». Очень глубокая и мудрая мысль.

Если в школа откажется от писания сочинений и от выпускного сочинения – дебилизация пойдёт, как говорится, опережающими темпами. Впрочем, она и сейчас не тормозит.

Нужно ли изучать классику? Я считаю – нужно. Это даёт навык чтения затруднительных текстов, текстов, не понятных «влёт». Разве это не нужный навык – читать, вникая, разбирая, комментируя? По-моему, полезный для человека любой специальности.
Не говоря уж о сведениях по истории, психологии и т.д., которые можно оттуда почерпнуть. Потом, классическая литература – это то, чем мы как народ гордимся. Что ж мы – бросим изучать нашу гордость в школе? Тогда через поколение это будет забыто, и гордиться будет нечем.
Может быть, стоит заменить некоторые произведения в школьной программе, но я тут не специалист, я толком не знаю, что сегодня «проходят». Но вот, например, из Тургенева я бы взяла не «Отцы и дети», а повесть «Дым»: гораздо актуальнее – там интересные мысли о России и Западе. Из Островского, конечно, надо взять не «Грозу» с «Бесприданницей», а что-нибудь вызывающее отклик в современных сердцах – «Бешеные деньги» или «Последнюю жертву». Мой сын с огромнейшим интересом просмотрел ВСЕ «экономические» пьесы Островского в Малом театре. Но он, правда, уже не школьник и чуть-чуть успел хлебнуть предпринимательского лиха.
Если мы забросим преподавание литературы в школе, результатом будет одичание. Оно уже идёт. Люди явственно предпочитают слову – картинку. Картинку в телевизоре или книжку-картинку. Не для трёхлетних – для взрослых. Это гораздо опаснее, чем принято думать. Слово – это плоть мысли. Упадок слова – это упадок мысли. Школьная литература способна этот упадок остановить.
Subscribe

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments