domestic_lynx (domestic_lynx) wrote,
domestic_lynx
domestic_lynx

Category:

О корпоративном государстве и трудовой морали

Редактор попросила меня дополнить статью "Аморальный бизнес" более пространными соображениями, что же надо делать, чтобы российский бизнес стал более пристойным да и качество труда возросло. Я написала несколько страниц, которые и выкладываю.
А саму статью "Аморальный бизнес" можно найти в моём журнале за январь.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

Принято считать, что формирование нового религиозного сознания – чрезвычайно длительный процесс, тут требуются чуть ли не века. К тому же, религиозная энергия у современного белого человечества истощилась, отпадение от веры стало массовым. Заставить религиозного человека уверовать по-новому гораздо легче, чем заставить уверовать атеиста или религиозно индифферентного человека. Наверное, в определённой степени это верно.

Значит, нам что же – нечего ловить?

Мне кажется, дело обстоит не так уж безнадёжно.
Целенаправленное внедрение каких-то идей в массовое сознание – дело возможное и не такое уж долгое, особенно, если люди подспудно готовы эти идеи принять. Если эти идеи им нужны, даже если они сами об этом не догадываются. Речь идёт не о религии в полном смысле слова, но об идеологии – гибриде философии с религией. Идеология – это философия, отчасти мораль, воспринятые религиозно, на веру. «Массы как таковые не могут усваивать философию иначе, как веру», - справедливо писал Антонио Грамши в «Тюремных тетрадях». Основоположник итальянской компартии был не вполне марксист: он считал, что меняет общественный строй идея, внедрённая в культурный код народа, и тут он, на мой взгляд, был прав.

Взгляды людей меняются, формируются новые идеологемы, которые успешно внедряются в сознание и становятся практическими регуляторами поведения. Во всяком случае, это вполне возможно.
В моём малом, как выражаются итальянцы, я наблюдаю это постоянно. Известно, что наши люди, особенно интеллигентых профессий, традиционно глубоко презирают торговлю, торгашей и всё, что с этим связано. Всё это считается грязным, второсортным; торговать можно только по крайней нужде, если уж совсем припечёт.
Но вот какое дело. Одна из моих компаний – именно торговая, продаёт товары для уборки с помощью тысяч мелких продавцов-консультантов. С самого начала мы работали над повышением самооценки этих мелких торговцев, над формированием самоуважения, на своих занятиях я рассказывала им о роли торговли в экономике вообще и в развитии капитализма в частности. Особенно, помнится, им понравилось, что известный русский экономист Туган-Барановский высоко ценил роль коробейников в развитии русской промышленности, считал их своего рода движущей силой русской индустрии.
На наших корпоративных занятиях мы постоянно говорим, что «не обманешь – не продашь» - это не наши методы, что мы любим и уважаем своих клиентов и стремимся максимально удовлетворить их требования; мы не просто торговки – мы учим наших покупателей более здоровому и рациональному быту, несём им знания и здоровье. То же самое мы постоянно пишем в нашей корпоративной прессе.
И что же? Прошло чуть более десяти лет – и люди (взрослые люди!) стали массовым образом по-другому смотреть на вещи. «Торговля» перестала быть ругательством, чем-то стыдным и вынужденным. Многие гордятся своим занятием, привлекают к нему своих детей – последнее особенно показательно: детям мы всегда желаем самого лучшего и никогда не будем вовлекать в то, чего сами не уважаем. Самые шустрые организуют своего рода пункты продаж и распространения знаний на местах – в городах и весях, становясь маленькими предпринимателями. Никакого классового антагонизма у нас нет и в помине: каждый может стать маленьким трудовым «буржуем».

Поэтому я на собственном тринадцатилетнем опыте вполне убедилась в действенности таких древних методов как пропаганда и воспитательная работа. Тут только есть одна важная деталь: сам пропагандист должен верить в то, что говорит. Нулевая эффективность и даже обратное действие советской пропаганды эпохи упадка объясняется именно этим – отсутствием веры у самих пропагандистов. Я где-то читала, что Геббельс, впервые услышав выступление Гитлера, записал в своём дневнике: «Этот человек опасен, потому что он верит в то, что говорит». «Верить в то, что говоришь» - это закон успеха любой пропаганды. Обратное ведёт, соответственно, к обратному эффекту.

ИДЕОЛОГИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА

Но прежде, чем пропагандировать идею, её надо иметь. Какая идея может стать для нашего народа благотворной и даже спасительной? Уверена: это идея ОБЩЕГО ДЕЛА. Общего дела, в котором есть место всем – и капиталисту и рабочему, и изобретателю и техническому исполнителю. Все они трудятся на благо целого – страны, народа. У них не антагонистические интересы, как учит марксизм, а общая цель – процветание своей семьи, своей фабрики, своего посёлка, своей страны. Собственность в такой идеологии выступает не как привилегия, а как обязанность. Славянофил Хомяков именно так смотрел на земельную собственность. Он считал свою роль помещика и землевладельца религиозной обязанностью – организовать труд людей на земле. Но помещику Хомякову земля была дана свыше, а капиталист сам организует своё дело. Его предпринимательский доход – это плата за риск и гонорар за идею.

Я давно заметила: наёмные работники при достойной организации дела не испытывают никаких предписанных марксизмом негативных классовых чувств к боссу-предпринимателю, если тот относится к ним справедливо, работа налажена разумно, дело спорится, есть какие-то перспективы выдвижения и вообще улучшения своего положения внутри организации.
У моего мужа в его маленьком IT бизнесе был программист, впоследствии он стал IT менеджером всех наших бизнесов. У нас он познакомился с девушкой, с которой они впоследствии поженились. Девушка мне показалась перспективной и способной, и я предложила ей стать моей компаньонкой по новому бизнесу, который мы с нею и организовали – так что девушка превратилась из служащей в маленькую предпринимательницу. Как относятся к нам наши молодые коллеги? Да точно так, как мой муж, например, относится к своему бывшему завкафедрой – как к старшему товарищу и больше ничего. И такая атмосфера – не особенная редкость. Люди склонны уважать начальника, лидера, того, кто ведёт, кто организует. Это внутренняя душевная потребность. Кстати и любой «культ личности» вырастает из этой потребности. Только вот далеко не все боссы, что называется, подают поводы к таким чувствам.

Впрочем, тут требуется важная оговорка. Люди уважают тот бизнес, который человек создал сам и с нуля. То есть трудовой. Бизнес, полученный в результате «прихатизации», свалившийся невесть откуда, т.е. бизнес паразитический - не уважается. Отвратительное впечатление производят роскошества этих назначенных от начальства «бизнесменов»; кстати, трудовой буржуй роскошеств особых себе, как правило, не позволяет по простой причине: у него нет шальных и вообще лишних денег. Как может относиться трудящийся к тому, кто имеет наглость не платить или задерживать зарплату, при том, что сбыт есть? Вот именно…
Когда, помню, в 90-е годы в прессе было принято писать о какой-то особой злобной завистливости бывших «совков» к людям успеха - бизнесменам – так вот это было намеренное или по глупости смешение мух с котлетами. Тех, кто затеял бизнес и преуспел в нём – вполне могут уважать. Ну а олигархов и прочих капиталистических назначенцев не уважают как социальных паразитов. И в этом проявляется верный нравственный инстинкт народа. Разумеется, бывают и завистники, и всё, что угодно – я говорю о генеральной тенденции.
«Руководители промышленности являются, в существе, вождями мира; если в них не будет благородства, то никогда не будет более аристократии, - писал Карлейль двести лет назад. – Пусть вожди промышленности уединятся в свои собственные сердца и торжественно спросят: можно ли там открыть что-нибудь кроме волчьего голода к тонким винам и раззолоченным экипажам… Трудящийся мир столько же, как и воюющий мир не может быть руководим без благородного рыцарства труда и законов, и определённых правил, из него вытекающих… Ты должен добиться искренней преданности твоих доблестных военных армий и рабочих армий, они должны быть и будут упорядочены; за ними должна быть закономерно укреплена справедливая доля в победах, одержанных под твоим руководством; они должны быть соединены с тобой истинным братством, сыновством, совершенно иными и более глубокими узами, чем временные узы подённой платы…» («Прошлое и настоящее», гл. «Вожди промышленности»).

Такое отношение к делу постепенно воспитывается, формируется, и наиболее благоприятная среда для его формирования – это корпоративное государство. Государство, в котором все работают на общее благо, на благо страны, – каждый на своём месте. Когда-то Ленин говорил, что нужно превратить всё народное хозяйство в единую фабрику – та же идея корпоративного государства. В корпоративном государстве нет плодородной почвы для классовой розни. И для работника, и для буржуя высшей ценностью является благо народа и государства, а не нажива.
Сегодня эта идея общего дела массовым порядком не существует: в основном каждый бьётся за свой эгоистический интерес – кто наживается, кто выживает, но каждый за себя. Такая атмосфера не способствует честному и качественному труду. В тех местах и в тех случаях, когда атмосфера общего дела всё же возникает (хотя бы локально) – качество работы заметно улучшается.
Есть ли что-то новое в идее корпоративного государства? Разумеется, нет. Она лежала в основе «Доктрины фашизма» Муссолини, да и немецкого нацизма тоже. Совершенно не следует этого стесняться и тушеваться: в конце концов, все политические идеи восходят к трудам Платона и Аристотеля и, можно сказать, являются комбинацией и развитием их идей. И от слова «фашизм» не следует шугаться, как сельская кляча от трамвая. «Fascio» - это пучок, символ единства, и больше ничего. Помните старинную, чуть ли не античную притчу о венике (она рассказана в «Азбуке» Л.Толстого): по одной веточке веник сломать просто, а поди сломай целиком! Разумеется, прямо вот так взять да и назвать желательную общественную систему фашистской – нельзя, народ, что называется, не поймёт. Коннотации у этого слова больно уж не того… Но совместить сильные стороны социализма и капитализма, по-видимому, способно только корпоративное, национально ориентированное государство. Эта идея сегодня, что называется, носится в воздухе, и к ней приходят с разных сторон многие. В частности и со стороны предпринимательской морали и качества труда.
Корпоративное государство должно взять на себя роль генерального планировщика. Контуры народного хозяйства должны быть намечены твёрдой рукой и сверху: «невидимая рука рынка» ни при каких обстоятельств не сможет создать ничего, превышающего закусочную. (Впрочем приличную закусочную способен создать только свободный рынок: плановая экономика скорее породит космодром, чем закусочную). Цели развития, образ результата – всё это задачи государства. Ну а будут цели, задачи, ресурсы, соответствующие целям – тогда может и должен вступить в игру частный бизнес. Ему должны быть указаны его задачи и поставлены внятные ограничения. Это что-то вроде детской книжки-раскраски: есть контуры, а раскрашиваешь ты и как хочешь. Разумеется, бизнес допустим только тот, который создаёт новое, а не паразитирует на уже созданном раньше. Собственно, именно так это замышлялось в эпоху кооперативов, по крайней мере, я тогда это именно так понимала.
При таком подходе к делу бизнес может постепенно стать общественно полезным, а не общественно разрушительным.

Наиболее сложный вопрос в этой конструкции: кто такое «государство»? Государство ведь это не что-то абстрактное – это его аппарат. Чиновники то есть. Каковы у нас чиновники – знает каждый. Мне кажется, тут происходит что-то аналогичное бизнесу и всему обществу в целом. У каждого отдельного человека нет большой и значимой цели кроме личного обогащения. У чиновника, в отличие от бизнесмена, нет даже горизонта планирования в пару лет: могут снять завтра. А потому: хватай сегодня. И хватают. Потому что, повторюсь, нет больше никаких целей и ценностей, кроме шкурных.

Будь у нас идеология общего дела, корпоративное государство – место в нём нашлось бы и чиновникам. И наградой было бы им наилучшее служение этому государству, а не имущество. Кстати, в платоновском идеальном государстве сословие «стражей», из которого рекрутировались чиновники, вообще не имело имущества в собственности. В сущности, излишнее имущество - это всегда признак душевного неблагополучия и жизненной нереализованности. Маркс, у которого бывали проблески гениальности, говорил что-то вроде: чем беднее твоя истинная жизнь, тем больше отчуждённая жизнь, т.е. имущество. Разумеется, не все воруют и пилят бюджеты по причине жизненной нереализованности – некоторые просто потому, что воры по натуре. Но важность религиозной (или идеологической) санкции деятельности – никак нельзя недооценивать. Она одинаково важна для человека любого рода деятельности и социального положения.
Именно на этих путях лежит разрешение проблемы деловой морали и качества труда.
Я лично не исключаю, что речь может идти даже не только об идеологии, но и новой религии. Она сможет иметь прочный успех и принесёт пользу, если это будет религия честного, созидательного труда. Появление новой религии предсказывают и астрологи, и эзотерики. В самом деле, сейчас идёт не слишком заметный, но настойчивый религиозный поиск. Как когда-то в древние времена активизировались пророки и лжепророки. Уходит наивный позитивизм господствующего мышления. Открываются эзотерические сущности. Многим это кажется мракобесием и несусветной чушью, что во многих случаях именно так и есть. Но это не отменяет общей – полезной – тенденции.
В 1923 г. Николай Бердяев написал эссе «Новое Средневековье», сделавшее его знаменитым на Западе. Там он предсказывал возникновение новой религиозной эпохи – когда всеми сторонами жизни, как в Средние века, будет заведовать религия. Нельзя исключать, что наша страна сумеет «сделать карьеру» именно в эту эпоху. В том числе и построить производительный и честный капитализм. Хотелось бы в это верить.
Subscribe

  • ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ?

    Еда – дорожает. Этот непреложный факт пытаются замаскировать разными способами: манипуляциями с упаковкой, нажимом на аграриев, а также на…

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ?

    Еда – дорожает. Этот непреложный факт пытаются замаскировать разными способами: манипуляциями с упаковкой, нажимом на аграриев, а также на…

  • ЗАСТАВИТЬ ВСЕХ ПРИВИТЬСЯ ОТ КОВИДА

    Опять заболеваемость ковидом пошла вверх, словно в довакцинные времена. Люди реально болеют и умирают; теперь уже у каждого есть какие-то…

  • ОТКУДА ВЗЯТЬ СЕЗОННИКОВ?

    Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Министерству труда, Министерству внутренних дел и Министерству сельского хозяйства проработать вопрос о…