domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

О вреде труда

Пока я собиралась написать о проекте отмены стипендий, знаменитый Дворкович взял свои слова обратно. По известной шутке: я хозяин своему слову – хочу дам, хочу обратно заберу. Но дело даже не в этом, дело в принципе, в подходе. А официальный подход такой: студент должен трудиться во время учёбы. Многие относятся к этому с умилением: экие трудолюбивые, не успел поступить, ещё и не научился ничему, а уже трудится. Имеется мнение, что, не потрудившись и не спроворив себе несколько строчек в CV, – ни на какую приличную работу не попадёшь. Работодателю плевать, что ты окончил – ему подавай экспириенс.

На самом деле такому положению вовсе не надо умиляться.

То, что студенты работают, означает одну простую и очевидную вещь – то, что они не учатся. Впрочем, учиться у нас принято очень мало и плохо не только по причине работы, это вообще наша добрая традиция; об этом писали ещё в сто лет назад знаменитые авторы «Вех».
То, что в наши дни в нормальном массовом вузе называется учёбой – это просто торопливое запихивание в голову перед экзаменами какой-то схоластической, дурно переваренной муры, которую во что бы то ни стало нужно донести до экзамена. А после сдачи она выбрасывается, как порожняя тара: больше она ни на что, никому и ни зачем не требуется.

Стригусь в парикмахерской. Беседую со знакомой парикмахершей, хорошей, кстати. Она, как водится, студентка.
- Скоро сессия, – говорю. – Какие предметы сдаёте?
Девушка, хихикая, начинает припоминать изучаемые предметы. Что-то…это… ну, типа менеджмент какой-то, работа с персоналом, ну это… В общем, ещё есть время до сессии.
И, знаете, я её понимаю. К чему ей эта схоластическая мура? Нафиг сдался ей этот менеджмент, да ещё в исполнении человека, который никогда ничем не управлял, а маркетинг – того, кто сроду ничего не продавал, когда у неё уже сейчас есть прекрасная профессия – парикмахер? Эта профессия её, надо понимать, кормит и даже позволяет подкармливать знатоков экономикса и HR-менеджмента.
Эта девушка – работающая студентка? Формально, видимо, так. А по факту она парикмахерша, покупающая в рассрочку диплом о «верхнем» образовании. Зачем он ей нужен? Ну, просто чтоб соответствовать некой социальной норме, предписывающей иметь диплом. Не будь этой нормы – стала бы она гоношиься? Да никогда! Она бы лучше лишнюю сумочку себе купила на сэкономленные средства.
Среди молодых служащих моей компании студентов сколько угодно. Куда-то они ездят, что-то сдают… Никакого отличия я в них, отучившихся, не вижу. Я их учёбу не поддерживаю, но и против ничего не имею – всё-таки не водку пьют, а шпоры кропают…

Высшее образование всё больше превращается в некий социальный ритуал, а вовсе не в подготовку специалистов. По сути дела специалистов готовят всего несколько институтов и факультетов. Под специалистами я разумею тех, кто способен делать нечто, чего нельзя делать просто слегка «наблатыкавшись» на рабочем месте. Все вообще-то знают эти вузы: МИФИ, МФТИ, ещё кое-что, общим счётом до десятка. А от выпускников бесчисленных эколого-политологических и финансово-экономических никто всерьёз никаких познаний и не ожидает. Так, сидеть офисным планктоном, в компьютер тыкать… Говорить об этом как-то неполиткорректно, но внутри себя все так если не думают, то чувствуют.

Так вот и надо сделать простое и очевидное.

Закрыть 9/10 вузов, о чём я многократно писала. Пускай те, кто реально и потенциально в них учится, идут себе мирно работать. Пусть становятся продавцами, парикмахерами, строителями, развозчиками воды в офисы и кем там ещё… То есть ровно тем, кем они сегодня и являются. Пусть не отвлекаются на ту муру, которая сегодня считается учёбой. Пусть лучше усовершенствуются в своём деле. Авось будет у нас чуть меньше косоруких неумех. При этом им ничто не мешает в свободное время читать книги, посещать лекции, воскресные семинары, тренинги. Эти люди наконец перестанут сидеть меж двух стульев и займутся делом не кое-как, урывками, а всерьёз.

А те, кто идёт в вузы (их должно быть процентов 10 от сегодняшнего количества) – те должны учиться, учиться и учится. Для этих надо создать условия одновременно сверхкомфортные и сверхтрудные.
Сверхкомфортные в том смысле, что платить им высокую стипендию, на которую реально можно прожить. Дать им хорошие бесплатные общежития. Но учёба должна быть не partie de plaisire, не продление счастливого детства. Учёба должна быть реально трудной работой, а не милой игрой в поддавки с препами, которым вообще-то всё фиолетово. Естественно, и с преподавателей должен быть высокий спрос - при высокой зарплате. Не справляешься – отчислять на раз.
Учёба должна быть настолько трудной и сложной, что десять раз подумаешь, стоит ли надевать на себя это ярмо. Может, лучше, чем гробить молодую жизнь, ограничиться посещением популярных лекций в Политехническом музее? Или там по Discovery что-нибудь поглядеть…
А то сегодня учиться – просто развлечение. По гуманитарным специальностям (а их сегодня большинство) – вообще курам на смех. Помню, ещё лет 15 назад мы с моей секретаршей выдумывали «от фонаря» для неё ответы на вопросы к экзамену по дивному предмету «теория предпринимательства». И всё прекрасно сошло – пятёрку получила. Училась она, к слову сказать, не в образовательном новоделе, а в солидном вузе – Академии управления (ныне ГУУ).
Вообще всякий начитанный человек может вот так, без подготовки пойти сдавать любой гуманитарный предмет – и сдаст. Не на пятёрку, пускай на тройку, но сдаст. А почитав денёк учебник – сдаст и на пятёрку.

Работать ради денег - студенты не должны вообще. Я бы лично запретила любую работу кроме той, которая выполняется в рамках учебного плана. Тогда в определённых случаях за эту работу они могут получать деньги. А так – стипендия. Повышенная, если хорошо учишься.
По-видимому, что-то подобное было на рубеже 40-х и 50-х годов, когда учились мои родители. Стипендия тогда была только немного ниже зарплаты, которую они получили, когда начали работать. То есть, по-видимому, это была сумма, которую получал обычный, не слишком квалифицированный, работник и на которую можно было жить – не роскошно, но всё-таки. А работа вузовского преподавателя тогда была запредельно престижной, опять-таки по рассказам родителей. Потому и были достигнуты впечатляющие успехи в науке и технике. А сегодня в Сколково собираются завозить иностранцев. Ничего из ничего не рождается!

Разумеется, поступление в вуз должно быть только бесплатным и только по результатам вступительных экзаменов, принимаемых преподавателями этого вуза. А поскольку учиться будет очень трудно, то лезть туда, не имея достаточных оснований смысла не имеет. Трудность учёбы сама по себе способна существенно снизить злоупотребления при поступлении.
Если мы хотим развиваться, нужно в первую очередь строить систему образования. Малообразованные большевики это понимали и действовали в этом направлении. А высокообразованные, с учёными степенями и fluent English’ амии современные начальники – ни в зуб ногой.
Не иначе, много подрабатывали во время учёбы.
Subscribe

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • ЧТО Я ПОМНЮ О ЕЛЬЦИНЕ

    По телевизору казённые торжества по случаю 90-летия Ельцина. Путин произнёс прочувствованную речь: «Что отличало Бориса Николаевича - отличало…